Для любого общества характерно то, что с утратой или снижением
уровня и духовных ценностей возрастает число детей, оставшихся
без попечения родителей. Наглядно это прослеживается в экстремальных
ситуациях (война, экономические кризисы), а также в период кризиса
социальной системы. Всё это мы уже более десятилетия наблюдаем
в России. По количеству детей-сирот - 684 тысячи - мы уже в начале
2000 года "догнали" послевоенное время. При этом почти 90 процентов
детей-сирот имеют живых родителей.
Сегодня о детях-сиротах, слава Богу, заговорили наконец на самом
высоком уровне. В столице открываются приюты для детей (приступили
к работе уже более 7 из 11 намеченных), практически решена "проблема
улиц". Правда, по-прежнему "кишат" беспризорниками московские
вокзалы; по признанию самих подростков, их пребывание здесь выгодно
некоторым законоблюстителям - именно на свободолюбивую юную братию
правоохранительные органы "списывают" большинство преступлений.
Тем не менее хочется верить, что общими усилиями при поддержке
государства и наличии единого координационного центра, связывающего
работу министерств внутренних дел и здравоохранения с органами
социальной защиты, нам удастся справиться с этой бедой. Правда,
недостаточно "поймать и накормить" всех беспризорников, прежде
всего ребятам необходимы наша любовь и участие в их судьбе. Главное
- добрая воля, готовность помочь, а Господь всё устроит. Сам -
направит, научит, подскажет, иными словами, поведёт Своим путем
и детей, и наставников.
Журнал "Русский Дом", как обычно, не обходит стороной самые острые
социальные проблемы. В ответ на статью о православном детском
доме "Павлин" ("Непривитые деревца", №8 за 2000 г.) я получила
письмо из Сибири от подростка из школы-интерната для слепых и
слабовидящих детей. Вот что он пишет: "Не каждый из людей, тем
более педагогов (! -М.Ш.), может понять, полюбить или просто поговорить
с ребёнком, у которого за плечами нет ни прошлого, ни родителей,
ни ласки, ни любви, ни понятия о Боге. Чтобы полюбить, понять,
поговорить с ребёнком, у которого нет дум о будущем и настоящем
- надо иметь очень доброе сердце. У нас в школе-интернате работает
много педагогов с несколькими высшими образованиями, но Господь
не дал им такого сердца, как у простого человека, который может
понять, помочь, полюбить, просто обогреть..."
Я попросила столь юного, но рассудительного не по годам мальчика
рассказать о себе. Вот его судьба:
"Родился я 14-го января, на Василия Великого, в городе Тайге.
Родители мои - Римма Сингатуяловна, татарка, и Виктор Анатольевич
Ч. - русский. В семье я один ребёнок, но у мамы в первом браке
была дочь, звали ее Ирина (к сожалению, я ее ни разу не видел,
кажется, она проживает где-то в Новокузнецке или его окрестностях).
До 8 лет я жил с родителями, всяко приходилось жить. До 5 лет
ничего не припомню, а вот после пяти отчётливо помню, что родители
пили чуть ли не каждый день, от пьяных мне много раз попадало,
заставляли искать им водку. Раз я нигде её не нашёл, и за это
папа избил меня шлангом. После этого я даже не мог ходить и писал
под себя. Наконец папа устроился на работу, но долго там не продержался:
его уволили по 33-й статье: за то, что он употреблял спиртные
напитки. Так же всё происходило и у моей мамы.
Когда мне было 9 лет, помню, жил у одной знакомой бабушки. Долго
находиться у неё я не мог, и мне пришлось возвратиться "домой",
где я никому не был нужен. Мне приходилось ночевать в подвалах,
на улице, в теплотрассах. Через некоторое время маму посадили
в тюрьму за то, что они вместе с папой украли на макаронной фабрике
несколько мешков муки. Я остался с папой в разваленном домике,
где не только не было света, но даже печки, правда, была кровать,
а на ней разные тряпки, чтобы спать было мягче. Кушать, конечно,
было нечего: мне приходилось просить у людей, а иной раз собирать
по мусорным бакам бутылки, - я потом их сдавал и покупал себе
что-нибудь покушать, чтобы утолить голод. А папа в это время гулял
с другой женщиной, и у меня на глазах происходили такие вещи,
что даже и передать невозможно - жутко. Я пошёл к той бабушке,
о которой упоминал ранее, чтобы покушать, но она меня отвела в
детский приют "Лучик".
И вот с 9 лет я жил в приюте, где и познакомился со своей крёстной
мамой, которая работала в приюте фельдшером. И вот как-то утром
(это было в феврале, на Прощёное воскресение) я впервые переступил
порог храма Божия. Сейчас вспоминаю, как я шёл в храм: в то время
я ещё не знал, куда иду и зачем. В этот день на улице шёл снег,
- пушистые хлопья падали, медленно устилая землю белым покрывалом.
Я попытался поймать снежинку, поймал, и она растаяла у меня на
ладони. В то время я не мог задумываться: откуда взялись эти загадочные
снежинки, столь красивые и совершенно непохожие друг на дружку?
А в храме уже шла служба. Переступив его порог, я, ошеломлённый,
замер на месте - так это меня потрясло. Этот день я никогда не
забуду: роспись стен была пронизана светом и теплом, - мне показалось,
что стены сияли. Всю службу я простоял-просидел с поднятой вверх
головой, до того меня поразило благолепие дома Господня. Мне там
так понравилось, и я попросил, чтобы меня ещё сводили туда. К
великому сожалению, мою крёстную вскоре уволили за то, что она
водила детей в церковь в воскресные дни. Это меня потрясло. За
некоторое время я немного узнал о Боге и попросил, чтобы меня
окрестили. И это, к великой моей радости, произошло 22 апреля
1995 года. Я стал православным человеком и теперь могу участвовать
в Святых церковных Таинствах. Через некоторое время я исповедался
и причастился Святых Христовых Тайн. После этого у меня была такая
радость, что её невозможно передать: я готов был всех людей обнимать
и целовать.
Постепенно мне разрешили ходить на вечерние Богослужения, а через
некоторое время я уже мог ходить на Божественную Литургию. Буквально
через 10-12 дней я уже служил в алтаре - помогал батюшке! Поначалу
было очень трудно, но потом привык - Господь помог.
Конечно, в моей жизни не всё гладко, но я твёрдо верю, что не
сойду с истинного пути - пути к Господу. Встать на этот путь мне
помогли духовный отец и крёстная мама, которым я очень благодарен.
Так я познавал азы православной веры: ходил в воскресную школу,
где нас учили не только Закону Божиему истории Русской Православной
Церкви, но и общению с людьми. За 4,5 года, прожитых в Церкви,
я многому научился, сделал какие-то, хоть детские, но выводы.
Через три года моя мама, слава Богу, досрочно возвращается из
тюрьмы. У меня появляется надежда, что она меня заберёт и у нас
всё будет хорошо: мама не будет ни воровать, ни пить, ведь она
мне обещала. Я, наивный, верил и с нетерпением ждал, что это скоро
произойдёт и постоянно спрашивал то у директора приюта, то у мамы:
скоро ли я уйду домой? Мне говорили, что скоро, - вот мама устроится
на работу, и я пойду жить домой, у меня будут кошка, собачка и
даже церковный уголок, где будут стоять иконки, - вот такие были
у меня мысли. А вышло? Вышло всё не так, как я мечтал... Увы,
враг рода человеческого не дремлет, он то и дело думает, как бы
поймать человека на какой-нибудь слабости. Мама с папой развелись,
и после этого мама начала сильно пить, думала, что водкой зальёт
своё горе.
Через полгода после возвращения мамы из тюрьмы меня увезли в
другой город, в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей,
где я и по сей день учусь и служу Господу в храме святителя Николая
Чудотворца. В этом году я заканчиваю школу и поступаю в Омское
Духовное училище. Вы спросите: почему не в семинарию? Просто хочу,
чтобы меня скорее рукоположили, а потом переведусь на заочное
обучение.
Прошу Вас поминать меня и моих родных в своих молитвах".
Этому мальчику, можно сказать, повезло: встретились на его пути
добрые люди. Хотя без дальнейшей поддержки ещё неизвестно - сможет
он добраться до Омска, найдётся ли человек, который оплатит дорогу
и питание подростка, иначе его, как и тысячи российских мальчишек,
ожидает вокзал - и всё. "Необходимо хотя бы малейшее участие в
судьбах детей, пусть даже одному ребёнку станет легче", -рассказывает
воспитатель одного из московских реабилитационных центров. Недавно
столичные школы-интернаты облетела весть об очередном ЧП: покончила
с собой бывшая детдомовка 21-летняя Катя. Официальная версия гласит:
умерла от голода. Но знакомые Кати утверждают, что она решилась
на этот отчаянный шаг из-за духовного голода: не смогла построить
жизнь, связалась с приезжим, а участия и поддержки так ни в ком
и не нашла.
По данным социологов, такое явление будет со временем усугубляться:
чем больше люди будут "отгораживаться" друг от друга, тем сложнее
им будет решать духовные и жизненные проблемы. Особенно это явление
характерно для больших городов. Сегодня человек подобен "пловцу"
сквозь жестокое житейское море: со средними способностями, без
посторонней поддержки, вряд ли удастся добраться до финиша.