Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

Оглавление

Кубанская битва

А. Тимофеев

Весной 1943 года на Кубани взошла грозная звезда одного из самых доблестных воинов в истории Руси. Встретивший войну 22 июня 1941 года безвестным командиром звена, в 1943-м тридцатилетний капитан Александр Иванович Покрышкин стал легендарным героем, сыгравшим видную роль в разгроме хваленых германских люфтваффе. Это не громкие слова, не преувеличение. Это - истина, подтвержденная фактами.
О таланте летчика и командира, будущего трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Покрышкина в самом ожесточенном и напряженном во всей второй мировой войне Кубанском воздушном сражении захватывающе интересно поведал читателю писатель-историк Алексей Тимофеев. Выходу в свет каждой его книги о прославленных советских военачальниках, героях войны предшествует многолетняя работа в архивах, изучение документов, встречи с очевидцами и свидетелями славного прошлого страны. Нынешняя публикация в нашем журнале - не исключение из правил.

 

 "И сошлись грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими ногами умирали... На том ведь поле сильные полки сошлись в битве. Выступили из них кровавые зори, а в них сверкали сильные молнии от блистания мечей".

Сказание о Мамаевом побоище

Часть I

"Утверждают, что жизнь человека идет кругами, по спирали вверх. Я вынужден поверить в это... " - пишет А.И. Покрышкин, вспоминая возвращение на фронт в апреле 1943-го. Снова Краснодар, станица Крымская, над которыми летит он уже не наблюдателем на Р-5, а командиром эскадрильи новейших истребителей. Переживания и беды тридцатых годов остались далеко позади, за перевалами военных лет. Сейчас в памяти оживали светлые картины - мечтания о полетах, много солнца, велосипедные гонки к морю, парение на планере над станичными садами... Александр Иванович Покрышкин

Разжатая спираль наступления возносила Покрышкина над небывало широким в том году, похожим на море разливом Кубани, над разрушенной и обгоревшей казачьей землей. Краснодар был освобожден 12 февраля. С аэродрома Александр Иванович поехал со своими летчиками в город, побывал у разбитого дома - "стоквартирки", где жил, у взорванного немцами здания аэроклуба. Черные пустыри и стены, обгоревшие стволы деревьев, дымки землянок... В действии приказ Гитлера № 4 "О порядке отхода и оставления местностей" - разрушать все объекты, здания, мосты, представляющие ценность для противника. Все мужчины от 15 до 65 лет подлежали угону на запад. Советские газеты той поры заполнены страшными фотодокументами - руины, рвы, трупы... Пресса доставлялась в войска наряду с боеприпасами и продовольствием. Так "Красная звезда" 9 апреля 1943 года, в день, когда Покрышкин прибыл в Краснодар, сообщала о красноармейском митинге у стен освобожденной Вязьмы. Колхозник Ф.Т. Трофимов рассказывает о том, как немцы повесили его жену, угнали сыновей-подростков. Плачет. В выступлениях красноармейцев звучали слова: "сердце содрогается от гнева", "мы - армия мстителей", "гвардейцы клянутся отомстить немецким извергам за разрушенные города, за муки советских людей".

...Сейчас, в другом уже веке, легко судить о стратегической обстановке на советско-германском фронте в первые месяцы 1943 года, давать оценки полководцам. Тогда же все было далеко не очевидно - в водовороте страстей и ошибок, в условиях, как говорят военные, неполной информации, в грязи и бездорожье, в муках солдат, ночевавших неделя за неделей под дождем и снегом, и генералов, чьи доклады о реальных условиях и оправдания не принимались в высоких штабах.

К сожалению, осуществить на Северном Кавказе "второй Сталинград" командованию Красной Армии не удалось, хотя цель такая ставилась. Стратегам вермахта К. Цейтцлеру, Э. фон Клейсту и Э. Манштейну удалось убедить Гитлера начать отступление с Кавказа. Фюрер долго противился: "Столько затрачено сил, столько пролито немецкой крови - и все это на ветер? Нет! Этого допустить нельзя!" Если бы Гитлер продолжил упорствовать, все южное крыло немецкой армии могло быть окружено, что значительно ускорило бы крах "третьего рейха".

Немецкие официальные сводки сообщали: "В ходе планомерного передвижения для сокращения линии фронта эвакуирован город Краснодар". Пропаганда Геббельса делала очередные успехи, но юг Восточного фронта трещал по швам. Красная Армия шла вперед.

1 февраля Гитлер присвоил звание фельдмаршала Э. фон Клейсту, первая просьба которого была о разрешении приводить в исполнение приговоры о смертной казни дивизионных трибуналов без утверждения высших инстанций. 22 февраля Гитлер прилетел в Запорожье, где встретился с Манштейном и Клейстом. На следующий день ему пришлось в спешке собираться обратно после сообщения о русских танках, появившихся у аэродрома.

Но огрызаться немцы еще могли. 14 марта танковый корпус СС вновь занял Харьков. В стихотворении "Они" поэт-фронтовик Юрий Белаш вспоминает контратаку немецких автоматчиков:

 

Мы еле-еле их сдержали...

Те, что неслися вперед,

Шагов шести не добежали

И перед бруствером упали -

С кровавой кашей на груди.

А двое все-таки вскочили

В траншею на виду у всех,

И, прежде чем мы их скосили,

Они троих у нас убили,

Но руки не подняли вверх...

 

К концу марта на советско-германском фронте наступило затишье. Стороны готовились к решающей Курской битве. Особенное внимание в это время и наше, и немецкое командование обратили на самый южный фланг фронта. 17-я армия генерал-полковника Р. Руоффа, не успев вырваться на Украину через ростовскую "горловину", отошла на Таманский полуостров и закрепилась здесь.

Плацдарм немцев не мог не беспокоить нашего Верховного Главнокомандующего. И.В. Сталин требовал разгромить сильную группировку противника, сбросить ее в море. Фюрер же сохранял надежду, после ожидаемого успеха под Курском, вновь наступать с Тамани на Кавказ, получить бакинскую нефть, прорваться в Персию.

o А.И.Покрышкин. Таким его узнал весь мир. Кубань, июнь 1943 г.

10 марта в ставке Гитлера прошло совещание, на которое был вызван командующий группой армий "А" Э. фон Клейст - главный архитектор немецкой обороны на таманском плацдарме, "старый знакомый" летчика Покрышкина. Также в совещании участвовали командующий 17-й армией Р. Руофф и командующий 4-м воздушным флотом В. фон Рихтгофен, племянник самого результативного немецкого аса первой мировой войны М. фон Рихтгофена.

13 марта Гитлер отдал приказ "удерживать во что бы то ни стало таманский плацдарм и Крым". Началось строительство подвесной дороги через Керченский пролив, которая была пущена 14 июня. На Кубани побывал министр вооружений А. Шпеер, так как было решено возводить через Керченский пролив пятикилометровый мост для автомобильного и железнодорожного транспорта.

Немецкое командование еще в конце января наметило три оборонительные позиции - большой, средний и малый "Готенкопф" ("Голова Гота"). Позднее немцы отошли на линию между малым и средним "Готенкопфом". Эта линия получила наименование "голубой". Фланги ее упирались в Черное и Азовское моря, систему обороны укрепляли плавни, лиманы и болота. Несколько недель сооружали эту линию немецкие саперы. Траншеи и окопы рыли под дулами автоматов тысячи согнанных сюда местных жителей.

В составе 17-й армии было пять корпусов (один из них кавалерийский румынский) общей численностью около 350 тысяч солдат и офицеров. В войсках Северо-Кавказского фронта насчитывалось более 380 тысяч человек.

Уступая в силах на земле, особые надежды на Кубани немцы возлагали на массированное применение авиации. В их распоряжении на Тамани, в Крыму, на юге Украины была сеть аэродромов с бетонным покрытием. У русских же основной краснодарский аэродром был более удален от полей будущих сражений. Грунтовые площадки делала непригодными до середины апреля весенняя распутица.

С точки зрения общей стратегии развернувшиеся за таманский плацдарм бои - "местного значения". Но для авиации то была настоящая битва. 16-й гвардейский полк прилетел на Кубань к ее началу.

Рейхсмаршал Г. Геринг, имея весной 1943 года на Восточном фронте 2620 самолетов люфтваффе, а также 335 финских, румынских и венгерских, сумел сосредоточить к апрелю в Крыму и на Тамани, на главном в тот момент театре военных действий, до 1000 самолетов 4-го воздушного флота (510 бомбардировщиков, 250 истребителей, 60 разведчиков и 170 транспортных). С аэродромов Украины эту армаду поддерживали еще 200 бомбардировщиков. В ударной группировке было собрано до 40 процентов люфтваффе на Восточном фронте!

Советские ВВС, насчитывая в действующей армии более 5500 боевых самолетов, к началу воздушных сражений на Кубани до середины апреля имели лишь 580 самолетов: 250 в 4-й воздушной армии, 200 - в 5-й, 70 - в ВВС Черноморского флота и 60 - в авиации дальнего действия. Таким образом, немцы, уступая вдвое в общем количестве машин, также вдвое превосходили нас в численности на главном направлении!

...В первый вечер по прибытии 16-го полка в Краснодар эти цифры довел до летчиков, собравшихся в отведенном под общежитие полуразрушенном складе, начальник разведки 216-й смешанной авиадивизии капитан Новицкий. Узнали гвардейцы и о том, что немецкие истребители представлены лучшими эскадрами, вооруженными новыми Me-109 G-2 и Ме-109G-4.

Таким его узнал весь мир
Кубань, июнь 1943 г.

 

После доклада Новицкого воцарилось напряженное молчание... Летчики-фронтовики понимали, что сулят эти сообщения. А.И. Покрышкин вспоминал:

"- Товарищ капитан! - не утерпел я, хотя знал, что он не решит эту проблему. - Вы сообщили о мощной авиационной группировке противника. А мы, имея менее 1000 самолетов, разделили их по трем авиационным объединениям. Правильно ли это? Участок фронта небольшой.

- На этот вопрос я ответить не могу. Оперативное построение нашей авиации на Кубани пока такое. Однако ее действия координирует командование ВВС фронта.

- Мы координировали и раньше, с начала войны. Нас били по частям и гнали до Волги. Потом мы поумнели и создали воздушные армии. А здесь, на Кубани, что? Повторение прошлого? Штабов много, а самолетов мало. Воевать придется как в поговорке - один с сошкой, а семеро с ложкой.

- Покрышкин, прекрати задавать глупые вопросы, - оборвал меня командир полка Исаев. - Садись!

Я понимал, что спорить бесполезно. А было о чем. Когда же наши авиационные начальники поумнеют и прекратят использовать авиацию разрозненно? Радовало, что с приходом к руководству авиацией Александра Александровича Новикова в Военно-Воздушных Силах были созданы армии, подчиненные только фронту. Формирование воздушных объединений оправдало себя в боях за Сталинград и в наступлениях фронтов в этом году. А здесь... Трудно будет. Опять воевать придется "растопыренными пальцами", а нужен "кулак". Придется рассчитывать только на свое умение и отвагу летчиков".

Несомненно, Покрышкин к весне 1943-го достиг уровня много выше капитана и комэска. Во всяком случае, немецкими эскадрами (примерно соответствовали советской дивизии) командовали боевые летчики примерно его возраста и опыта. Исаев грубо одернул подчиненного с его "глупыми" вопросами. Но ближайшие бои, стоившие больших жертв, показали правоту Покрышкина. А.А. Новиков своими глазами увидел, как страдает дело при распределении между штабами районов и времени действий, при передаче частей в оперативное подчинение из одного штаба в другой, и радикально изменил структуру авиации Северо-Кавказского фронта. 24 апреля управление 5-й воздушной армии убыло в район Курской дуги в состав Степного фронта, передав три своих дивизии 4-й армии. Упразднен был "координирующий" штаб ВВС фронта, а командующий генерал К.А. Вершинин возглавил 4-ю армию. Командовавший ею ранее генерал Н.Ф. Науменко получил другое назначение. Вся авиация фронта (кроме авиации дальнего действия) оказалась в одних руках, остался один штаб вместо трех.

Самоуверенного комполка Исаева снова раздражает Покрышкин, и не только он. Но здесь не тыл, здесь бои вскоре покажут - кто есть кто...

При перелете на фронт заблудилась, приняв за Азовское море разлив Кубани, эскадрилья Фадеева во главе со штурманом полка Крюковым. Исаев со злостью пеняет Покрышкину: "Эта распущенность в полку от Иванова осталась. Это не гвардейцы, а разгильдяи!" Александр Иванович парирует: "Перелетал целый полк. Видно, командиру надо было его вести..." - "Свои привычки указывать начальству брось. Видимо, мало тебя проучили в прошлом году", - вновь угрожает Исаев. Замполит М.А. Погребной советует Покрышкину сдерживать себя и "не связываться с ним". - "А чего он злость свою показывает к Виктору Петровичу! Нас, боевых летчиков, называет разгильдяями. За полтора года пребывания в полку не сделал ни одного боевого вылета!"

...Унылое настроение, охватившее летчиков после доклада начальника разведки, разрядили рассказы асов 45-го полка, с февраля дравшихся в небе Кубани. Борис Глинка в деталях разобрал бой, в котором группа "аэрокобр", без потерь со своей стороны, сбила восемь из двенадцати бомбардировщиков. Михаил Петров дополнил этот рассказ, сообщив, что сам Глинка сбил двух "юнкерсов", один из которых от удара в упор разломился пополам.

Бой, который провел со своей группой сам комэск Петров, останется навсегда в летописи Великой Отечественной войны...

22 марта 1943 года восьмерка "аэрокобр" в схватке с превосходящей втрое группой немцев сбила тринадцать "мессершмиттов" (все они упали в расположении наших войск), потеряв троих летчиков. Спасая подбитого Бориса Глинку, сержант Петр Кудряшов направил свою подожженную машину на Me-109. "От удара при столкновении двух самолетов на миг вспыхнул яркий огненный факел, - вспоминал участник боя Иван Бабак. - И все... Как будто в невидимую пропасть провалились оба". Ошеломленные немцы не сразу возобновили атаки. Но вот еще один наш загоревшийся истребитель Иван Шматко повторяет таран. Еще один взрыв! Имевшие подавляющий численный перевес "мессершмитты" повернули на запад...

Из радиоперехвата стало известно - немцы посчитали, что на "кобрах" летали канадские летчики: "Ни одного канадца не выпускать живым! Их здесь немного". Видимо, проступали на советских самолетах, полученных из США по ленд-лизу, закрашенные американские звезды. Да и по решительности действий, мастерству атак 45-й полк выделялся среди других наших истребителей. Командир полка Ибрагим Магометович Дзусов, мощного сложения 38-летний осетин, сам был неплохим пилотом, участвовал, несмотря на запрет из-за неважного зрения, в боевых вылетах, ценил летчиков, умел увидеть лучших и продвигал их, советовался с опытными комэсками. С восточной хитрецой Дзусов стремился заполучить к себе приглянувшихся ему летчиков. Так оказались у него в полку будущие Герои Советского Союза Борис Глинка, Николай Лавицкий, Николай Кудря...

Первыми на Кубани прославились братья Глинки, богатыри - выходцы из шахтерской среды, позывные в воздухе - ДБ и ББ (Дмитрий Борисович и Борис Борисович). Их ведущий Михаил Петров, тонкий дирижер боя, не гнался за личными победами, но был, несомненно, одним из лучших комэсков нашей истребительной авиации.

30 апреля 1943 года в "Красной звезде" появился очерк поэта И. Сельвинского "Чувство неба" о Д. Глинке. Описание героя автор начал с упоминания о творческом методе художника-портретиста В. Серова, который искал в человеке внешнее сходство с каким-либо зверем или птицей, что позволяло неожиданно раскрыть человека, увидеть в обычном необычное. В фигуре летчика, в его профиле явно проступало сходство с красавцем орлом.

Что-то от соколиных и ястребиных, других родов и видов, можно найти и на фотографиях прилетевших на Кубань немецких асов...

Во многих изданиях советских лет пишется о воевавших здесь эскадрах 3-й "Удет" и 51-й "Мельдерс", названных именами национальных героев Германии. Часто называется и 54-я эскадра "Зеленое сердце", видимо, по причине звучного загадочного наименования (зеленое сердце - герб Тюрингии, самой обильной лесом германской земли, расположенной в центре страны). Но это немецкое соединение действовало против Ленинградского фронта. На Кубани с аэродромов Тамани и Анапы вылетали пилоты не упомянутой в советской литературе, имевшей лишь цифровое обозначение 52-й эскадры...

Лишь недавно мы смогли узнать что-то об этих широко известных на Западе немецких асах. Их внешний облик совершенно не похож на немолодого карикатурного немца, пытавшегося сбить наш По-2 в популярном фильме военных лет "Небесный тихоход".

Командир 52-й эскадры - оберст-лейтенант (подполковник) Дитрих Храбак. 28-детний (родился 10 декабря 1914 г. под Лейпцигом в семье архитектора) невысокий крепыш, "старый воздушный тигр". Над высоким лбом - редеющие светлые волосы. Летчика-истребителя выдают резкая линия носа с выступающей переносицей и пронзительные голубые глаза. На мятом мундире бывалого фронтовика - Железный крест 1-го класса, полученный за бои над Францией. К черно-бело-красной ленте на шее прикреплен Рыцарский крест - награда за битву над Англией. Под командованием Храбака, возглавившего 52-ю в ноябре 1942 года, эскадра стала самой результативной в люфтваффе. Одержавший, по немецким данным, 109 побед на Восточном фронте, Храбак поддерживал со своими пилотами товарищеские отношения. Новичков он учил: "Чтобы выжить в России и стать удачливым пилотом-истребителем, вы должны совершенствовать свое мышление. Конечно, вы должны всегда действовать агрессивно. Однако агрессивный дух следует укрощать размышлением, рассуждением и оценкой. Летайте головой, а не мускулами... Если вы вернулись из полета с победой, но без своего ведомого, значит, вы проиграли бой".

Сильнейший из командиров эскадрилий 52-й эскадры - обер-лейтенант, вскоре гауптман Гюнтер Ралль. Умен, необычайно подвижен, офицер-профессионал до мозга костей. Родился 10 марта 1918 года в Бадене. Участник боев над Францией, Англией, Грецией, Критом, советской Украиной. 26 октября 1942 года Гитлер лично вручил Раллю Дубовые листья к Рыцарскому кресту за 100 побед в воздухе. По мнению многих немецких специалистов, Ралль был лучшим снайпером люфтваффе, он мог попасть в цель с большого расстояния под недоступным для других углом. Мог ли предполагать тогда Ралль, что спустя 52 года, в феврале 1995-го, он, генерал-лейтенант в отставке, побывает на военно-исторической конференции в Кубинке под Москвой, где начнет свое выступление словами: "Я с первых дней войны с Советским Союзом на вашем фронте, очень хорошо знаю русских летчиков-истребителей. В боях с ними я был семь раз сбит и трижды ранен". Генерал сказал, что всегда испытывал "глубокое уважение к мужеству и мастерству советских летчиков, как к противникам, равным которым он не встречал". 28 ноября 1941 года Ралль был сбит нашим истребителем между Ростовом и Таганрогом, при падении получил тяжелое повреждение позвоночника, после чего несколько месяцев правая сторона тела была парализована. Вопреки прогнозам врачей в августе 1942 года Ралль, проявив исключительные волю и психологическую устойчивость, возвращается на фронт, летает, подложив подушки под больные ноги и за спину.

Колоритны и другие асы 52-й эскадры. Недавно получивший Дубовые листья к Рыцарскому кресту 24-летний командир эскадрильи Герхард Баркхорн - голубоглазый красавец из Восточной Пруссии. Если верить его коллегам - редкостный джентльмен, пытавшийся сохранить рыцарские правила ведения боя. Еще один пруссак и кавалер Рыцарского креста - 22-летний сорвиголова, неоднократно сбитый и раненый на Восточном фронте Вальтер Крупински. Был известен бычьей энергией и упрямством, носил прозвище "граф Пунски" по имени персонажа популярной немецкой оперетты. В одном из боев на Кубани Крупински посадил свой подбитый "мессершмитт" на минное поле и спасся чудом, при скольжении по траве взорвав несколько мин.

Только-только в ноябре 1942 года начал свою карьеру в 52-й эскадре Эрих Хартман, которого в Германии считают лучшим асом второй мировой войны. На Тамань Хартман прилетел 20-летним, его звали "Буби" за слишком юную внешность. Он уже открыл свой счет сбитых, потом месяц лечился от "лихорадки" в госпиталях Пятигорска и Ессентуков. С детских лет Хартман летает на принадлежащем семье самолете, затем на планерах. Прирожденный спортсмен, стрелок и пилотажник. Яркий блондин с теми же пронзительными голубыми глазами и носом, необычно выступающим вперед, что заметно на профильных снимках.

Были в эскадре и такие кавалеры Рыцарского креста, как командир эскадрильи Йоханнес Визе, названный немцами "Кубанским львом", Вильгельм Батц, Хельмут Липферт... Для одной эскадры число кавалеров исключительное, ведь среди дневных истребителей люфтваффе за всю войну лишь 126 человек получили этот высший знак отличия гитлеровской Германии.

Был среди них и командир прибывшей на Кубань 51-й эскадры "Мельдерс" 27-летний майор Карл-Готфрид Нордман. Он сбивал над Польшей ПЗЛ Р-23, над Англией - "спитфайры" и "харрикейны", одержал, по немецким данным, 78 побед (61 - на Восточном фронте). Правда, с января 1943-го Нордман перестал участвовать в боевых вылетах. Нервное расстройство было вызвано столкновением со своим ведомым, который пропал без вести, упав за линией фронта.

Азартные "охотники" из лучших эскадр вели между собой соревнование по числу сбитых самолетов. Для многих из них это был в первую очередь захватывающий экстремальный вид спорта... В истребительных эскадрах собрался цвет молодежи из старинных германских земель.

Как пишет в работе "Сломанные крылья люфтваффе" историк авиации Г.А. Литвин (в годы войны - бортовой стрелок Ил-2, сбил 4 немецких истребителя и награжден двумя орденами Славы): "Архивными данными, публикациями, самими участниками подтверждено, что на Кубани действовали самые лучшие, хорошо подготовленные, имевшие большой боевой опыт немецкие летчики, зачастую летавшие парами с 1939 года, умело использовавшие в бою радиосвязь и эшелонирование по высоте. Даже молодые летчики из пополнения имели не менее 200 часов налета, а, прибыв во фронтовые части, они должны были налетать еще не менее 100 часов в прифронтовой полосе, прикрывая свои аэродромы, изучая местность, и только потом вводились в бой под прикрытием опытных летчиков. Немцы, исходя из того, что у русских больше самолетов и летчиков, своих берегли... На основании изучения немецких документов, литературы, изданной в ФРГ, и моих личных бесед с бывшими летчиками люфтваффе я уяснил формулу боя, которой руководствовались немецкие летчики: "Увидеть противника, оценить обстановку, принять решение, ударить, уйти".

Надо сказать, что эту тактику "экспертов" - внезапно ударить со стороны солнца и сразу выйти из боя - и А. И. Покрышкин признавал оптимальной для "свободной охоты"...

С боевым настроем приземлялись на аэродромах Кубани кавалеры Рыцарских и Железных крестов. В "Кратком обзоре действий противника" за 1943 год, написанном в штабе 4-й воздушной армии, зафиксированы эмблемы на немецких истребителях. I группа 52-й эскадры - черный кабан на белом поле, II группа - дьявол с луком и стрелой, III группа - красный рыцарский крест в белом ромбе, II группа 51-й эскадры "Мёльдерс" - ворон в очках с зонтом. Среди эмблем других групп и эскадрилий не менее выразительные знаки - красная кошка в белом круге, горная коза на альпийской вершине, красные, белые и желтые драконы, головы волков и чертей... (ЦАМО. Ф. 4 ВА. Оп. 4800. Д. 36. Л. 140).

У "мессершмиттов" на стоянках слышались четкие команды и обычные летные шутки. Немцы собирались взять реванш за Сталинград, где 8-я воздушная армия Т.Т. Хрюкина и бомбардировщики АДД не позволили Герингу сдержать обещание - обеспечить необходимым окруженную армию Паулюса.

Только с высоты полета видно так объемно и зрелищно, как черно-серые тона земли окрашиваются светло-зеленым. Потом проступят у русских станиц бело-розовые цвета садов и красные пятна маковых полей. Близкие горы и море стелили над землей голубую дымку. Позывной немецкой радиостанции наведения на Таманском полуострове - "Тибет", по названию легендарной горной страны.

...На рассвете, как обычно, невзирая ни на какие обстоятельства, Покрышкин делает свой комплекс утренней разминки. В станице Поповической, куда полк переведен 11 апреля, с метеорологом Константином Кузьминым Александр Иванович перед началом боевой работы измеряет температуру грунта, рукой пробует его твердость. Он как будто слушает землю, как и поколения его предков - русских пахарей...

Так несколько веков назад и Дмитрий Волынец перед битвой сошел с коня и припал к земле Куликова поля. После долгого молчания сказал он Дмитрию Донскому: "Одна примета - тебе на пользу, другая - на скорбь..."

На фотографиях той поры Александр Иванович Покрышкин, которому только что исполнилось 30, еще очень молод, что-то юное в русом чубчике набок, в ясных широко расставленных глазах. Он ладно скроен и крепко сшит, худощав - ни единого грамма лишнего веса, узкая талия и косая сажень в плечах. Стоит подбоченясь, руки по-молодецки на поясе или сжали в кулаках офицерский ремень. По этой молодецкой ухватке еще узнаваем в зрелом бойце тот паренек, что выходил когда-то на скрипучий от мороза сибирский снег в рядах закаменской лихой дружины сразиться с соседской ватагой на кулачках...

Резко и четко очерченный профиль позднее точно схвачен в описании художника - мощные надбровные дуги, прямой с горбинкой нос, верхняя губа выступает над нижней тонким карнизом. Глаза серо-голубые, как и у большинства асов. Взгляд острый, иногда покалывает собеседника. Этот взгляд должен первым выхватить в небе темные точки приближающихся "мессеров"...

Театр военных действий на Кубани был своеобразен, его "сцена" оказалась стиснута морями, предгорьями Кавказа, разливом реки. Сражение развернулось в пространстве, слишком тесном для столкнувшихся здесь тысяч людей и самолетов... Эта "сцена" была залита солнечным светом, манила взгляд летчика необозримой синевой моря. Как в лермонтовской поэзии: "Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой..." Но именно со стороны солнца, из слепящей высоты пикировали на цель атакующие "мессера". Солнце ближе к летчику, каждый маневр он строит, зная его положение. Это гибель его или защита.

"Сцена" воздушных боев между станицами Крымской, Абинской и Киевской хорошо просматривалась с пункта управления истребительной авиацией. Здесь, на высоте у Абинской была установлена главная радиостанция наведения. Рядом - КП командующего 56-й армией генерала А.А. Гречко. От линии фронта - всего четыре километра, еще ближе разместили вспомогательные радиостанции. Командующий ВВС А.А. Новиков настойчиво вводил радио в управление авиацией. Немцы, давно понимавшие роль радиосвязи, принимали все меры для обнаружения и уничтожения наших пунктов управления. Но машины с радиостанциями искусно маскировались. Стекла машин опущены, чтобы не блеснул предательский блик.

На дежурство у микрофонов начали направлять не девушек - "белочек" (позывной "Белка"), а опытных авиационных командиров. На главной радиостанции - командир 216-й дивизии генерал А.В. Борман, позывной "Тигр". Постоянный радиоперехват вел офицер, знавший немецкий язык. На этих радиостанциях в апреле-июне побывали представители Ставки Маршал Советского Союза Г. К. Жуков и командующий ВВС маршал авиации А.А. Новиков, генералы и полковники из различных штабов, авиаконструкторы, стажеры академий, проверяющие из ЦК ВКП(б) в форме без знаков различия. Впервые так наглядно они могли видеть воздушный бой. Никакие донесения и разведсводки такого представления дать не могли.

Установилась ясная погода. Вспыхнул свет... Началась знаменитая Кубанская битва.

9 апреля командир 16-го гвардейского полка Н.В. Исаев распорядился сделать облет линии фронта двумя эскадрильями в составе четырнадцати самолетов. Покрышкин предлагает первые вылеты делать четверками или шестерками, поскольку группа более чем из восьми самолетов становится маломаневренной. В ответ Александр Иванович получает резкую отповедь и очередное приказание "не мешать". Снова нелетающий командир, по оценке Покрышкина, "имея смутное представление о динамике боевого вылета и боя истребителей, о тактике действий противника, давал указания, оторванные от действительной обстановки в воздухе".

Вадим Фадеев при виде плотного строя "аэрокобр", полетевших к переднему краю на одной высоте, возмущался:

- Саша, ты посмотри, что они делают!... Они же столкнутся между собой...

- Это еще не так страшно, Вадим! Вот если встретятся с "мессами", то кого-то мы сегодня не досчитаемся... Эта его идея нам дорого может обойтись.

- Пусть меня под суд отдадут, но я не полечу на облет. Это же глупость!

- Согласен, но у нас мало власти с тобой. Может быть, повезет и все обойдется нормально.

...Легкой добычи "эксперты" люфтваффе не упускали. Пара "мессершмиттов", применив излюбленную атаку на скорости из облаков, снайперской очередью сбила одну из "кобр" и тут же оторвалась от преследования. Летчику удалось спастись, остальные, как пишет Покрышкин: "Были в подавленном настроении... Психологическую травму на парашюте не спустить". Исаев после разговора с Фадеевым отменил такой же облет его эскадрильей.

Участие самого Покрышкина в облете Исаев вынужден был отменить еще раньше. Из штаба дивизии поступил приказ направить группу в район Крымской навстречу ожидаемым немецким бомбардировщикам.

...На восемь месяцев растянулось возвращение в небо войны. Одно упоминание о Крымской взволновало, но времени на воспоминания было отпущено немного. От аэродрома Краснодара до Крымской несколько десятков километров. Здесь, в памятной Александру Ивановичу станице, сейчас опорная точка обороны 17-й немецкой армии, мощный узел с господствующими высотами, бетонными дотами из новороссийского цемента. На Крымскую направлен главный удар Северо-Кавказского фронта, на острие которого 56-я армия генерала А.А. Гречко (будущего министра обороны СССР). Ставка Верховного Главнокомандования утвердила план Таманской операции фронта, цель которой - разбить немецко-румынскую группировку надвое и разгромить ее.

Немцы, отрезанные от своих Керченским проливом, как уже говорилось, главную роль отводили люфтваффе. К.А. Вершинин докладывал А.А. Новикову: "Боевая активность нашей авиации заметно ниже немецкой. 9 апреля немцы сделали 750 самолето-вылетов, мы - 307. 12 апреля немцы - 862, мы - только 300. В документах верховного главнокомандования вермахта осталась запись: "В районе Крымской наша авиация оказывала обороняющимся войскам небывало мощную поддержку: действовало около 1000 бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей танков". 15 апреля над районом Крымской 1-й немецкий авиакорпус совершил 1560 самолето-вылетов! Наши войска были прижаты к земле. И дело было не только в количестве самолетов, но и в качестве тактики...

Покрышкин увидел над Крымской звено наших "лаггов", патрулировавших "каруселью" по кругу, то и дело подставляя хвосты под солнце, на заданной высоте, на малой, "экономичной" по расходу горючего, скорости. Жужжат как комары - оценивал такое прикрытие Александр Иванович. Наземные командиры, не понимая своеобразия воздушного боя, значения высоты и скорости, требовали наличия истребителей над линией фронта и чтобы они были постоянно видны снизу. Наши военачальники, как правило, рассматривали авиацию как род войск, не предполагающий особой стратегии и тактики...

- "Тигр", я - Покрышкин, иду на работу...

А.В. Борман сообщил, что немцы еще не подошли. С удивлением и интересом смотрел генерал на необычную шестерку "аэрокобр".

Для Покрышкина этот вылет был исключительно важен. Как покажут себя в деле его разработки? Неслучайно Александр Иванович так подробно описывает первый бой на Кубани в своих книгах.

Боевой порядок группы - "этажерка". Три пары рассредоточены на сотни метров друг от друга по фронту и высоте. Покрышкин находит для этого порядка народное сравнение - ступеньки крыльца, уходящие от ведущей пары в сторону и вверх. Такой охват пространства обеспечивал лучший поиск цели и затруднял обнаружение группы. Противнику было гораздо сложней подойти незамеченным с задней полусферы. Между парами и летчиками распределены еще на земле перед вылетом сектора поиска, с выделением для каждого ответственных и неответственных секторов. Благодаря радиосвязи группа маневренна как один самолет. На Кубани отказ радио приравнивался командованием к отказу мотора или оружия! Уже после той битвы общее мнение выразил командир 227-й истребительной авиадивизии Герой Советского Союза полковник Данилов: "Можно без преувеличения сказать, что радио и пулемет в воздушном бою равны" (ЦАМО. Ф. 319.0n.4798. Д. 118. Л. 46).

Далеко не все сразу понимали преимущества покрышкинской "этажерки", летчикам казалось надежнее и спокойнее летать в плотном строю, чувствовать "локоть товарища". Как писал Герой Советского Союза И.И. Бабак: "Со стороны казалось, что, собственно, никакой единой группы самолетов в небе над линией фронта нет. Заметны лишь отдельные проскакивающие пары на противоположных или пересекающихся курсах... Только в нужный момент, непосредственно в бою, становится видна группа - монолитная, руководимая и направляемая волей командира".

Для патрулирования Покрышкин создал особый метод, сходный с качанием маятника. Группа истребителей при пологом снижении с четырех-пяти до двух-трех тысяч метров, разгоняясь, превращала высоту в скорость, на которой вновь уходила вверх. Разворот на 180 градусов и опять вниз. Группа стремительно "прочесывала" воздух над районом прикрытия. При таком же расходе горючего, как и в оборонительной "карусели", высота и скорость давали маневр для внезапной атаки.

Правая рука на ручке управления, у пушечной и пулеметной гашеток, левая - на секторе газа. Ноги - на педалях. Необходимо, не отрываясь, следить за воздушным пространством, за ведомыми. Отточенная координация движений, абсолютное напряжение всего существа летчика. Вдохновение, которое осеняет на вершине жизни. Захватывающие дух гигантские качели над пропастью...

Вот они, "мессера"! Десятка "худых" сейчас будет грамотно "выметать" "лаггов" перед приходом своих "юнкерсов". Но в небе - Покрышкин. Он указывает группе цель по принципу часового циферблата, мысленно расположенного в плоскости самолета.

- Я - Покрышкин! Одиннадцать часов, ниже тридцать градусов - "мессы". Атакую! Прикройте!

"Формула грозы" в действии. Высота - скорость - маневр - огонь! "Соколиный удар" по ведущему для верности в этой первой атаке наносится с минимальной дистанции. "Кобру" обдает дымом растерзанного вспыхнувшего "мессера". Перегрузка при уходе вверх к солнцу столь велика, что Покрышкин на мгновение теряет сознание. Когда кровь снова прилила к глазам, он видит, что Речкалов сбил еще одного.

Первая атака, учил Покрышкин, должна ошеломить врага и решить исход боя. На пункте управления дивизии у одного из наблюдавших вырвалось:

"Вот дает!" "Мессершмиттов" "как ветром сдуло". Отменили немцы и намечавшуюся бомбардировку.

После приземления Александр Иванович, как обычно, провел краткий разбор полета, каждый летчик доложил - что видел и как действовал, выяснились ошибки, в частности - почему средняя пара "этажерки" замешкалась и не смогла сбить еще один "мессер".

Так началась боевая работа на Кубани. Богатырские схватки с превосходящими силами немцев и стояние за правду передовой тактики в своем стане... Как вызов - № 13 на борту "кобры". Лишь к концу мая на новом самолете Покрышкин сменил эту цифру на 100, "сотку".

Заместитель командира летавшего в те дни на "лаггах" с Краснодарского аэродрома 267-го истребительного полка Николай Исаенко (в последующем командир известного 611-го полка, лично сбил 14 самолетов) вспоминал о взаимодействии с гвардейцами: "Спросил, кто вылетает у них ведущим группы. Указали на подтянутого, выше среднего роста капитана, показавшегося мне необщительным, неприветливым. Назвали его фамилию - Покрышкин. Тогда эта фамилия мне ничего не говорила. Я подошел к А.И. Покрышкину, представился, сказал, с чем пожаловал.

Покрышкин пожал могучими плечами.

- Мы вылетим на тридцать минут позже. Приблизившийся к нам бородатый старший лейтенант (позже я узнал, что это был друг Покрышкина В.И. Фадеев) насмешливо заметил:

- Говорят, тут у вас истребители словно куропатки летают, над самой землей. При таких условиях взаимодействовать нам трудно, капитан!

Насмешливость Фадеева мне не понравилась, но в его словах имелась доля горькой правды: армейское командование нет-нет да и требовало от нас держаться на высоте вражеских бомбардировщиков, и многие летчики не осмеливались ослушаться подобных приказов.

- Опыта у вас, по слухам, побольше, чем у нас, - сдержанно ответил я Фадееву. - Да и самолеты в вашем полку, говорят, высший класс. Вот и просим прикрыть, в случае чего.

А.И. Покрышкин остро, недоверчиво взглянул на меня. Может, подумал, что в этой просьбе таится какой-то подвох: на розыгрыш и "покупку" наш брат "летун" горазд! Но решил Покрышкин однозначно:

- Прикроем".

Свое обещание Александр Иванович сдержал. Когда шестерка "лаггов" развернулась на лобовую атаку против настигающих ее "мессершмиттов", "кобры" ударом сверху сбили двух неприятелей, еще одного поразили сами летчики Исаенко. На аэродроме он подошел к комэску гвардейцев, который готовился к четвертому боевому вылету за день, поблагодарить и расспросить об опыте.

"Ребята у тебя не робкого десятка, - сказал Покрышкин. - Одного не пойму: чего к земле жметесь? В облака попадешь - не убьешься. Слыхал такое присловье, капитан?

Высота в 4000 метров представлялась нашим новым соседям явно недостаточной для успешной борьбы с бомбардировщиками врага. Слышало бы Покрышкина мое начальство!...

- Ничего, позже потолкуем, - сказал Покрышкин. - Ты заходи".

Отчетливо виден в этом эпизоде Александр Иванович апреля 1943-го. Всегда придет на помощь. Всегда поделится опытом, но прежде оценит человека, зря "метать бисер" не будет. По-сибирски сдержан в словах и эмоциях, суров. Тем, кто видел его со стороны в то время, казалось, что он постоянно чем-то недоволен...

Чем же ему, познавшему до тонкостей законы войны в небе, было тогда быть особенно довольным? Тот же Н.Ф. Исаенко в своей книге "Вижу противника!" (Киев, 1981) пишет о том, что в середине апреля на Кубани из наших истребителей 150 были "яки" и "лагги", но хватало все тех же стареньких И-153, И-16. Подготовка летчиков оставляла желать лучшего. Исаенко, с трудом вырвавшегося на Кубань из инструкторов летного училища, перед боями сильно беспокоило то, что курсанты обучались по программе мирного времени. Никто из инструкторов на фронте не был, не знал опыта боев даже теоретически. И программа переучивания в 26-м запасном авиаполку составлялась без учета слабого уровня готовности выпускников училищ - сержантов. Менять что-либо в программах и методиках строго запрещалось, быстро иссякли время и лимит бензина... При перелете к фронту через горный перевал молодые пилоты "лаггов" могли только смотреть за ведущим, воздушную обстановку не видели, радио пользоваться не привыкли...

У немцев же - Me-109 новых модификаций G-2 и G-4. Этот самолет называли "солдатом тотальной войны", упор был сделан на скорость даже с некоторым ущербом для маневренности и управляемости. Появился на Кубани и такой сильный противник, как "Фокке-Вульф-190".

...Немцы контратаковали на земле и глушили бомбами с неба наступление русских у Крымской. До двадцати и более "мессершмиттов" сковывали боем патрульные группы, затем наносили массированные удары до сотни "юнкерсов". Наше командование посылало им навстречу лишь четверки и шестерки истребителей. Как пишет А.И. Покрышкин: "Глядя на них, хотелось встать посреди летного поля и не выпускать их в воздух такими мелкими группами". 15 апреля погиб командир звена Николай Науменко. Исаев запретил Покрышкину вылететь с ним вместе, восьмеркой. Приказ - сначала одна четверка, потом, через полчаса, другая - для "наращивания сил". Возражение Покрышкина командир полка обрывает.

"- Вы поняли мою задачу? - каким-то чужим голосом спрашивает Краев (так в книге А. И. Покрышкина "Небо войны" назван Исаев. - А. Т.). Его глаза наливаются непроницаемой чернотой.

...Что может знать о войне Краев?... Он только посылает людей в огонь, только приказывает... именем Родины и народа".

Покрышкин ждет, когда командир уйдет в землянку, и все-таки взлетает на 15 минут раньше. Он успевает сорвать атаку последней девятки "юнкерсов", сбив ведущего. Но Науменко уже погиб. Он, по словам Александра Ивановича, "до конца выполнил свой священный долг бойца". Затем Покрышкин, предупрежденный Аркадием Федоровым по радио, в последний момент уходит из-под удара Me-109, уже висевших в хвосте. В этом же бою были подбиты, но остались живы, еще двое гвардейцев.

С камнем на душе, сдерживая боль и гнев, Покрышкин идет к КП. Здесь встречает командующего 4-й воздушной армией генерала Н.Ф. Науменко. И имя, и фамилия - как у погибшего товарища... Генерал знал Александра Ивановича лично с весны 1942 года по работе с трофейными "мессершмиттами".

- Покрышкин, ты почему такой злой? - спросил Науменко.

- Нельзя так воевать, товарищ генерал!

- Чем недоволен, говори!

Покрышкин говорит о наболевшем, о том, что летчики согласны удвоить число вылетов, чтобы не гибнуть в неравных боях. Необходимо усилить и разведку, радиоперехват. Надо раньше узнавать о подходе больших немецких групп.

- Ну что же, спасибо за откровенность. Мысли у тебя хорошие. Командование подумает над твоими предложениями.

В рукописи, нетронутой редакторами и цензорами, Александр Иванович пишет: "Надо было самим искать новые тактические приемы. Пока командование думало, мы летали без изменений, мелкими группами".

И Покрышкин творит чудеса в кубанском небе. 11 апреля его группа сбивает в двух боях с десяткой и восьмеркой Me-109 восемь немецких истребителей, три их них - сам комэск. 12 апреля Покрышкин в "волчьих свалках", как называли летчики групповые бои истребителей, сбил четыре "мессера"! Первого, ведущего группы, сразил "соколиным ударом", другого ведущего в лобовой атаке "взял на вертикальную линию прицела и пропустил через трассу огня". Третьего и четвертого сбил, спасая "киттихаук" из 45-го полка, а затем одну из своих "кобр".

Мокрый от пота, измотанный перегрузками, Александр Иванович после приземления не сразу покидает кабину. Распахнув дверцу, снова проигрывает в памяти перипетии тяжелейшего вылета... Группа сбила девять "мессеров", не потеряв ни одного! В штабе дивизии отказались верить: "Что-то вы там путаете. Еще раз подсчитайте". Но за боем наблюдал с пункта управления генерал К.А. Вершинин, объявивший благодарность всем летчикам шестерки и приказавший представить ведущего к ордену Красного Знамени.

В первую неделю боев на Кубани Покрышкин одерживает еще ряд побед. 10 апреля подбиты два Ю-88 и Me-109 (их падений летчик не видел). 12 апреля, помимо четырех "мессеров", разваливается от трассы огня пополам ведущий колонны из трех девяток Ю-87. 16 апреля удается сбить еще три "лаптежника". И здесь в прицеле - ведущие девяток. После точных ударов от Ю-87 летят дюралюминиевые лохмотья. "Юнкерсы" не ожидали атаки еще до подлета к линии фронта, груз бомб мешал им маневрировать. Все свои бомбы немцы сбросили над занятой ими территорией. В это время по договоренности группа Фадеева расправлялась с "мессерами", посланными расчищать дорогу бомбардировщиком. В этом вылете без потерь со своей стороны было сбито 11 самолетов. В тот же день Покрышкин, который внимательно отслеживал все нюансы тактики противника, сбил "любителя легкой наживы", одного из пары Ме-109, подстерегавших наши Пе-2 уже после бомбометания, когда над своей территорией летчики успокаивались и теряли настороженность. На этом приеме Александр Иванович ловил немцев еще не однажды.

После первых же вылетов Покрышкин обращается к полковому инженеру по электрооборудованию Я. М. Жмудь:

- Товарищ инженер, вы что, собираетесь торговать снарядами на краснодарском базаре?

- Как торговать? Я что-то вас не пойму. Выяснилось, что гашетка 37-мм пушки, главного оружия "аэрокобры", расположена менее удобно, чем пулеметная. Поэтому даже после продолжительного боя летчики возвращались с неизрасходованными снарядами.

 

Перейти к части II


Обсудить статью на форуме

Оглавление       Начало страницы


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU