Увы, с образованием у нас в стране хуже некуда. Я имею в виду светское образование. И при этом со стороны как будто образованных людей раздаются протесты против образования духовного. Даже против факультативного преподавания в школах "Основ православной культуры". Хотя чисто этимологически образование - это воспитание человека "по образу Божию". Снова я невольно возвращаюсь к пресловутому "письму десяти академиков". Что это за явление?
М. Севастьянова, г. Людиново
Это вызов самого образования, которое выкристаллизовывается вокруг религиозного невежества. Мне нравится определение образования, данное одной женщиной - философом, изучавшей происхождение тоталитарных систем - нацизма и большевизма, и кризис культуры, сопутствующий им. "Образование - это пункт, где решается, любим ли мы достаточно мир, чтобы взять за него ответственность". Решая вопрос об образовании, мы решаем, любим ли мы достаточно наших детей, чтобы не отвергнуть их от нашего мира, не оставить их предоставленными самим себе, но заранее приготовить их к задаче противостояния всё возрастающему, без всякого преувеличения убийственному распаду. Ради нравственного и духовного спасения человечества.
В этом суть, и то, о чём слишком многие совсем не задумываются, и то, в чём мы, христиане, не осмеливаемся всегда признаться себе. Образование - дело любви. Любви, ответственной за детей, за нашу Россию, за весь мир. Этот вызов мы должны принять в самом начале XXI века, как бы эта любовь, исполненная ответственности за детей, за нашу Россию, за весь мир, ни казалась трудной. И даже невозможной. Хотя всё возможно Богу. Были бы люди, на которых Он мог бы опереться.
В течение Рождественского поста Церковь говорит нам о необходимости умаления себя как обязательном условии постижения тайны пришествия Бога в мир. Но что это означает? Кто этого может достигнуть? Где вы найдёте такого человека, который не стремился бы во всех отношениях стать большим, а хотел бы быть "последним из всех и всем слугою"? Внешне кто-то, может быть, и изображает себя последним, а на деле он такой же, как все, если не хуже. Разве это не в естестве человека? Разве не таким он рождается? Почему же Христос ставит в центре всего дитя как пример для подражания ищущим подлинного, "взрослого" совершенства?
Б. Шевченко, г. Москва
Ничего удивительного нет в Вашем вопросе. Действительно, таково "падшее естество" человека, и все без исключения, даже ученики Христовы, всё оставившие ради Господа, мыслят точно так же. Вспомните, о чём рассуждают ученики Господа, когда Он говорит им о предстоящих Своих Крестных Страданиях и Воскресении. Они верят тому, что Он говорит, но не знают, что это значит. И единственное, о чём они спрашивают друг друга в это время, - кто из них больше? Они "дорогою рассуждали между собою, кто больше". Господь знает глубину их сердец и открывает им тайну: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою". Единственное решение вопроса зла, царствующего в мире, - быть последним из всех и служить всем!
Господь зовёт нас проникнуть в Свою тайну, чтобы мы узнали, что в ребёнке, не обладающем силой, не имеющем голоса в решении серьёзных вопросов, содержится тайна Бога. Посмотрите, что делает Христос. "И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня". Какую возможность открывает Господь перед нами - принять Самого Бога! И мы сами должны быть детьми.
Апостол Иаков так описывает наш мир: "Откуда вражда, ссора между вами? Не от похотей ли враждующих друг с другом?". Это значит, что все беды исходят из того зла, которое находится в сердце человеческом. Все экономические и политические проблемы на земле давно были бы решены, если бы люди думали, что они могут сделать для других, а не о том, что они могут получить для себя. Сколько разделений в Церкви можно было бы избежать, если бы служители её на самом деле искали служения, не заботясь о том, какое место они занимают! Подлинное величие и значимость человека - суметь победить своё честолюбие, чтобы стать всем слугой.
Господь хочет, чтобы мы осознали это. Нам не нужно ничего делать, кроме как стать последними из всех и слугами всех. Любовь Христова явилась в таком служении, и Он заповедует нам, в свою очередь, научиться ему. Стало ли это главным в нашей жизни? Увы, мы рассуждаем между собою о многих бесполезных вещах, а Господь зовёт нас обратить наш взор на Него, Слугу нашего.
"Быть из всех последним и всем слугою". Возможно ли такое? Как сделать это возможным? Дитя - образ того, кто рядом с Господом. Нам надо возвратиться в эту тайну детства. "Христос раждается, славите!" - слышим мы в течение всего Рождественского поста. Ребёнок, прежде всего, это Христос. Это Христос, Который является Чадом Отца Своего Небесного и творит Его волю. Мы должны приобщиться этой тайне до конца. По-настоящему уверовать в тайну Сына Божия, умалившего Себя, чтобы стать Сыном Человеческим. То, что происходит в мире - война всех против всех, массовые убийства, торжество греха, - призыв к нам войти в тайну Бога и начать видеть всё так, как видит Господь, и перестать видеть так, как видим мы.
Господь требует от нас переоценки ценностей. Самая главная ценность - ценность любви, способность принять самого малого из людей как самого великого, благодаря чему мы можем принять Христа и Пославшего Его. Тайна детства позволяет нам жить заповедями блаженства, несмотря на все наши скорби и беды, страдания наших ближних, и научает помогать тем, кому трудно. Помочь беспомощному - значит помочь Самому Христу. Даром Христа мы должны исполниться готовности всё отдать. Любовь, истина любви - дар Господень, бесконечный дар, соделывающий нас новым творением. Зло заразительно, но и добро - заразительно. И мы должны призывать друг друга войти в тайну Христа. Спрашивать друг друга, кто из нас первый и кто последний, не имеет никакого смысла, и Господь ясно показывает нам это. Как перед Чашей Христовой, каждый из нас должен исповедовать себя первым из грешников.
Мы нищие - мы не умеем любить, не умеем давать, не умеем принять в своё сердце несчастье другого. Но Господь хочет ввести нас в тайну Креста и Воскресения, любви и радости. Вне этой тайны наша жизнь и смерть - ад. Всё заключается в том, чтобы узнать, что Бог любит нас бесконечно, и стать верными свидетелями дара Христова, Его непостижимого смирения.
Чем смиренней человек, тем более он уподобляется Христу. И когда Господь, обняв дитя, говорит: "Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня", мы не можем не вздрогнуть, думая о том, что означает сегодня сатанинский отказ от детей для миллионов людей. Может ли быть большее проявление самоутверждения?
Дорогой отец Александр! Правильно Вы говорите, что большая часть СМИ и телевидения в нашей стране только и заняты тем, что учат греху как нормальной жизни. Они делают всё, чтобы прельстить не только не знающих Бога людей, но, как сказано в Евангелии, "если возможно и избранных", т.е. верующих. А что имеют православные? Какие у нас возможности? Что зависит лично от меня? Как могу я помочь другим, о ком болит сердце?
Пётр Лаптев, г. Можайск
В этих обстоятельствах, как никогда возрастает наша личная ответственность. Потому что и нас сегодня враг может искушать более чем когда-либо. Чтобы и мы поневоле действовали заодно с врагом. Похвально, когда наше сердце болит о других. Послушайте, что говорит в Евангелии Христос. Помочь другому - заслужить вечное воздаяние. Но Господь предупреждает, что заставить немощного брата споткнуться, удержать его от делания добра или подтолкнуть к злу, - заслужить вечные муки. Страшен грех, но научить другого греху - несравненно хуже. "Тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море". Наказание его будет велико. Быть брошенным в море с жерновным камнем на шее - значит не иметь надежды на спасение.
Господь говорит, что Его последователи должны остерегаться погубить свою душу. Горе нам, если наша рука или глаз, или нога соблазняет нас на грех. Это значит, если грех становится для нас столь же дорогим, как глаз или рука. Если что-то дорогое становится грехом, или грех становится дорогим, мы должны расстаться с ним или расстаться со Христом и доброй совестью.
Что заповедует нам в этом случае Господь? "Вырви твой глаз, отсеки твою руку и ногу". Ампутация больного члена с помощью хирургии - порой единственный способ спасения жизни. В духовной жизни может произойти то же самое. Церковные каноны предупреждают нас, что бывает порой необходимо исторгнуть еретика или откровенного нечестивца из общения Церкви, чтобы сохранить всё Тело Церкви чистым. Но это относится также к личной жизни каждого. Отсечь греховную привычку, оставить греховное наслаждение, отказаться от сомнительной дружбы - ради того, чтобы остаться христианином, послушным воле Божией. Даже если грех стал привычкой, второй природой. Это может быть болезненно, как хирургическая операция, это может казаться отсечением части нашего тела, но если мы хотим познать истинную жизнь, подлинное счастье и мир, мы должны расстаться с грехом. Это необходимо сделать!
Исторгни с корнем любимую страсть, распни твою плоть со страстьми и похотьми. Плоть должна уцеломудриться, чтобы мы могли войти в жизнь, в Царство Божие. Даже если, оставляя грех, мы чувствуем себя хромыми и увечными, мы должны сделать это. Наши увечья будут знаками нашей принадлежности Господу Иисусу Христу, и в будущей жизни, как у мучеников, откроются ранами чести и славы.
Как опасно с лёгкостью отнестись к предупреждениям Христовым! Вопрос предельно прост: либо грех должен умереть, либо мы. Если грех будет господствовать над нами, мы с неизбежностью погибнем от него. Какой ужас исходит от этих, трижды повторяемых Спасителем, слов: "где червь их не умирает и огонь не угасает"! Угрызения совести грешника - червь, который не умирает. Гнев Божий, изливаемый на нечистую совесть, - огонь, который не угасает. "Страшно впасть в руки Бога Живого". Ещё древние языческие философы говорили: "Наказание нечестивым - жить вечно, вечно умирая".
Гнушаясь словом растления и лжи, мы должны питать свою душу словом жизни. Мы должны иметь в наших душах соль благодати. Так, чтобы и наше слово было с благодатью и солью, и никакое слово гнилое не исходило из уст наших. Оно должно быть отвратительно для нас, как зловонная пища. Эта соль благодати будет хранить нашу совесть и наше общение с другими - чистыми, так что мы не соблазним никого из малых сих ко греху. Мы должны не только иметь эту соль, но всячески удерживать и хранить её в себе, ибо если соль потеряет свою солёность, чем мы её поправим? Кто не будет осолён солью Божественной благодати, осолится огнём.
Однако Господь говорит, что никто не может избежать этого огня. Но одно его действие - в вечной гибели, и другое - в очищении себя среди искушений, которые Господь обозначил до этого как необходимую хирургию. Никто не избежит совершенно этого огня, потому что наш земной путь - скорби и смерть. Но есть смерть - тупик, и есть смерть иная - переход к истинной жизни.