"А деток этих надо беречь, ведь это - будущие славяне"!
Ф.М. Достоевский
Детский православный лагерь "Русский дом" был создан летом 2005 года при Иоанно-Кронштадтском монастыре села Кислуха Первомайского района Алтайского края по инициативе организации "Общественный родительский комитет".
Родители, обеспокоенные современной ситуацией в образовании и воспитании подрастающего поколения, решили организовать летний досуг своих детей в соответствии с личными убеждениями. В этом важном деле объединили свои усилия Церковь и армия.
Лагерь создавался при монастыре. Монастыри всегда были духовно-просветительскими центрами на Руси, и ныне в них сохраняется заботливое, воистину отеческое отношение к детям. Большую роль сыграли военные с их организационными навыками, армейскими традициями - не случайно лагерь назван и станом.
"Стан" - традиционно русское именование, имеет два значения: "шатёр", "палатка" и "состояние", "положение" (по-военному - "ставка"). Лагерь-стан задумывался как звено в цепи православного образования молодого поколения.
Мы старались применить опыт лучших православных педагогов и мыслителей России, реализовать "отцов заветы мудрые".
Выбирая формы организации деятельности, в первую очередь мы учитывали особенности возраста. Ведь на определённом этапе подростки испытывают потребность в романтике в лучшем смысле этого слова, ярких впечатлениях, примерах героизма, и тогда суровая воинская требовательность, некоторые трудности быта дают не отрицательный, а положительный эффект в воспитании.
Деятельность лагеря-стана развивается в двух направлениях: военно-спортивном и культурно-эстетическом, опирающимся на традиционные русские православные ценности. Очень важный элемент - трудовое воспитание детей, особенно городских, которые в условиях урбанистического быта буквально палец о палец не ударяют.
Программа культурно-эстетическая весьма насыщенная. Творческий коллектив "Традиция" проводит вечера с хороводами, старинными песнями и танцами. В мастер-классах детей знакомят с русскими национальными промыслами и обучают рукоделию. В экспедициях по Алтайскому краю ребята вместе со своими наставниками собирают, как зёрнышки, сохранённые старожилами отголоски богатой песенной культуры, пословицы, предания, местные говоры.
Записывают, сберегают их в своих сердцах, сея их затем щедро в растерявшие живую связь с землёй души.
Мы постарались сделать всё от нас зависящее, чтобы наши дети, как сказал гениальный православный философ И.А. Ильин, молились и думали "русскими словами, чтобы они, почуяв в себе кровь и дух своих русских предков, приняли бы любовью и волею свою историю, судьбу, путь и призвание своего народа, чтобы стали верными сынами своего народа и Отечества".
Военно-патриотическое воспитание взяла на себя воинская часть 52929 посёлка Сибирского под руководством майора Александра Старкина.
Ребята могли почувствовать себя настоящими защитниками своего Отечества. Мальчики жили в полевых условиях, в армейской палатке, "отражая частые нападения диверсантов", варили пищу в полевой кухне и на костре, учились оказывать первую медицинскую помощь. Под руководством бойцов роты изучали приёмы русского рукопашного боя по системе А. Кадочникова.
В нашем стане, в нашей "ставке", как и во всех русских традиционных военных учебных заведениях, мы учим детей следовать заветам Суворова.
Обязателен в нашем лагере-стане ежедневный физический труд. Ведь праотцы наши завещали нам жить "с молитвой на устах, с работой в руках".
Благодаря посильному труду на свежем воздухе в нашем лагере происходит превращение: из необщительных, вялых "цветов асфальта" дети становятся весёлыми, бодрыми.
С преодолением природного эгоизма возрастает забота о ближнем, что особенно отрадно. Шли однажды Крестным ходом на литургию в Казанский храм села Повалиха. Было трудно, старшие взяли на руки маленьких - сами, без подсказки.
Замечу, что такие изменения происходят без применения особых "педагогических личностно-ориентированных технологий", так популярных сегодня.
Мы убеждены в необходимости продуманной, выстроенной как непрерывный процесс "педагогики дела", где особое место занимает радость за осуществляемое. Такая педагогика вмещает в себя и обучение растущего человека, и влияние на становление его характера, стержнем которого являются христианские добродетели.
Опыт нашего православного лагеря-стана "Русский дом" показывает, что при правильной организации воспитания в растущем человеке восстанавливаются его корни, он становится сильнее, твёрже духом...