Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

Дорогой отец Александр! Вы говорите, что есть подлинный и ложный экуменизм. Что такое подлинный экуменизм?

Валерий Левицкий, г. Севастополь

Совместное противостояние христиан всех исповеданий злу, угрожающему существованию человечества. Раньше это был воинствующий атеизм, а теперь уже сатанизм. "Если вы в малом неверны, - говорит Господь, - кто даст вам больше".

Это противостояние может быть даже до крови. Мученик подписывает Символ веры своею кровью. Он возвещает своею жертвой, что истина, которой он обладает и за которую он предаёт себя смерти, драгоценней его временной жизни. Потому что его вера открывает ему новую жизнь здесь и в вечности. Мученики являют высшее свойство истины, которую принёс им Христос. Мученики утверждают любовь в её полноте - в жертвенности. Духовное величие мученичества столь велико, что оно открывает красоту Христову и рождает в тех, кто видит её, нечто непостижимое - желание мученичества. Подлинный экуменизм - здесь. Если Церковь признаёт святыми некрещёных, которые крестились кровью, как может она отвергнуть тех, кто жизнью своей заплатил за верность заповедям Христовым. Другое дело - ереси, каждая из которых есть духовная смерть. Святые отцы говорят, что они не смываются даже мученической кровью.

ххх

Раньше я в буквальном смысле бегом бежала в храм, получая там великое утешение, а теперь, хотя и стараюсь не пропускать воскресные и праздничные службы, ничего не чувствую. Длинные службы даже вызывают у меня раздражение. Что произошло?

В. Бударина, г. Арзамас

Когда мы сподобляемся встречи с Богом, всё меняется. Жизнь наша становится драгоценной и осмысленной. Мы исполняемся решимости ничего не пожалеть для Господа, отдать себя Ему. Мы совершенно по-новому оцениваем наши отношения с людьми, с миром и с Богом. И мы хотим всегда жить на этой глубине.

Но бывает так, что человек, однажды пережив дар благодати, лишается её. И он говорит, что он уже ничего не чувствует в Церкви. Вне сомнения, такое может случиться с нами в какой-нибудь любимый наш праздник. Мы ждём с замиранием сердца повторения небесной радости, которую мы однажды вкусили, и вот, Бог ничего не даёт нам. Мы все, наверное, это испытали, и не один раз. Но если это происходит с нами неделя за неделей, месяц за месяцем и год за годом, если то, что совершается в Церкви, оставляет нас просто холодными, тогда мы должны, как говорит святитель Феофан Затворник, испугаться и задуматься, где мы находимся. Что мы ищем в жизни, куда стремимся? Открывается ли наше сердце молитвам Церкви, словам Писания - воле Божией, - или они только вызывают раздражение у нас? И когда мы начинаем жить так, будто Бог не имеет большого значения для нас, - практически безбожной жизнью - тогда, приходя в храм, мы ничего не выносим из него, мы не встречаем в нём Бога.

На самом деле Бог по-прежнему любит нас, как в дни, когда открывалась нам первая благодать. Он по-прежнему ждёт с нами встречи в храме, но Он не может одобрять тот образ жизни, в который мы всё больше погружаемся. Этой оставленностью Он зовёт нас к верности и послушанию Ему - к тому, что мы должны бы всякий раз выносить из храма. Он ждёт от нас покаяния.

Один человек, прошедший сталинские концлагеря, рассказывал, благодаря чему ему удалось перенести все испытания, и выжить, в то время, когда другие просто сдавались и умирали. "Произошла полная перемена по отношению к жизни, - сказал он, - надо было научиться понимать, что важнее не то, что мы ожидаем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Вместо того чтобы спрашивать, что все эти ужасы значат, надо было отвечать на требования жизни, которые она предъявляла нам каждый день и каждый час". И таким же должно быть наше искание встречи с Богом, которую, нам кажется, мы безвозвратно потеряли. Требуется полная перемена нашего отношения к Богу.

В этом смысле, важнее не то, что мы ожидаем от Него, а то, что Он ждёт от нас. Мы должны перестать сетовать, что мы ничего не получаем от Бога, а вместо этого постараться услышать, чего ждёт от нас Бог каждый день и каждый час. Может быть, кто-нибудь скажет: жестоко слово сие, кто может его воспринять? Но если мы знаем, что Бог - это действительно Бог, мы должны строить наши отношения с Ним, идти к встрече с Ним - так, как Он хочет, не так, как мы хотим. Да, бывают в духовной жизни христиан дни, а иногда недели и месяцы, а, может быть, и годы, когда вера наша перестаёт быть видящей ясно и живой, как она была, когда Бог утешал нас. И в этом не должно быть для нас ничего неожиданного. Быть христианином никогда не было легко. И, тем более, сегодня - нелегко. Всё делается в мире - больше, чем когда-либо, - чтобы размыть нашу веру, притупить нашу способность восприятия Бога.

Но спросим себя, что мы делаем в эти периоды оставленности, когда Бог представляется нам далёким, почти абстракцией, и, кажется, что жизнь может продолжаться также и без Него. Если мы начнём строго судить себя, то увидим, сколь часто мы были безответственны в разные моменты нашей жизни. Жили так, будто Бога нет, будто не было никогда у нас встречи с Ним, уступали почти без сопротивления наглому греху, заполняли свой ум и сердце пустотой, и хуже, чем пустотой мира, в котором мы живём. Вместо того чтобы устремляться к Богу, жить той реальностью, которая открыла нам встречу с Ним, когда мы услышали, почему Он говорит о Себе: "Аз есмь Сущий" - единственный, Кто существует, а всё остальное существует постольку, поскольку связано с Ним. Это и есть жизнь веры.

А если мы начинаем жить так, будто Бога не существует, то не надо удивляться, что душа наша мертва, и, стоя в храме среди ликования Церкви, мы ничего не чувствуем. Вот почему Церковь снова призывает нас к покаянию. Встреча с Богом была дана нам, чтобы чудесно изменилась наша жизнь. А изменение жизни во Христе уготовляет для нас новые, ещё более радостные встречи с Ним.

Существует опасность искать в вере, прежде всего, сладостные переживания. Это желание можно понять, потому что душа человеческая создана для жизни с Богом и задыхается в этом трёхмерном мире. Но потому-то мы и оказались изгнанниками рая, где праздник встречи с Богом длился всегда, что наши отношения с Богом, вера наша - должны быть основаны на чём-то более прочном и надёжном, чем наши переживания. Это есть обетования Божии, то есть истина и правда Божия, и наша жизнь по истине и правде. "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас", - говорит Христос. "Кто душу свою погубит ради Меня, тот спасет ее", - обещает Он. "Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком", - таковы Его обетования. Если мы знаем, что слова, которые Он говорит, есть жизнь вечная, если мы по ним будем жить, наша надежда на благодатную встречу с Господом будет основана на Его непреложных обетованиях. Как можем мы вступить в покой этой встречи, если не возьмём на себя иго Его? Как уготовим душу свою для радости всегда видеть Господа, если не отвергнемся себя? Как узнаем жизнь с избытком, которую Он обещает нам дать, если не будем Ему отдавать нашу земную жизнь? Это невозможно. И потому нет другого пути, кроме пути покаяния. Что пользы встретить однажды Христа, вкусить благодать и потом только просить о ней. "Не всякий говорящий Мне: "Господи, Господи" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего", - говорит Христос.

Царство Небесное - мир, радость, прощение грехов. Верою и покаянием, послушанием Богу во всём оно будет снова и снова дано однажды вкусившим его. Жизнь на земле не должна быть пустой и унылой, и мёртвой. Она должна быть путём ко встрече со Христом. Но все это даётся, когда мы принимаем этот дар так, как Господь предлагает нам, а не так, как мы хотим получить.

ххх

Что означают слова Писания: "Где умножается зло, там избыточествует благодать"? Почему умножение скорбей и бедствий может быть основанием для оптимизма христиан?

Николай Пухов, г. Магнитогорск

Умножение скорбей и бедствий - знамение скорого Пришествия Христова. Господь укрепляет всех Своих верных не страшиться самых великих испытаний. "Когда же начнет это сбываться, - говорит Он, - тогда восклонитесь - с верой, надеждой и молитвой - и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше". Христос пришёл в мир дать истинное утешение всем скорбящим и обременённым, и гонимым. Когда Он придёт судить мир в последний день, Он избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда они увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок день Господень.

Чем больше удаляется человечество от Бога, тем ближе к верным Господь. Зло достигает своего последнего предела, обрушиваясь на мир. Все нравственные нормы опрокинуты, растление наполнило землю, но там, где распад уже кажется необратимым, открывается в пришествии Христовом совершенное торжество добра над злом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены, наступает разрушение жизни во всех её проявлениях. Все живут как бы в предчувствии глобальной катастрофы - видно, скоро солнце померкнет, ибо, как сказал один епископ, для чего ему надо будет светить? Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением.

Христос заповедует Своим ученикам наблюдать знамения времен, по которым они могут судить о скором Его Пришествии - подобно тому, как о приближении лета судят по распускающимся на деревьях почкам. Как в Царстве Богом созданной природы существует причинно-следственная связь, так в Царстве Промысла Божия - связь одного события с другим. Когда мы увидим агонию сил зла, мы можем заключить, что Царствие Божие приблизилось. Господь заповедует нам хранить это Его пророчество как несомненное и ничем не отменимое. Прежде всего, в том, что касается разрушения Иерусалима после Его Крестной смерти и Воскресения. "Не прейдет род сей, как все это будет". "Есть некоторые из стоящих здесь, - как бы говорит Господь, - кто станет свидетелем этого". И верным Господу дано будет вкусить вечную жизнь, прежде чем они увидят смерть. Всё совершится с неумолимой точностью. Божий суд изнесен. Небо и земля прейдут скорее, чем слова Господни. Ибо слово Господне пребывает вовек.

Христос говорит о необходимости бодрствования. Христианин не должен никогда думать, что он живёт в мире, где все стабильно и всё уже достигнуто. Наша жизнь - состояние постоянного ожидания. Мы должны всегда жить под сенью вечности, зная, что в любое время мы должны быть готовы предстать в присутствие Божие. В мире, где царствует безбожие, где всё более изгоняется из жизни Бог, люди, когда настигают их всё новые и новые беды, с ужасом вопрошают друг друга: "Где же Бог? Нет Бога!" Ложь сатаны, что нет Бога, приводит к отчаянию. Но вся Церковь всегда стоит перед светом, в котором нет никакой тьмы, перед Пасхой Христовой, перед Пришествием Господа к нам в славе, когда будет всеобщее воскресение мертвых. Нет ничего более удивительного, чем христианская жизнь.

ххх

Дорогой отец Александр! Объясните, пожалуйста, почему исторически протестантизм более всего связан с демократией, а православие - с монархией?

Ю. Сыромятников, г. Москва

Очевидно, это вопрос о том, что есть подлинная мудрость. Например, вопрос соотношения между наукой и верой. То и другое необходимо для человека. Но что идёт впереди? Мы решительно выступаем против современного релятивизма и прагматизма. То, что утверждается почти как принцип на Западе и в Америке. Всё определяется практическим подходом, и всё относительно. Нам необходимо восстановить созерцательную мысль, осознать ее значение и ценность. К этой тайне жизни интуитивно устремлялись даже такие дохристианские философы, как Платон. Высшая реальность - мир вечных идей. Чувственный мир - только их отражение. Высшая деятельность человека - постижение духовного. Главное назначение власти в государстве - максимально способствовать осуществлению человеком своего призвания.

Необходимо восстановить, - по крайней мере, в нашем сознании - иерархическую концепцию общества. Вы все знаете этот догмат современного мира - демократия и всеобщие выборы, - о которых мы всякий раз сегодня в России по-новому спотыкаемся. На самом деле высшая власть должна принадлежать тем, кто хранит традиционные ценности. Потому идеальное государственное устройство - православная монархия с помазанниками Божиими - царями. Мы можем видеть, как это осуществлялось в нашей истории на примере многих российских императоров. В особенности, нашего последнего Царя-мученика. Точно так же, вернее, прежде всего, - иерархический принцип утверждается в Православной Церкви. Вот почему, даже с этих позиций, протестантизм есть не что иное как искажение подлинного христианства. Можно поставить в прямую связь с вышесказанным утрату протестантами благодатной апостольской преемственности в священстве. Эта утрата отражается не только на том, что они ещё называют в своей Церкви таинствами, но и на всём устроении западного общества, высшей ценностью которого является так называемая демократия.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы