Дорогой отец Александр! Вы говорите, что есть подлинный и ложный экуменизм. Что такое подлинный экуменизм?
Валерий Левицкий, г. Севастополь
Совместное противостояние христиан всех исповеданий злу, угрожающему существованию человечества. Раньше это был воинствующий атеизм, а теперь уже сатанизм. "Если вы в малом неверны, - говорит Господь, - кто даст вам больше".
Это противостояние может быть даже до крови. Мученик подписывает Символ веры своею кровью. Он возвещает своею жертвой, что истина, которой он обладает и за которую он предаёт себя смерти, драгоценней его временной жизни. Потому что его вера открывает ему новую жизнь здесь и в вечности. Мученики являют высшее свойство истины, которую принёс им Христос. Мученики утверждают любовь в её полноте - в жертвенности. Духовное величие мученичества столь велико, что оно открывает красоту Христову и рождает в тех, кто видит её, нечто непостижимое - желание мученичества. Подлинный экуменизм - здесь. Если Церковь признаёт святыми некрещёных, которые крестились кровью, как может она отвергнуть тех, кто жизнью своей заплатил за верность заповедям Христовым. Другое дело - ереси, каждая из которых есть духовная смерть. Святые отцы говорят, что они не смываются даже мученической кровью.
ххх
Раньше я в буквальном смысле бегом бежала в храм, получая там великое утешение, а теперь, хотя и стараюсь не пропускать воскресные и праздничные службы, ничего не чувствую. Длинные службы даже вызывают у меня раздражение. Что произошло?
В. Бударина, г. Арзамас
Когда мы сподобляемся встречи с Богом, всё меняется. Жизнь наша становится драгоценной и осмысленной. Мы исполняемся решимости ничего не пожалеть для Господа, отдать себя Ему. Мы совершенно по-новому оцениваем наши отношения с людьми, с миром и с Богом. И мы хотим всегда жить на этой глубине.
Но бывает так, что человек, однажды пережив дар благодати, лишается её. И он говорит, что он уже ничего не чувствует в Церкви. Вне сомнения, такое может случиться с нами в какой-нибудь любимый наш праздник. Мы ждём с замиранием сердца повторения небесной радости, которую мы однажды вкусили, и вот, Бог ничего не даёт нам. Мы все, наверное, это испытали, и не один раз. Но если это происходит с нами неделя за неделей, месяц за месяцем и год за годом, если то, что совершается в Церкви, оставляет нас просто холодными, тогда мы должны, как говорит святитель Феофан Затворник, испугаться и задуматься, где мы находимся. Что мы ищем в жизни, куда стремимся? Открывается ли наше сердце молитвам Церкви, словам Писания - воле Божией, - или они только вызывают раздражение у нас? И когда мы начинаем жить так, будто Бог не имеет большого значения для нас, - практически безбожной жизнью - тогда, приходя в храм, мы ничего не выносим из него, мы не встречаем в нём Бога.
На самом деле Бог по-прежнему любит нас, как в дни, когда открывалась нам первая благодать. Он по-прежнему ждёт с нами встречи в храме, но Он не может одобрять тот образ жизни, в который мы всё больше погружаемся. Этой оставленностью Он зовёт нас к верности и послушанию Ему - к тому, что мы должны бы всякий раз выносить из храма. Он ждёт от нас покаяния.
Один человек, прошедший сталинские концлагеря, рассказывал, благодаря чему ему удалось перенести все испытания, и выжить, в то время, когда другие просто сдавались и умирали. "Произошла полная перемена по отношению к жизни, - сказал он, - надо было научиться понимать, что важнее не то, что мы ожидаем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Вместо того чтобы спрашивать, что все эти ужасы значат, надо было отвечать на требования жизни, которые она предъявляла нам каждый день и каждый час". И таким же должно быть наше искание встречи с Богом, которую, нам кажется, мы безвозвратно потеряли. Требуется полная перемена нашего отношения к Богу.
В этом смысле, важнее не то, что мы ожидаем от Него, а то, что Он ждёт от нас. Мы должны перестать сетовать, что мы ничего не получаем от Бога, а вместо этого постараться услышать, чего ждёт от нас Бог каждый день и каждый час. Может быть, кто-нибудь скажет: жестоко слово сие, кто может его воспринять? Но если мы знаем, что Бог - это действительно Бог, мы должны строить наши отношения с Ним, идти к встрече с Ним - так, как Он хочет, не так, как мы хотим. Да, бывают в духовной жизни христиан дни, а иногда недели и месяцы, а, может быть, и годы, когда вера наша перестаёт быть видящей ясно и живой, как она была, когда Бог утешал нас. И в этом не должно быть для нас ничего неожиданного. Быть христианином никогда не было легко. И, тем более, сегодня - нелегко. Всё делается в мире - больше, чем когда-либо, - чтобы размыть нашу веру, притупить нашу способность восприятия Бога.
Но спросим себя, что мы делаем в эти периоды оставленности, когда Бог представляется нам далёким, почти абстракцией, и, кажется, что жизнь может продолжаться также и без Него. Если мы начнём строго судить себя, то увидим, сколь часто мы были безответственны в разные моменты нашей жизни. Жили так, будто Бога нет, будто не было никогда у нас встречи с Ним, уступали почти без сопротивления наглому греху, заполняли свой ум и сердце пустотой, и хуже, чем пустотой мира, в котором мы живём. Вместо того чтобы устремляться к Богу, жить той реальностью, которая открыла нам встречу с Ним, когда мы услышали, почему Он говорит о Себе: "Аз есмь Сущий" - единственный, Кто существует, а всё остальное существует постольку, поскольку связано с Ним. Это и есть жизнь веры.
А если мы начинаем жить так, будто Бога не существует, то не надо удивляться, что душа наша мертва, и, стоя в храме среди ликования Церкви, мы ничего не чувствуем. Вот почему Церковь снова призывает нас к покаянию. Встреча с Богом была дана нам, чтобы чудесно изменилась наша жизнь. А изменение жизни во Христе уготовляет для нас новые, ещё более радостные встречи с Ним.
Существует опасность искать в вере, прежде всего, сладостные переживания. Это желание можно понять, потому что душа человеческая создана для жизни с Богом и задыхается в этом трёхмерном мире. Но потому-то мы и оказались изгнанниками рая, где праздник встречи с Богом длился всегда, что наши отношения с Богом, вера наша - должны быть основаны на чём-то более прочном и надёжном, чем наши переживания. Это есть обетования Божии, то есть истина и правда Божия, и наша жизнь по истине и правде. "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас", - говорит Христос. "Кто душу свою погубит ради Меня, тот спасет ее", - обещает Он. "Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком", - таковы Его обетования. Если мы знаем, что слова, которые Он говорит, есть жизнь вечная, если мы по ним будем жить, наша надежда на благодатную встречу с Господом будет основана на Его непреложных обетованиях. Как можем мы вступить в покой этой встречи, если не возьмём на себя иго Его? Как уготовим душу свою для радости всегда видеть Господа, если не отвергнемся себя? Как узнаем жизнь с избытком, которую Он обещает нам дать, если не будем Ему отдавать нашу земную жизнь? Это невозможно. И потому нет другого пути, кроме пути покаяния. Что пользы встретить однажды Христа, вкусить благодать и потом только просить о ней. "Не всякий говорящий Мне: "Господи, Господи" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего", - говорит Христос.
Царство Небесное - мир, радость, прощение грехов. Верою и покаянием, послушанием Богу во всём оно будет снова и снова дано однажды вкусившим его. Жизнь на земле не должна быть пустой и унылой, и мёртвой. Она должна быть путём ко встрече со Христом. Но все это даётся, когда мы принимаем этот дар так, как Господь предлагает нам, а не так, как мы хотим получить.
ххх
Что означают слова Писания: "Где умножается зло, там избыточествует благодать"? Почему умножение скорбей и бедствий может быть основанием для оптимизма христиан?
Николай Пухов, г. Магнитогорск
Умножение скорбей и бедствий - знамение скорого Пришествия Христова. Господь укрепляет всех Своих верных не страшиться самых великих испытаний. "Когда же начнет это сбываться, - говорит Он, - тогда восклонитесь - с верой, надеждой и молитвой - и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше". Христос пришёл в мир дать истинное утешение всем скорбящим и обременённым, и гонимым. Когда Он придёт судить мир в последний день, Он избавит всех любящих Его от всякой нужды и печали. Когда они увидят предельное неистовство зла, они могут поднять свои головы, зная, что близок день Господень.
Чем больше удаляется человечество от Бога, тем ближе к верным Господь. Зло достигает своего последнего предела, обрушиваясь на мир. Все нравственные нормы опрокинуты, растление наполнило землю, но там, где распад уже кажется необратимым, открывается в пришествии Христовом совершенное торжество добра над злом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены, наступает разрушение жизни во всех её проявлениях. Все живут как бы в предчувствии глобальной катастрофы - видно, скоро солнце померкнет, ибо, как сказал один епископ, для чего ему надо будет светить? Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением.
Христос заповедует Своим ученикам наблюдать знамения времен, по которым они могут судить о скором Его Пришествии - подобно тому, как о приближении лета судят по распускающимся на деревьях почкам. Как в Царстве Богом созданной природы существует причинно-следственная связь, так в Царстве Промысла Божия - связь одного события с другим. Когда мы увидим агонию сил зла, мы можем заключить, что Царствие Божие приблизилось. Господь заповедует нам хранить это Его пророчество как несомненное и ничем не отменимое. Прежде всего, в том, что касается разрушения Иерусалима после Его Крестной смерти и Воскресения. "Не прейдет род сей, как все это будет". "Есть некоторые из стоящих здесь, - как бы говорит Господь, - кто станет свидетелем этого". И верным Господу дано будет вкусить вечную жизнь, прежде чем они увидят смерть. Всё совершится с неумолимой точностью. Божий суд изнесен. Небо и земля прейдут скорее, чем слова Господни. Ибо слово Господне пребывает вовек.
Христос говорит о необходимости бодрствования. Христианин не должен никогда думать, что он живёт в мире, где все стабильно и всё уже достигнуто. Наша жизнь - состояние постоянного ожидания. Мы должны всегда жить под сенью вечности, зная, что в любое время мы должны быть готовы предстать в присутствие Божие. В мире, где царствует безбожие, где всё более изгоняется из жизни Бог, люди, когда настигают их всё новые и новые беды, с ужасом вопрошают друг друга: "Где же Бог? Нет Бога!" Ложь сатаны, что нет Бога, приводит к отчаянию. Но вся Церковь всегда стоит перед светом, в котором нет никакой тьмы, перед Пасхой Христовой, перед Пришествием Господа к нам в славе, когда будет всеобщее воскресение мертвых. Нет ничего более удивительного, чем христианская жизнь.
ххх
Дорогой отец Александр! Объясните, пожалуйста, почему исторически протестантизм более всего связан с демократией, а православие - с монархией?
Ю. Сыромятников, г. Москва
Очевидно, это вопрос о том, что есть подлинная мудрость. Например, вопрос соотношения между наукой и верой. То и другое необходимо для человека. Но что идёт впереди? Мы решительно выступаем против современного релятивизма и прагматизма. То, что утверждается почти как принцип на Западе и в Америке. Всё определяется практическим подходом, и всё относительно. Нам необходимо восстановить созерцательную мысль, осознать ее значение и ценность. К этой тайне жизни интуитивно устремлялись даже такие дохристианские философы, как Платон. Высшая реальность - мир вечных идей. Чувственный мир - только их отражение. Высшая деятельность человека - постижение духовного. Главное назначение власти в государстве - максимально способствовать осуществлению человеком своего призвания.
Необходимо восстановить, - по крайней мере, в нашем сознании - иерархическую концепцию общества. Вы все знаете этот догмат современного мира - демократия и всеобщие выборы, - о которых мы всякий раз сегодня в России по-новому спотыкаемся. На самом деле высшая власть должна принадлежать тем, кто хранит традиционные ценности. Потому идеальное государственное устройство - православная монархия с помазанниками Божиими - царями. Мы можем видеть, как это осуществлялось в нашей истории на примере многих российских императоров. В особенности, нашего последнего Царя-мученика. Точно так же, вернее, прежде всего, - иерархический принцип утверждается в Православной Церкви. Вот почему, даже с этих позиций, протестантизм есть не что иное как искажение подлинного христианства. Можно поставить в прямую связь с вышесказанным утрату протестантами благодатной апостольской преемственности в священстве. Эта утрата отражается не только на том, что они ещё называют в своей Церкви таинствами, но и на всём устроении западного общества, высшей ценностью которого является так называемая демократия.