Икона св. младенца Гавриила
с частицей мощей
|
За право быть православными в Польше приходилось платить болью, унижениями, нищетой, социальной отверженностью, а зачастую - и жизнью. Тысячи людей изо дня в день должны были выбирать между верой отцов и нормальным спокойным существованием в родных местах
Многие в России считают Польшу чисто католическим государством, не знают, что страна эта была когда-то древним оплотом Православия в Восточной Европе. Близ Польши, в Моравии, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создавали славянскую азбуку, ставшую затем основой славянской письменности. Они переводили на славянские языки Священное Писание и литургические тексты, а ранее славить Господа Бога можно было только на еврейском, греческом и латинском языках.
Уже в те времена польский город Краков был православной митрополией славянской. В IX-Х веках литургия в нём совершалась на славянском языке. Также, как в Моравии, Чехии, Македонии, Хорватии и на обширных землях вислян и силезцев, входивших тогда в Польское государство.
По сей день здесь высоко ценят просветительскую миссию святых братьев, считают равноапостольных Кирилла и Мефодия духовными покровителями своих монастырей, храмов и братств.
Памятник на могиле странницы Анастасии
|
Главная особенность Православия в Польше состоит в том, что жило и развивалось оно с незапамятных времён в окружении враждебном, стремящемся любой ценой уничтожить ненавистную православную "схизму". Именно так презрительно называли католики Православие. Государственной религией страны был католицизм. И польские католики считали себя "полноценными" христианами, а православных - упрямыми вздорными еретиками. С XVI века православных насильно заставляли принимать католичество и униатство. Их храмы захватывали, священников изгоняли, иконы сжигали. Продолжалось это веками.
За право быть православными в Польше приходилось платить болью, унижениями, нищетой, социальной отверженностью, а зачастую - и жизнью. Тысячи людей изо дня в день должны были выбирать между верой отцов и нормальным спокойным существованием в родных местах.
Епископ Белостокский и Гданьский Иаков
и Митрополит Варшавский и всея
Польши Савва у мощей св. младенца
Гавриила.
Свято-Никольский собор, г. Белосток |
В глазах польского большинства человек был изгоем только потому, что ходил в православный храм, его могли подвергнуть серьёзному наказанию.
В Польше за веру православную пострадали и приняли мученическую кончину тысячи людей: белорусов, украинцев, русских, поляков. Длилось это веками.
История Православия в Польше неразделимо переплетена с историей Православия в России. На протяжении сотен лет у нас была единая Церковь. Святейший Патриарх Тихон несколько лет окормлял древний Холмский край в Польше.
Уже в X веке на Холмщине жили православные разных национальностей. Вместе с русским князем Олегом они в 907 году ходили походом на Царьград. В 1235 году владимиро-волынский князь Даниил Романович учредил особую Холмскую епархию. Веками изнемогала Холмщина в неравной борьбе с католиками, долгие годы находилась под их властью. Только в 1795 году Россия вернула себе этот западный край.
Перенесение мощей святого младенца Гавриила
из г. Гродно (Белоруссия) в г. Белосток (Польша) |
К концу XX века Холмский кафедральный собор, возвышавшийся на высокой святой горе, был одним из крупнейших православных храмов Польши. В его иконостасе сияла великая святыня края - чудотворная Холмская икона Божией Матери. Потом православные кресты сорвали. Величественный собор забрали себе католики и сделали главным городским костёлом.
Холмщина дала сотни мучеников за веру православную. В июне 2003 года впервые в истории Польской Православной Автокефальной Церкви состоялось торжественное прославление и причисление к лику святых новомучеников Холмско-Подлесской земли.
Ныне Польская Автокефальная Православная Церковь насчитывает около восьмисот тысяч верующих. Ей принадлежат древнейшие монастыри, знаменитые чудотворные иконы, прекрасные храмы.
Храм преп. Серафима Саровского
в п. Снегири Московской обл. |
В них почти нет "захожан", здесь все - прихожане. Очень мало религиозно неграмотных детей и молодёжи, ведь Закон Божий начинают изучать уже в детском саду. И русский язык преподают детям в воскресных школах. В современной польской армии служат православные капелланы. Больницы и тюрьмы окормляют православные священники.
К Православию начинают относиться с уважением не только светские, но и католические власти Польши. Во многом это заслуга сильного и мудрого предстоятеля Польской Православной Автокефальной Церкви, митрополита Варшавского и всея Польши Саввы.
Православие становится мировоззрением очень разных людей. Ещё одна характерная черта. Весьма далёкие в прошлом от веры люди: русские, украинцы, белорусы, грузины, по разным причинам оказавшиеся в Польше, быстро воцерковляются и входят в многонациональную православную церковную семью!
В Белостокском Свято-Никольском соборе покоятся мощи святого младенца, мученика Гавриила, издавна считающегося покровителем детей и юношества.
...Православная церковь в Польше хранит множество свидетельств об исцелениях, происшедших в разное время по молитвам и у мощей святого младенца Гавриила, происходившие у мощей младенца-мученика, находившихся с 1755 года в Слуцком Свято-Троицком монастыре.
Исцелялись там не только православные, но и католики, протестанты, мусульмане. Вот несколько примеров, относящихся к 1908 году. Сын мещанки села Дрохичин Марии Загородской, двухлетний Борис, не чувствовал ног, не мог сделать шага без помощи матери. После того, как над ним пронесли мощи младенца Гавриила, ребёнок начал ходить.
Матрона Антоновна Кул, проживавшая в селе Посутычи, долгое время страдала от ревматизма. Не могла двигаться, была совершенно беспомощна. Матрона истово молилась святому Гавриилу, а попав в Слуцк, дотронулась до гроба младенца-мученика и тут же исцелилась от своего недуга.
В начале XX века на Белостокщине в православной белорусской семье Сторук родилась девочка Анастасия. Жила семья Сторук неподалёку от тех мест, где некогда появился на свет святой младенец Гавриил.
Девочка родилась совершенно здоровой, но в возрасте двух лет её поразила внезапная слепота. Приговор врачей был безжалостным: ребенок никогда не увидит Божиего света. Но родители не захотели с этим мириться.
Знакомый священник дал несчастному отцу бутылочку мира от мощей мученика Гавриила. Ваточку, смочённую этим миром, приложили к глазам слепой девочки, и она тут же прозрела.
...Прошло несколько лет, и однажды во сне к выздоровевшей Анастасии явилась Пресвятая Богородица и приказала ей избрать трудный путь странничества.
Анастасии было семь лет, когда она покинула отчий дом. Странствия её длились без малого семьдесят лет.
Без всякого страха, зимой и летом, в стужу и в жару ходила девочка по монастырям, деревням и сёлам, избегая больших городов. И больше всего любила родную Белостокщину. Ночевала Анастасия обычно в стогах сена или просто в лесу, под большими деревьями. Только в самое ненастье оставалась она на несколько дней в храмах или монастырях. Такая жизнь, полная опасностей и невзгод, не под силу и взрослому человеку. Но маленькая странница легко переносила холод, голод, встречи с дикими зверями, никогда не болела.
Церковь была её домом и университетом. Батюшки научили девочку читать по-церковнославянски. С тех пор она не расставалась с Библией. Юная странница была умной и рассудительной не по годам, она непрестанно молилась, призывая на помощь Царицу Небесную и святого младенца Гавриила.
Со временем Господь дал ей дар прозорливости и целительства, Анастасия помогала людям, лечила их, предостерегала от опасностей, спасала от смерти.
Господь наградил Анастасию удивительным даром общения с животными. Они любили её и слушались беспрекословно. Одним взглядом она могла поднять с земли упавшую лошадь, успокоить разъярённого пса.
Во время Второй мировой войны Белостокщина была оккупирована гитлеровскими войсками. Как всякий православный человек, Анастасия была ярой противницей жестокости, насилия и национализма. И без всякого страха высказывала своё мнение оккупантам.
Гитлеровцы с удивлением наблюдали за высокой сильной женщиной со спокойным взглядом ясных светлых глаз. В любую погоду в одном лёгком платье бродила она по просёлочным дорогам. А ночами в полном одиночестве молилась на опушке леса. Ничего, кроме гнева Божиего не боявшаяся в жизни женщина, открыто высказывала своё недовольство. Оккупантов это раздражало. Однажды они схватили странницу и отправили в городскую тюрьму. Бросили Анастасию в возок, запряжённый парой коней, но, как ни хлестали лошадок, те стояли, как вкопанные. Тогда лошадей поменяли. Но всё повторилось.
Не сумев справиться с конями, фашисты пришли в неистовство. Тогда Анастасия спокойно сошла с возка, взяла поводья и лошади послушно зашагали за ней в направлении города. Поняв, что имеют дело с необычным явлением, гитлеровцы оставили странницу в покое.
...А как любили Анастасию люди! Приход странницы в деревню превращался в праздник. Она умела заглянуть в глубь человеческой души, была удивительно добра, гостеприимна и щедра, готова была отдать незнакомому человеку последний кусок хлеба. Жила как птица, ничего в жизни не имела, ничем не дорожила. И при этом умела попотчевать своих многочисленных гостей. Странница никогда не болела, до глубокой старости была сильной, крепкой и радостной. Да и некогда было ей унывать и болеть. Денно и нощно молилась Анастасия за грешников.
И вот по воле Божией, спустя тридцать три года после кончины Анастасии, жарким августом 2005 года, вместе с другими русскими паломниками, мы добрались до старого кладбища. На удивление быстро разыскали заросшую сиренью её могилу, приложились к потемневшему деревянному кресту, зажгли свечи, помолились. И получили великое утешение.
...Для подмосковного храма мы решили заказать икону святого младенца Гавриила. И снова - удача. Икону согласился написать один из лучших иконописцев Польши - брат Григорий Зенкевич, а митрополит Варшавский и всея Польши Савва собственноручно вложил частицу мощей святого младенца Гавриила в мощевичок на иконе. Ныне образ покровителя детства и юношества, святого младенца мученика Гавриила с частицей его нетленных мощей находится в посёлке Снегири Истринского района Московской области в храме преп. Серафима Саровского.