15 мая 1932 года - 75 лет назад Декретом правительства за подписью бывшего семинариста Сталина в церковный праздник первых русских святых - Бориса и Глеба - объявлена "безбожная пятилетка", поставившая цель: к 1 мая 1937 года "имя Бога должно быть забыто на территории страны". Сталин переоценил свои силы или осознал, что "безбожная пятилетка" провалилась в преддверии грозных событий. В первые дни войны Церковь призвала верующих на битву за главную святыню - Родину
Древние греки не знали о себе самого главного: что они древние греки. А именно в этом была их суть, определившая их место в человеческой истории. Подобно этому и мы, русские, не понимаем сути того, что сделало нас главными действующими лицами новейшей истории, - сути Великой Октябрьской революции.
Эмблема Союза
воинствующих безбожников |
Но сначала несколько слов об эпитете "великая", который у кого-то может вызвать возражения. Возражений быть не должно. События, которые перевернули мир, разделив его на два противоборствующих "лагеря", не может не быть промыслительным, а всё, что имеет отношение к Промыслу, достойно именоваться великим. Этим сразу и прекращается спор - хорошее это было событие или плохое: великое не укладывается в эти мерки. Не спрашиваем же мы: хорош или плох был Всемирный потоп или смешение языков строителей Вавилонской башни. Творец насылал на нас такие вещи в ходе своего неисповедимого Домостроительства, и нам надо не оценивать их с точки зрения нашей людской морали, а осмысливать.
Потоп и Вавилонское столпотворение во многом осмыслены богословами, а вот Великая Октябрьская революция ещё нет. Может быть мы просто не успели её понять, но основная причина её ложного восприятия заключается в том, что, пытаясь её осознать, мы верим на слово, тем объяснениям её причин и её сущности, которые дают сами революционеры. А это - то же самое что принять за истину объяснения стратегии шахматной партии передвигаемыми рукой гроссмейстера деревянными фигурами, если бы они вдруг обрели способность говорить.
Разрушенная церковь Святой Троицы в г. Кургане |
Интерпритация нашей революции теми, кто её совершал вопиюще противоречит историческому материалу. Сопоставив то и другое, приходишь к странному выводу: какие-то глубинные обстоятельства делали революцию неизбежной, и революционеры это чувствовали, так что вроде бы были обязаны делать своё разрушительное дело, но так как всякий человек нуждается в логическом обосновании своей активности, они придумали весьма искуственное её оправдание, заимствовав его из работ Марка и Энгельса. Это подтверждается и известной фразой Ленина: "Мы буквально выстрадали марксизм", которую надо понимать так, что большевики долго не имели такого оправдания и наконец натолкнулись на теорию, которую сочли вполне подходящей.
Необходимость совершения революции, по этой теории, диктовалась отсталостью России, которую надо было выводить на путь "прогресса", и отсутствием в этой "тюрьме народов" элементарных свобод. Но это же беззастенчивая подтасовка! С 1885 года Россия занимала первое место в мире по приросту промышленного потенциала, обгоняя в этом Англию, Францию, Германию и Соединенные Штаты. Что же кажется либерализации, то о её неслыханных темпах проговорился тот же Ленин, заявив, что перед революцией Россия была самой свободной страной на свете. В общем, от большевистской мотивации переворота не остается камня на камне. Но может быть революция была совершена для того, чтобы Россия стала ещё прекраснее? Да, такие обещания раздавались революционерами направо и налево. И как же они их выполнили? Посулив хлеб голодным, создали нехватку продуктов. Пообещав мир народам, спровоцировали страшнейшую из войн - гражданскую. Провозгласив своей главной целью отдать землю крестьянам, превратили их в беднейших рабов, работавших в колхозах за гроши, которые и крепостным крестьянам екатерининского времени показались бы издевательством.
Короче говоря, если учитывать только земные, материальные факторы, совершать в России революцию было совершенно незачем. Кстати, такова была и реакция на неё, уже произошедшую, большинства населения: Боже, да что же мы с Россией сделали! И, тем не менее, революция была неизбежной и неотвратимой - об этом свидетельствуют все документы эпохи, а главное - вся художественная литература, поэзия, искусство рубежа XIX и XX веков.
Но если в материальном, видимом мире не было ни малейшей необходимости в совершении революции в России, а она, тем не менее, роковым образом надвигалась значит её созревание происходило в мире нематериальном и невидимом. Не проще ли сказать - в духовном мире? Нет, здесь может возникнуть недоразумение. Дело в том, что под "духовностью" обычно понимается высшая, божественная нематериальность, а его невидимый мир не исчерпывается, ибо существуют и низшие духи, подчиненные не Богу, а сатане и постоянно старающиеся напакостить не только людям, но и всему, что создаёт Творец. И прийдя к заключению, что сценарий Октябрьской революции писался не в материальном слое бытия, мы ещё не отвечаем на вопрос, какой это был слой - тот, что сверху или тот, что снизу. А это очень важно. Да, в широком понимании этого слова наша революция была духовна, но вот вопрос: какого она была духа - божественного или сатанинского?
"Различение духов", т. е. правильное отнесение вторгнувшейся в нашу жизнь потусторонней инстанции к светлой или к тёмной области, дело очень непростое, здесь нужен особый дар. Сатана умеет принимать образ даже ангела света, к чему неоднократно и прибегал, соблазняя подвижников. Но святые отцы говорят, что есть один безошибочный критерий: надо посмотреть, как эта инстанция реагирует на имя Христа. Дьявол - очень искусный притворщик, но сделать вид, что он любит Христа, он не в силах, ибо одно воспоминание о Нём приводит его в бешенство. И в нашем случае такой критерий сразу ставит всё на свои места.
Откуда проросли большевики, становится ясно из их отношения к Русской Православной Церкви. Вы скажете, ну что ж удивительного, что это отношение отрицательное - ведь большевики исповедовали философский материализм, а это - атеистическая идеология. О, если бы это была просто позиция оппонентов! Такую позицию занимали деятели Великой французской революции, намеревавшиеся создать нового прогрессивного человека с помощью "просвещения". Наша же революция во всём остальном сделанная под копирку с французской, в этом пункте кардинально от неё отличалась. Христова Церковь, как и любой отдельно взятый её символ, вызывала у большевиков ту неподотчётную разуму, неконтролируемую ненависть, которую принято называть "зоологической". Посмотрите на любое старое кладбище в Москве или в других городах, где активность революционеров была особенно сильной, - после Октября оно превратилось во что-то вроде мусульманского некрополя: на надгробиях ни одного креста!
Разве это похоже на дискуссию между материалистами и идеалистами, между последователями Демокрита и последователями Платона? Не пожалели огромных усилий, использовали автоген, израсходовали сотни ножовочных полотен, лишь бы не видеть этих приводящих их в дикую ярость, напоминаний о Христе. И не остановились перед тем, чтобы обезобразить такую важную часть городского ландшафта, каковой является кладбище, чего муниципальные власти никак не должны делать, - нарушили пропорции надгробий, оставили торчать арматуру. Всё превзошла зоологическая ненависть ко Христу...
Сразу после взятия большевиками власти эта ненависть приобрела системный и организованный характер. Не успела закончиться Гражданская война, как стала выходить газета "Безбожник", активно поддержанная партией. Она была замыслена как ядро кристаллизации всех антирелигиозных сил страны. И действительно, стала им. В 1925 году вокруг неё сформировался "Союз безбожников СССР", в 1929 году переименованный в "Союз воинствующих безбожников". ЦК ВКП(б) неизменно поддерживал все эти инициативы, однако их душой, и мотором, и погонялой с самого начала был подходящий для этой роли, а потому пришедшийся ко двору ленинцам по-своему незаурядный человек, назвавший себя Емельяном Ярославским. Он питал ко Христу такую злобу, которая доходила до белого каления. Эта злоба и сделала его естественным лидером воинствующего безбожия, ибо все чувствовали, что превзойти его в ней невозможно.
Кто преподнёс устроителям нового мира такой подарок? Ключ к ответу на этот вопрос даёт его настоящее имя: Миней Израилевич Губельман. Посредством какой-то сложной генетики... в этом еврее "возродился" не апостол Павел и не Иоанн Богослов, а первосвященник Каиафа, снова с пеной у рта требующий распять Христа - на этот раз в Его церковном воплощении. Он был так настойчив в этом требовании, что дело о распятии было возведено на государственный уровень, и в 1932 году Советская власть объявила о начале "пятилетки безбожия". Думается, что после сказанного нет надобности гадать, какой бесплотной силой была инспирирована большевистская революция, - ведь Иисус ясно сказал приспешникам Каиафы ещё две тысячи лет назад: "Ваш отец диавол" (Ин. 8, 44).
И что же произошло потом? То же самое, что и при Каиафе Первом. Тогда Христос взял на себя всё мировое зло, накопившееся от Адама, происками нечистого, прошёл вместе с ним через Голгофу, где оно было умерщвлено вместе с Ним, и воскрес, а зло не воскресло, ибо оно менее живуче, чем добро, и такой способностью не обладает. На этот раз через Голгофу - пятилетку безбожия - мистическое тело Христово - русский православный народ, взявший на себя зло, накапливавшееся в стране от масонов конца XVIII века до марксистов начала XX-го. Зло не выдержало русской Голгофы, а наш терпеливый народ перенёс её и воскрес очистившимся. И, вы знаете, это чудо подействовало на самих большевиков, которые, видя неуничтожимость Христовой паствы, капитулировали перед ней и поменяли свои лозунги на диаметрально противоположные. В начале своего правления она заявляли, что государство отомрёт, а тут стали государственниками. Раньше кричали, что семья и супружеская верность - буржуазные предрассудки, и вдруг стали строгими моралистами. Начинали с беспредельного интернационализма, а превратились в горячих патриотов. И становится понятным, почему Господь не поставил заслона перед сатанистами-большевиками, а, наоборот, как показывают события, зажёг им зелёный свет: без устроенной ими Голгофы не было бы Воскресения и духовного возрождения нашего народа-богоносца. А народ этот, именно как богоносец, очень понадобится всему человечеству в последнее времена, ибо будет свидетельствовать перед всем миром о Христовой истине.
Ну, а чем кончил Каиафа Второй? Самым жалким образом. Правда, его "Союз воинствующих безбожников" никто официально не закрывал, но деятельность его постепенно сошла на нет, не дав желаемых плодов. В 1937 году в СССР была проведена перепись населения, и в анкетные листы, по личному указанию Сталина, был внесён вопрос о религиозных убеждениях. И 55 миллионов человек заявили себя верующими. Но это ещё не всё: в начале войны, по приказу вождя, Миней Израилевич был вынужден написать статью "Почему религиозные люди против Гитлера", в которой ему пришлось запеть уже совершенно по-другому. Такого публичного позора он не вынес и в 1943 году отдал свою душу тому, кто с самого начала был его хозяином.