Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Воспоминание

Михаил Петрович СЛАВГОРОДСКИЙ

Митинг в честь Дня Победы. 1945 г.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наша семья жила в селе Засосна Воронежской области.

Весной 1945 года я заканчивал первый класс. 9-го мая перед началом уроков некоторые ребята в классе говорили, что война закончилась, но никто точно не знал, ждали взрослых. Прозвенел школьный звонок. Вошла наша учительница, Анна Михайловна Яценко, и обратилась к ученикам:

- Дети, поздравляю вас с Победой! Закончилась война. Сегодня уроков не будет. Будет митинг. И мы все пойдём туда.

Мы дисциплинированно вышли из класса. Завуч школы, повела школьную колонну на митинг. Навстречу - молодой офицер. Улыбаясь учительнице, он спросил:

- И это все ваши?

- Да, - гордо ответила учительница.

Первый День Великой Победы был солнечный и тёплый, пышно и нарядно цвели сады. На центральной площади села стройными рядами стояли солдаты и школьники, а между ними, плотными группами, - жители села. Выступали на митинге командир воинской части, местные руководители, герой закончившейся войны и многие другие.

Во время одного из выступлений я услышал, как одна из женщин, стоявшая недалеко от меня, в отчаянии сказала:

- Мой не вернулся, так хотя бы война и не кончалась.

С испугом я посмотрел на неё - она плакала.

Тут я подумал, что и мой отец, Славгородский Пётр Иванович, не вернулся с фронта. Он погиб в первых числах декабря 1941 года, когда началось наступление наших войск, и фашистов погнали от Москвы. Произошло это недалеко от станции Крюково Октябрьской железной дороги при штурме зданий, в которых перед войной размещался детский дом "Интернационал".

Только в марте 1942 года, когда начал сходить снег, местные жители похоронили отца и его однополчан, погибших в декабрьских боях 1941 года. Дело в том, что во время сражения эта местность несколько раз переходила из рук в руки. Бой продолжался и днём, и ночью. А декабрь тогда был многоснежный, с сильными морозами. Поэтому похоронная команда воинской части не смогла предать земле всех защитников Подмосковья.

Сельчане нашли у погибших бойцов документы - красноармейские книжки и солдатские медальоны с адресами и написали письма семьям погибших бойцов.

Вот из такого письма мы и узнали, что Славгородский Пётр Иванович не пропал без вести, а пал смертью храбрых, защищая Москву, и что его захоронен на станции Крюково в братской могиле.

Митинг тем временем продолжался. Выступали всё новые и новые участники. Говорили о суровых буднях войны, невосполнимых утратах, невероятных страданиях и муках, голоде и лишениях военного лихолетья.

Мне тоже вспомнилось, как после боя, прошедшего через наше село, пришла соседка и сообщила:

- Там немец лежит убитый.

Моя бабушка, Славгородская Евдокия Васильевна, сказала:

- На краю села ещё один лежит. - И тихонько добавила: - А дома их ждут.

Помню, как с удивлением посмотрел я на бабушку, но те слова её врезались в память.

После митинга все стали расходиться, до меня долетел обрывок женского разговора:

- Война закончилась. Теперь бы мужа. Хоть бы какого-нибудь.

Этот крик души заставил окружающих обратить внимание на говорившую. Сколько молодых, красивых, полных сил и желания жить, любить, рожать детей женщин остались навсегда одинокими! Забегая вперёд, скажу: вскоре она удачно вышла замуж.

Сразу после митинга мужчины принялись праздновать - отмечать Победу и окончание войны.

Моя мама, Славгородская Прасковья Ивановна, тяжело переживала гибель моего отца. Так на всю жизнь и осталась она подавлена, угнетена свалившимся на неё горем. Иногда, в задумчивости погружённая в собственные мысли, она повторяла:

- Погиб, сложил голову, не вернулся, оставил меня.

Она считала, что отец не имел права погибнуть на фронте, покинуть её с маленькими детьми. Трудолюбивой, хозяйственной и заботливой маме в тяжёлые военные и трудные послевоенные годы пришлось одной воспитывать, меня и сестрёнку Валю. Мама была из поколения женщин, кто поднимал страну из руин. Она любила говорить: "Нам крепко досталось в жизни. Может быть, наши дети будут жить лучше". Великая труженица, с ранних лет она знала только работу, за плечами имела лишь один класс образования. Трудилась в колхозе и целыми днями хлопотала по хозяйству. А как она готовила! Какие пироги пекла по праздникам и в дни рождения детей! И радовалась, глядя, как мы дружно их уплетали. Когда я подрос, мама уже не наказывала меня, а давала советы. Их я помню до сих пор.

Война закончилась, но и в мирное время мальчишки и девчонки продолжали гибнуть и получали тяжёлые ранения и увечья от неразорвавшихмся мин и бомб, оставшихся в земле в тех районах, где шли сражения Второй мировой. Я тоже был ранен. Три осколка глубоко вошли в моё тело. Один - возле сердца. И сердце до сих пор хранит память о войне, о светлом Дне Победы - 9 мая 1945 года

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы