Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Житейские истории

"Еже оклеветах кого гневом моим..."

Стою на остановке. Весна. Великий Пост. Слабое ещё солнышко. Первые лужи. Первая грязь. Старик до скамеечки добрёл. Не совсем по виду и бомж: в ботинках крепких, в пальтеце ношеном, но не рваном, с рюкзаком заплечным. Рядом парнишка-студент покуривает. Дед его окликнул:

- Сынок, оставь докурить.

Тот что-то буркнул в ответ, ну, ясно, согласился.

Краем глаза наблюдаю. И дед сидит, ждет. Вижу: студентик, до фильтра докурив, щелчком чинарик отбросил. Оба мы с ним в троллейбус впрыгнули, и всё меня спросить подмывало: почему старику докурить не оставил? Крохоборство? Отвращение к бомжу? Почему? Не понимаю!

Вскипаю, короче, изнутри праведным гневом. Являюсь в родное учреждение и сотрудникам ситуацию обрисовываю, желая их моральной поддержкой заручиться и гневаться дальше сообща. Но не тут-то было. Что на меня посыпалось! Тысячу историй мне преподнесли про непотребных, наглых, тайно обжирающихся нищих, которые обманывают простых, доверчивых граждан. "Ишь ты! Докурить ему оставь! А если б парень баксы считал? Баксы ему давай?". "Куда там! Баксы - это святое!" - так и подмывало выпалить. Да заодно и обличить всех: сказано - просящему дай, вот и дай, не рассуждая. И всё больше в гнев я впадал, правда, окоротился - замолк. Но молчанье моё было не спасительней слов. Про всех присутствующих нашлось мне что плохого подумать. Тот - куртку дорогую купил, эта - сладеньким ежедневно балуется, на посты не взирая, другой - на машину копит... А речь-то о затяжке сигаретной шла! За что ж они на меня целый водопад обрушили? Я, между прочим, все эти истории наизусть знаю и ещё свои могу прибавить. Долго гудели возмущённые сотрудники, а напоследок приятель мой мне бросил: "Если так жалко, купил бы пачку "Примы" и дал бы деду". Сказано было, конечно, в ответ на моё осуждающее молчание...

По дороге домой размышлял. Выходит, укоривший меня - прав. Милостыня творится молча. Может быть, ситуация эта была обращена конкретно ко мне?.. Меня научить, а вовсе не тех людей, на которых решил я переложить нравственное делание. И кого ж я и за что в итоге могу осуждать? Иду и думаю: а ведь все сотрудники наши, так рьяно выступившие против грошовой подачки, я точно знаю - люди весьма милосердные. Одна - трём старухам-пенсионеркам помогает, подарочки к праздникам носит, другой - безотказный, во всех передрягах жизненных, только позвони - придёт, и мебель таскать, и хоронить кого, и в больнице навещать... Третий в детдом жертвует... Во всех моментально отыскалось доброе, и был я устыжён горько. Да ведь это я и спровоцировал их, вот они себя и оклеветали! В ответ, может быть, на мою сверхэмоциональность, на мой порыв страстный, на моё, в конечном счете, духовное насилие. А духовную агрессию люди всегда чётко определяют, хотя, может быть, и бессознательно.

Вспомнился эпизод о неком святом. Как перед обидчиком своим на колени упал: "Прости меня, что довёл тебя до гнева такого, до ярости".

Не дерзаю и понимать такую неотмирную, ужасающую даже нравственную высоту. Но читая сегодня вечернее правило, знаю, о чём скажу покаянно: "еже оклеветах кого гневом моим...".

Юрий Владимирович САМАРИН

 

Встреча в Лавре

Весенний тёплый день. Кругом разносится нежный шелест листьев и аромат распустившихся берёз. Неторопливо, заворожённо, словно попавшие в дивную сказку, гуляют по лавре паломники и туристы.

Среди них - молодой человек. Умилённо крестится на храм, вздыхает, кланяется. Неторопливо оглядывается по сторонам, как будто желая кого-то увидеть.

...Увидел, поправил сумку на плече, подходит ко мне и говорит:

- Здравствуйте, вы меня не помните?

- Нет, говорю, не помню.

- Ну как же, - произносит он с удивлением, - ведь вы к нам приезжали в ноябре в тюрьму, в Матросскую тишину, вместе с другими братиями. Говорили, что вы из Московской Духовной академии и Свято-Троицкой Сергиевой лавры, о Боге рассказывали. Я долго размышлял потом над вашими словами и понял, что когда выйду, не вернусь на старый путь, пойду к Богу, - нельзя без Него жить, не получится. Когда меня зимой освободили, я так и сделал: не вернулся домой, пошёл сразу к батюшке. Меня оставили при храме в Мытищах. Помогаю, работаю, даже на клиросе читаю, а ведь раньше славянского языка вообще не знал и никогда не думал, что в церковь пойду. Собираюсь поступать в семинарию, приехал узнать, какие документы нужно готовить, что надо знать для поступления.

Парень ещё долго рассказывал о своих планах и о тех благих изменениях, которые произошли в его душе под действием Божией Благодати и проповеди.

Передо мной стоял не бывший заключённый, а настоящий христианин, всем сердцем устремлённый ввысь, горящий желанием достигнуть Царства Небесного.

Да поможет ему Господь!

Инок Дмитрий

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы