12 ноября прошлого года жители Верхнего Санчелеево отметили столетие церкви в честь Казанской иконы
Божией Матери. По этому случаю в деревню приехал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, который совершил
чин Великого освящения храма.
- С этого дня ваш населённый пункт становится селом! - поздравил деревенских жителей депутат Губернской
думы, глава Тольятти Николай Уткин, молившийся вместе с крестьянами за Божественной литургией. Таково
в России неписаное историческое правило, которого всегда придерживались и власти: поселение без церкви
- деревня, с освящённой архиереем церковью - село.
Верхнее Санчелеево расположено в 30 километрах от Тольятти. До октябрьского переворота здесь проживало
более 4 тысяч человек, сегодня - 1,5 тысячи на 700 дворов. Население православное - русские и мордва,
но есть и татары.
Храм Казанской иконы
Божией Матери.
Село Верхнее Санчелеево
Самарской области
|
На праздник к ним приехали сотни жителей Самарской области. Пятнадцать лет они "поднимали" прекрасную
22-х(!) купольную каменную церковь, высота которой составляет без малого 40 метров.
Храм, выполненный в стиле московского барокко XVII века, лишь недавно был признан памятником архитектуры.
Десятилетиями до этого он считался "заброшенным строением" и использовался как зернохранилище.
В годы революционной смуты священник Павел Помряскинский был репрессирован, а храм пришёл в запустение.
Иконы жители сохранили. Крестьянин Иван Сатькин сберёг Казанский образ Божией Матери. 60 лет хранилась
икона в благочестивой семье, а в 1991 году её вернули храму.
В период хрущёвских гонений на Церковь председатель местного колхоза "Правда" Николай Макаров получил
из Куйбышевского обкома партии распоряжение: "Церковь разобрать до основания. Кирпич передать сельсовету,
плитку - Тольяттинскому горкому партии. Об исполнении доложить...".
Макаров ответил: " Не я строил, не мне разрушать".
Люди знали: их председатель боится только Бога, поскольку был верующим. Обком ещё несколько раз попытался
"дожать" строптивца, но Макаров не уступил. По тем временам это был открытый вызов системе. Многие ждали,
что председателя снимут с должности. Но дрогнули в обкоме - побоялись, видно, народного бунта. К тому
же Макаров считался одним из лучших хозяйственников области.
Эта необыкновенная история закончилась тем, что Николай Михайлович Макаров вскоре стал Героем Социалистического
труда - за высочайшие достижения в области сельского хозяйства. В должности председателя он пробыл 30
лет - до самой пенсии. А про храм власти как-то забыли.
Методы хозяйствования Макарова - молитву и современную агротехнику - сегодня успешно применяет нынешний
председатель колхоза Яков Лысенков.
- Дважды в год священник Алексий Ким освящает наши поля, - рассказывает Яков Дмитриевич. - Недавно
освятили хлебопекарню, маслобойню, а ещё раньше - правление колхоза, воскресную школу. Я с семьёй часто
бываю в храме, в молитве прошу Бога дать обильный урожай нашим нивам. Исповедываюсь в грехах. Стараюсь
жить благочестиво...
Над набожностью Лысенкова соседние руководители хозяйств поначалу посмеивались. Но хорошие урожаи "правдинцев"
заставили их задуматься. Поля рядом - а колос разный. Вот и недавно: зарядили обложные дожди, уборка подсолнечника
остановилась во всём районе, и только у Лысенкова комбайны шли по сухому полю. "Как так?", - спросили
его. Ответил кратко: служили молебен о прекращении дождя, много молились.
Ну а когда требуется дождь - тоже служится молебен, звучит соборная молитва прихожан. И Господь не
постыжает их веру.
Крепкое хозяйство - приходу опора. Об этом после праздничной службы владыка Сергий беседовал с председателем.
- Колхоз вкладывает средства в восстановление храма и развитие прихода потому, что это самый верный
путь к возрождению села, - рассказывал Яков Дмитриевич архиепископу Сергию. - Вместе с отцом Алексием
мы открыли православную воскресную школу "Ковчег". Поддерживаем местную ячейку "Самары Православной".
Ведём работу среди людей о важности семейных отношений.
Между прочим, местные предприниматели и бизнесмены сразу отреагировали на крепкий союз "ставропольское
благочиние - колхоз - районные власти". Одни жертвуют для Бога и людей, чтобы восстановить благочестивую
жизнь на своей малой родине. Но большинство всё же руководствуются прагматичным интересом. Бизнесмены
давно подметили: деревня без храма - вымирающее поселение, а с храмом - перспективное. В сёлах, где есть
храм и приход, гораздо меньше пьянства и тунеядства, больше порядка.
...На обратном пути мы заехали в деревню Ташелка. Здесь бывший высокопоставленный работник "АВТОВАЗа"
строит кирпичную церковь. Ещё один храм возводится при поддержке колхоза "Правда" в деревне Лопатино.
А рядом - в селе Новая Бинарадка - лучшие иконописцы России, по приглашению состоятельного жителя Самары,
завершают роспись местной красавицы-церкви...
- Радует, что руководители всех уровней приходят, наконец, к пониманию, что Православие - это основа
возрождения и деревни, и города, и страны, - отметил, прощаясь с нами, глава Тольятти Николай Уткин.
с. Верхнее Санчелеево