Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Март 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Русское Православие: грядёт новый раскол?

Дмитрий СКВОРЦОВ

Из Завещания схиархимандрита Киево-Печерской лавры Зосимы: "Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви: в ней спасение..."


Каноническая Украинская Православная Церковь не поддержала инициативу президента Украины Виктора Ющенко начать переговоры об объединении с непризнанным в православном мире "Киевским патриархатом" в "единую поместную церковь". Соответствующее решение было принято 24 января в Киеве на Архиерейском Совещании Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, проходившем в Киево-Печерской лавре.

"Епископат Украинской Православной Церкви МП выразил недоумение по поводу предложения В. Ющенко, согласно которому архиереям надо сесть за стол переговоров с лжепастырями, изображающими священнослужителей", - говорится в сообщении Пресс-службы Украинской Православной Церкви.

Президент В. Ющенко и
премьер-министр Ю. Ехануров
на торжествах по случаю празднования
Дня Соборности Украины. 22 января 2006 года

В ответ на непрекращающиеся усилия президента Ющенко создать "единую поместную соборную первоапостольную православную церковь", предстоятель единственной признанной вселенским Православием Православной Церкви на Украине Митрополит Владимир (Сабодан) в интервью газете "Франс-пресс" сказал: "Я уже неоднократно заявлял, что поместная Церковь в Украине существует со времени Крещения святым равноапостольным великим князем Владимиром Киевской Руси. Церковь называется поместной по месту осуществления ею спасительной миссии". Но позднее, как ни странно, Священный Синод УПЦ в обращении к Президенту Украины, главе Верховной Рады и премьер-министру заявил: "Мы стремимся к тому, чтобы Украинская Православная Церковь стала поместной".

Так, всё-таки, поместная Церковь в лице УПЦ уже существует со времён Владимира на Украине или таковой ей только предстоит стать? Именно об этом говорилось в "Ответе православных христиан" на Обращение Синода УПЦ: "Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! В связи с решениями Св. Синода УПЦ считаем нужным высказать следующее: Мы против автокефалии или автономии на Украине, даже и на канонической основе, боясь гнева Божиего, а выступаем за сохранение единства с Московским Патриархатом. На основании принципа соборности Церкви, а также на основе братского единения русского, украинского и белорусского народов, считаем, что стремление Св. Синода УПЦ к автокефалии идёт против воли Божией, т. е. является грехом".

"Золотые ворота" в Киеве

 

Чем же подтверждают авторы "Ответа" греховность стремления к автокефалии? В первую очередь, как и надлежит православным, - пророчествами святых: "Нам, православным, ничего не надо, а только православной веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви всё это есть... и отходить от неё - величайший и непростительный грех, хула на Духа Святого" (преподобный Лаврентий Черниговский).

Синоду и другим архиереям УПЦ должно быть прекрасно известно, что каноническая автокефалия УПЦ может быть только с согласия Поместного Собора Матери-Церкви, т. е. Русской Православной Церкви. Действительность дарования самостоятельности самоуправления УПЦ определяется не только Патриархом, но и согласием на это Поместного Собора РПЦ. Иным путём такие важные вопросы не решаются. Здесь уместно напомнить цитату из Послания Восточных Патриархов о Православной Вере 1848 году: "У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его". На Украине вопрос автокефалии является вопросом веры потому, что украинская автокефалия чревата унией с католиками, как то показала история. Можно уже сейчас назвать деяния Синода УПЦ, которые являются антиканоническими .

1. В официальном названии УПЦ документально не присутствует упоминание о принадлежности её к Московскому Патриархату.

2. В 2000 году блаж. Митрополиту Владимиру был дан титул "отца" при поминании за богослужением. Именование отцом (греч. "патрос") прилично только Патриарху, но этот титул неуместен в применении к любому другому иерарху той же поместной Церкви.

Напоминаем митрополиту о многочисленных случаях изгнания народом Божиим иерархов-еретиков и иерархов-раскольников с кафедр. Их действия подталкивают народ к новому расколу и, хуже того, к войне. Похоже, что он хочет носить белый патриарший куколь, замешанный на крови своей паствы. Чем же он тогда будет отличаться от Филарета Денисенко?

Лукавый политический ход Св. Синода УПЦ об автокефалии должен получить соответствующую оценку со стороны всего церковного народа Украины. Мы - русские, украинцы, белорусы и остальные народы и народности, живущие вместе на территории бывшей Российской Империи, породнены как узами семейными, так и общей историей и культурой, а более всего - и Единой Русской Православной Церковью, объединяющей всех в Тело Христово, к какой бы национальности член Церкви не принадлежал...

Православие сформировало русских и украинцев как народы, скрепило нас. И это стало особенно ясно после того, как мы оказались по разные стороны возникшей в августе 1991 года границы. Киев - Мать городов русских - стал для большинства "заграницей". Разделились даже семьи, во многих из которых граница пролегла между родителями и детьми, мужьями и жёнами, братьями и сестрами. Единой осталась одна лишь Русская Православная Церковь - Церковь единой Святой Руси. Только лишь она одна теперь не даёт полностью размежевать и рассорить наши народы, позволяет сохранить нашу общую историческую память.

Не думайте, что церковный народ настолько духовно ослабел, что не станет отстаивать свои законные канонические права. В ближайшее время это послание получат все поместные Православные Церкви; крестные ходы со всех концов Украины, а также и из России и Белоруссии, придут к стенам Киевской Митрополии многие монастыри и приходы пойдут под непосредственное подчинение Патриарху Московскому. Мы не хотим раскола и войны. Народ не поддержит раскольников. Отходить от Матери Русской Православной Церкви мы не будем. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви монастыри перейдут в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Однозначно высказался митрополит Одесский Агафангел: "УПЦ является силой, препятствующей превращению Украины в антироссийское государство. Одесская митрополия - неотъемлемая часть святой, великой, благодатной Русской Православной Церкви, единая частица Святой Руси".

А херсонское духовенство во главе с владыкой Ионафаном в своём обращении к Ющенко предупредило Президента, что "в случае... давления на нашу совесть государственной власти с целью создания некой новой безблагодатной самочинной структуры - "единой национальной поместной православной церкви", мы будем вынуждены, ради спасения своей души, просить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принять нас в свою непосредственную юрисдикцию".

Самым последовательным сторонником сохранения единства Церкви является епископ Хустский Ипполит. Нам он пояснил: "УПЦ на самом деле не имеет канонически определённого статуса. Есть "права широкой автономии", но это не канонический статус".

Православные в Западных областях Украины надеются, что автокефалия спасёт их от окончательного разгрома униатами. Зря они на это рассчитывают: автокефалия УПЦ и уния - это синонимы.

Святые Отцы учили, что спасение миру придёт из Святой Руси. Враг политически её уже разделил. Теперь пытаются разделить и духовно. Почему-то никто не выступает за разделение римского католицизма, чтобы была американская, венгерская, польская церкви".

Разделение Русской (заметьте - не российской) Православной Церкви - это раскол цивилизационный. Гарантом будущего Украины сегодня выступает не её Президент, а УПЦ. Она остаётся на Руси-Украины, в её духовном и национальном единстве.

Для получения автокефалии, подчёркиваем ещё раз, требуется согласие Матери-Церкви. Причём во всей её полноте - от Патриарха до мирян.

Пропаганда на Украине твердит: независимому государству нужна независимая церковь. Но само слово "независимость" требует пояснения: независимость от Кого? От тела Христова?

17 января на Софиевской площади Киева состоялся митинг, посвящённый 353-й годовщине присяги киевлян решениям Переяславской Рады. Организовавшие его - Всеукраинская общественная организация "Православный выбор". Союз православных братств Украины и Союз православных граждан Украины "призвали к единству УПЦ с РПЦ, недопущению автокефалии УПЦ и обличению любых проявлений сепаратизма в церковной среде". Православная общественность просит, чтобы Собор УПЦ МП принял принципиальное решение, отказался от навязываемого антицерковного "объединительного процесса" с раскольническими группировками, ведь на самом деле раскола Православия на Украине не существует, а есть маргинальные раскольнические группы, которые существуют только благодаря государственной поддержке. Православное сообщество требует от Ющенко прекратить раскольническую деятельность. Зная, что Ющенко этого не сделает, Союз православных граждан Украины обращается к Антикризисной коалиции с просьбой защитить каноническое Православие от вмешательства "оранжевых" властей.

СПГ Украины напоминает о социальной концепции Русской Православной Церкви, где сказано, что Церковь вправе отказать в поддержке государственной власти и призвать верующих к мирному гражданскому неповиновению этой власти, если действия государства смущают совесть верующих.

Из Обращения к Архиерейскому Собору Украинской Православной Церкви православной общественности Украины

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства!

Наряду с острейшей проблемой вступления Украины в НАТО и ЕС, которую уже многие годы пропагандируют националистические и антироссийские политические круги на Украине, более чем остро стоит проблема отделения УПЦ от РПЦ. И, если в случае с НАТО общественное мнение пока на стороне противников вхождения в этот блок, то ситуация в вопросе сохранения Украинской Православной Церкви в лоне Московского Патриархата значительно хуже. Пророссийские политические элиты Украины, как на Западе, так и на Юго-Востоке, и, к сожалению, в России, не видят в этом вопросе геополитической угрозы. Между тем, нахождение Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата является последней ниточкой, связывающей Украину с Россией. Как только она будет разорвана, процесс превращения Украины в антироссийское государство примет необратимый характер. Это прекрасно понимают антироссийские силы. В Секретариате Ющенко создана "Рабочая группа", целью которой является осуществление переворота в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, захват власти в ней "оранжевого лобби" и отрыв от Московского Патриархата. Основу этой "Рабочей группы" составляют ренегаты, формально принадлежащие канонической Церкви...

Проблема усугубляется тем, что за многие годы в самой церковной среде готовилась и продолжает готовиться почва для создания условий т. н. "законной автокефалии". Ни для кого не секрет, что среди украинских архиереев и духовенства есть большой пласт сторонников отделения от РПЦ. Нам они известны... Они говорят: "Мы стремимся к тому, чтобы Украинская Православная Церковь стала поместной", хотя ранее говорилось: "Поместная Церковь в Украине существует со времени Крещения святым равноапостольным великим князем Владимиром Киевской Руси".

Попытки Ющенко во время "оранжевых" событий форсировать создание т. н. "единой поместной церкви" ни к чему не привели, поэтому сейчас он поменял тактику и говорит о некоем "примыренни" УПЦ МП и раскольников, наложении моратория на взаимные обвинения о создании совместной богословской комиссии и т. д.

Для нас единство Русской Православной Церкви - аксиома, а не предмет для дискуссий.

С глубоким почтением, смиренные чада Святой Православной Церкви.

 

Украина

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы