Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Откуда у нас депрессия?

Любовь Фёдоровна ЕРМАКОВА

 В течение нескольких лет я в качестве психолога принимаю участие в работе комиссий по опеке и по делам несовершеннолетних и хочу сказать, что психическое и физическое здоровье наших детей уже не год от года, а с каждым месяцем становится всё хуже. На последнем заседании комиссии по делам несовершеннолетних были трое детей 9-ти и 11-ти лет, у которых матери покончили жизнь самоубийством. У других, встреченных мною за последние годы, внезапно и нелепо, как бы случайно, погибли родители. У многих - пьющие матери, дети живут в квартирах, которые превратились в притоны; и то, что они ежедневно видят там, не выдержит и взрослый человек. Можно себе представить, какие больные души у этих детей. А их много. Потом они приходят в армию, и там все мы пожинаем плоды их "воспитания".

Мы до сих пор переживаем челябинскую трагедию. Министр обороны назвал в качестве основной причины происходящего в армии "моральную патологию общества, которая выражается в кризисе целевых нравственных установок значительной части населения, в том числе и военнослужащих, а также в девальвации традиционных ценностей и идеалов национальной культуры в массовом общественном сознании.

Взгляните на программы передач, транслируемые многими телевизионными каналами: сплошные "зоны", "ментовские войны", "парни из стали", "криминальная Россия", "чрезвычайные происшествия", разбавленные выпусками новостей, которые также неизменно изобилуют сообщениями о разрушительных катастрофах и кровавых преступлениях. Разумеется, противостоять такому напору негативной информации крайне сложно не только молодёжи, но даже взрослым людям, имеющим уже устоявшиеся жизненные принципы".

Министр обороны совершенно справедливо отметил негативное влияние наших СМИ на психическое здоровье нации. Однако те, кто управляют нашими СМИ, отрицают то, что они ведут разрушительную работу психики, особенно детской. Сами-то они телевизор не смотрят и детям своим не разрешают. Поймать их за руку достаточно сложно: вроде бы прямых призывов к разрушению нет, но ещё способный чувствовать губительное для ума и души воздействие СМИ человек, ощущает его.

Чтобы понять, насколько серьёзен эффект скрытого воздействия СМИ, давайте заглянем в историю некоторых психологических экспериментов.

В конце XIX века в Париже в клиниках Шарко и Жане изучалась проблема неврозов, прежде всего истерии, с применением методики гипноза. Наблюдаемое в экспериментах постгипнотическое выполнение приказов, полученных в состоянии гипноза, привело в дальнейшем к целой серии исследований бессознательных психических процессов, которые оказывают решающее влияние на поведение человека.

Больного вводят в состояние гипноза и приказывают ему выполнить парадоксальные с точки зрения здравого смысла действия. Например, ему говорят, чтобы он после выхода из гипнотического транса надел галоши, взял зонт, вышел в соседнюю комнату, раскрыл зонт. Сам приказ больной забывает, но всё точно выполняет уже вроде бы в "трезвом уме". И тут начинается самая важная часть эксперимента. Больному задают вопросы: зачем он, интеллигентный человек, надел чужие галоши, взял с вешалки чужой зонт, ушёл в другую комнату и стал его раскрывать? Уличённый в неадекватных действиях человек, начинает, оправдываясь, говорить, что взятые им зонт и галоши очень похожи на его собственные и что, хотя на улице стоит ясная погода, он чувствует, - скоро будет дождь.

Эти эксперименты показали: поступки человек может совершать неосознанно, не по своей воле. Однако такой защитный механизм личности, как рационализм, всегда сумеет логично объяснить окружающим и себе правильность даже неосознанно совершённых действий.

А вот другой эксперимент. В одном кинотеатре показывали один фильм в двух вариантах. Одни зрители смотрели обычный, другие - с вмонтированным в него 25-м кадром, где была реклама находящегося по соседству кафе. Разницу в посещении этого кафе сразу после просмотра зрителями обеих групп легко посчитали. Она оказалась настолько значимой, что эффект 25-го кадра начали широко использовать не только в рекламе. На сегодняшний день во многих странах существует законодательный запрет на использование 25-го кадра. А в России?

Подобный скрытому 25-му кадру феномен мы с вами встречаем каждый день. Много лет назад, когда я была ещё студенткой психологического факультета МГУ, преподаватели обратили наше внимание на следующий факт: во всех видах транспорта вдруг убрали надпись: "Выхода нет". Оказалось, что эта надпись играла роковую роль в принятии решения о самоубийстве отчаявшихся людей. Несостоявшиеся самоубийцы рассказывали врачам-психиатрам о том, что на фоне житейских неудач часто мелькавшая фраза "Выхода нет" становилась навязчивой идеей, больно била по нервам и часто становилась "последней каплей" для сведения счётов с жизнью.

Обычно мы настолько привыкаем к этой надписи, что, как нам кажется, не замечаем её, не обращаем на неё никакого внимания. А она незаметно проскальзывает в наше подсознание и совершает там страшную разрушительную работу, реально убивающую нашу душу. Вот, казалось бы, такая мелочь...

Министр обороны говорит о том, что "более 2 % военнослужащих по призыву имеют высокий суицидальный риск и близких родственников, которые покушались на собственную жизнь". Конечно, ведь большинство из них - из самых бедных, неблагополучных семей.

На сайте Псково-Печерского монастыря опубликовано завещание старца Иоанна Крестьянкина, которое завершается словами: "... ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога!".

Мы должны быть такими же внимательными в жизни, как водитель на дороге. Именно высокий уровень внимания позволяет водителю видеть все дорожные знаки, предупреждающие об опасности, и мгновенно реагировать на них. Большинство аварий связано именно с рассеиванием внимания. Так же и в повседневной жизни.

Вся страна сейчас начинает понемногу собираться с силами, сосредотачиваться. Свидетельство этому: замечательные успехи наших спортсменов на последних Олимпийских играх вопреки всему: разрушенной системе подготовки наших спортсменов, скудному обеспечению необходимым, даже откровенной нужде. Многие видели сюжет в "Новостях", где показывали гараж, в котором наш олимпиец сам мастерил себе санки, на которых он и пришёл к победе. Мы все видели, какой концентрацией физических и духовных сил давалась победа нашим чудо-богатырям и видели, как многие из них молились, крестились перед выступлением.

Однажды мне довелось разговаривать с одним из победителей Олимпийских игр в Мехико. Он рассказывал, как их принимали после победного выступления в одной далёкой стране в нашем посольстве. Сотрудники посольства сказали спортсменам: "Вы за несколько дней так сблизили наши страны, чего мы не могли добиться в течение уже многих лет кропотливейшей работы".

Но вернёмся к нашим детям. Из исследований детской психологии известно, что развитие любой психической функции подтягивает на более высокий уровень все другие функции. И взрослым нельзя останавливаться в развитии: любое наше личное достижение, любая самая маленькая победа над собой приводит нас к таким изменениям в жизни, которые бывают радостны и неожиданны для нас самих. И это пример для наших детей - главный воспитательный фактор.

Очень многое зависит от нашего понимания своего места в этой жизни. Мы не так автономны и самодостаточны, как нам кажется, и поэтому любое личное поражение приводит нас к упадническим настроениям, а любая личная победа становится общей победой для всей семьи.

Время "разбрасывания камней" завершается. Начинается очень важное время сосредоточения воли, внимания, интеллекта, духовных и физических сил. И надо помнить, что наши остановки в развитии - это всегда движение назад. Мы не можем себе этого позволить.

Психологи часто в своих выступлениях предлагают слушателям провести небольшой психологический эксперимент. Я не буду отступать от традиции.

В Евангелии от Луки (гл.17,1-3) читаем: "...невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят... Наблюдайте за собою".

В книге старца Паисия Святогорца "Духовная борьба", в III-ей главе "О необходимости наблюдения за собой и познания себя", есть такие слова: "Исследование себя - это самое полезное из прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, всё прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются - что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого.... Если человек не будет исследовать происходящее.., то ему ничто не принесёт пользу".

Итак, для тех, кто сочтёт возможным для себя провести небольшой эксперимент, предлагаем следующее:

1. Выключить телевизор и радиоприёмник.

2. Обратить внимание на то, какие эмоции при этом проявляются наиболее ярко: раздражение, злость, равнодушие, радость, уравновешенность или какие-то другие.

4. Отметить, на какой день Вы не выдержали и всё-таки включили телевизор или приёмник.

5. С каким чувством Вы это сделали?

6. Произошли ли какие-либо изменения в Вашем внутреннем мире за время эксперимента?

А потом сделайте выводы.

(Окончание следует )

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы