Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Жизнь ради Христа

Надежда Александровна ИЛЬИНА
Блаженный Симон Юрьевецкий

  420 лет со дня кончины блаженного Симона Юрьевецкого † 4 ноября 1586 года

В XV - XVI веках, когда в Западной Европе буйно расцветала эпоха Возрождения язычества и присущий ей культ плоти, на Руси, поднявшейся с колен после монгольского ига, началась эпоха возрождения иночества, иной жизни, небывалых подвигов умерщвления плоти и раскрытие мощи христианского духа.

Тогда многие из русских подвижников избирали путь юродства Христа ради. Становились странными странниками, готовыми принять любые невзгоды и оскорбления для смирения плоти и духа, ведь в смиренного вселяется Дух Святой, а это и есть главная цель, ради которой рождается человек на свет Божий.

Блаженный Симон родился в Костромской губернии, в селе Оделёве, в крестьянской семье Шитовых. Тогда на Руси в миру жили, как ныне живут в монастыре: трудом и молитвой, смирением и воздержанием во всём. Но избранная от Бога душа Симона стремилась к высшим подвигам. И едва достигнув юношеского возраста, он ушёл из дома в глубь диких лесов, где несколько лет жил, питаясь Бог знает чем, и непрестанно молился. Однажды жители села Елнать, располагавшегося близ древнего города Юрьевца на Волге, случайно встретили его в лесу. Был он в ветхой рубашке до колен и на вопросы крестьян не отвечал. Назвал только своё имя. Они, сжалившись над ним, повели его в село, потому что боялись, как бы он не погиб один в лесу. Ныне мы спокойно проходим мимо погибающих в железобетонных дебрях наших городов. В те времена русский человек не мог так поступить.

Симон принял как волю Божию то, что его вывели из леса и привели в село. Священник местной Никольской церкви поселил его в своём доме. Юноша всё молчал, но ни минуты не оставался праздным, старался услужить, послужить каждому жителю села: рубил дрова, носил воду, молол зерно. Платы никогда не брал, ведь он как здоровый душой человек хотел получить награду на небесах. Сейчас его за это сочли бы безумным. Тогда называли блаженным. Но, конечно, и в те времена встречались иногда неразумные, мёртвые душой люди, которые оскорбляли блаженного, смеялись над ним, даже били его. Он терпел и молился за них. Надо терпеть и долго терпеть, чтобы спастись.

Зимой и летом блаженный ходил босиком, в ветхой льняной рубахе, сложив руки на груди. Спал на земле и совсем мало. Вот читаешь о таких людях и думаешь: а, может, это ангелы были? Или это мы уже не люди? Симон ведь не сошёл с небес, он родился в реальной крестьянской семье. В конце XIX века, по свидетельству местного священника Иоанна Поспелова, в Оделёве жила благочестивая крестьянка Екатерина Власьевна из рода Шитовых. В этом роду четыре столетия хранили нагрудный крест своего святого родственника, который он, очевидно, завещал передать своей семье перед смертью.

Из села, по воле Божией, блаженный вскоре ушёл в Юрьевец, богатый торговый городок, где продолжал свой подвиг юродства. Жил под открытым небом круглый год, не имея, где голову преклонить. Если кто-то давал ему тёплую одежду, он отдавал её нищим. Многие слышали, как бродя по улицам, блаженный говорил себе: "Симон, ты глупец". Он часто ходил в Юрьевецкий Богоявленский монастырь, молился во время богослужения и после него, когда один оставался в храме, перед иконой Божией Матери.

А иногда Симон заходил в корчму, потому что здесь его более, чем в любом другом месте, оскорбляли. У некоторых из горожан он отнимал водку и выливал её на пол. И тогда его били. Но кто-то ведь, наверное, и вразумился... Тело блаженного было худым и чёрным. Как на врага восстал он на свою плоть. И Святой Дух вселился в него. Уже при жизни он совершал чудеса, пророчествовал. Видели, как он переходил Волгу в ненастье по воде, как посуху, спасал бедствующих рыбаков и купцов, плывших домой с товаром. И не переставал молиться и каяться.

Однажды Симон вошёл в дом воеводы Феодора Петелина. Тот, обуянный гордыней, разгневался на блаженного за то, что он, оборванец, посмел прийти к нему, велел слугам бить его, а потом запереть в подвале. Так стяжавший все плоды Святого Духа избранник Божий блаженный Симон сподобился принять от Всемилостивого Спаса ещё и драгоценный венец мученической кончины. Всё отбили ему, невинному, усердные слуги. Он знал, что умирает, и попросил одного из них, видимо, осознавшего свою вину, привести к нему священника. Тот пришёл, принял последнее покаяние святого и причастил его.

После кончины блаженного от его тела стало исходить благоухание, и все увидели умилённый и просветлённый его лик. Даже гордый воевода раскаялся.

Весь город хоронил святого Симона. По Промыслу Божию, посланники Царя Феодора Иоанновича, сына Ивана Грозного, прибыли именно в этот день с ревизией в Юрьевец и стали участниками великих похорон великого святого, который был погребён в Богоявленском монастыре.

Воевода Феодор Петелин плакал, раздавая милостыню горстями. После похорон велел накрыть богатый стол и пригласил не знатных бояр, присланных к нему от Царя (о них он словно забыл), а нищих. Сам им прислуживал. Да, грешили наши предки, но как они каялись! Блаженный Симон вымолил прощение неразумному воеводе. Тот был извещён об этом. Он ведь вообще-то убивать юношу не приказывал, велел только бить. Это слуги переусердствовали, так и поныне часто бывает.

В 1619 году в пределах Юрьевецкого Богоявленского монастыря над могилой блаженного Симона построили храм в честь иконы Божией Материи Одигитрии. И ныне те, кто просят его молитвенной помощи с сокрушённым сердцем, получают её скоро.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы