Валентин Николаевич КУЧЕРЕНКО, пос. Мурмино
Рязанской обл.
"Демократия - в аду, а на небе - Царство"
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Одним из основных постулатов современного демократического общества является то, что каждый его член
может добиться в нём любого положения, и даже стать первым лицом в государстве. Если оглянуться на Священную
историю, то мы увидим, что впервые сравняться с Первым Лицом, или даже стать им, предпринял попытку самый
высший и могущественный ангел по имени Денница. Он возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить
Бога и исполнять Его волю, а захотел сам стать как Бог. Можно сказать, что первым демократом во всей вселенной
был дьявол, сатана. Он первым устроил революцию на небе и некоторых других ангелов увлёк за собой, очевидно,
идеями равенства и извращённым понятием свободы, в данном случае свободы от Бога. Демократическое общество
удобно для диавола, т.к. развращает человека, приучая его к выражению и отстаиванию своей воли, т.е. к
своеволию, тем самым удаляя его от Бога. Можно сказать, что современная демократия - это вотчина сатаны,
и он заинтересован в её распространении. А с победой демократии во всём мире можно ожидать и пришествия
антихриста, тем более, что об этом свидетельствуют некоторые признаки. Во-первых: демократия выступает
под очень красивыми лозунгами, обещая счастье и благоденствие всему человечеству. Во-вторых, в Священном
Писании есть такие слова: "и он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим,
свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет
ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Отк.
13. 16,17). Уже и сейчас всякая не демократическая страна подвергается различным санкциям; происходит
дискриминация во внешней торговле. То есть., если государство не отвечает демократическим требованиям,
то ни продавать, ни покупать что-либо оно уже не может. В-третьих, демократия стремится охватить своим
влиянием все страны, всё человечество, тем самым став единственной общечеловеческой ценностью, новым мировым
порядком.
Давайте рассмотрим поближе основные положения, составляющие её силу и привлекательность - т.н. демократические
ценности.
В первую очередь - это свобода. Безусловно, свобода присуща человеку, т.к. человек создан по образу
Божию, т.е. свободным и разумным. Но что такое свобода? Можно дать такое краткое определение, свобода
- это возможность совершить что-либо. Всё может, абсолютно нет ничего невозможного только для Бога, поэтому
Бог и есть свобода, причём свобода - абсолютная. "Господь есть Дух; а где Дух Господень,
там свобода" (2 Кор. 3.17). А потому достичь свободы человек может только в соединении с Богом,
а значит, истинная свобода в христианском понимании состоит в освобождении от греха, в духовном возрастании
человека.
А что же такое демократия? Основным постулатом демократического общества является то, что человеческая
свобода ничем не может быть ограничена - только свободой другого человека. Такой подход вовсе исключает
нравственную составляющую, понятие о грехе. Нравственно всё, что не ущемляет свободу другого человека,
а это ведёт к вседозволенности. Отсюда и проистекают в современном обществе падение нравственности, нигилизм,
наркомания и другие негативные явления нашей жизни. В такой ситуации следовало бы чаще вспоминать слова:
"всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно
обладать мною" (1-е Кор. 6,12).
Кроме того, переводя свободу из духовной в материальную плоскость, в плоскость физического удовлетворения
материальных желаний человека, демократия лукавит. Обещают свободу, однако человек в силу своей физической
природы ограничен в своих возможностях. В теоретической механике есть такой закон: чем больше связей имеет
материальная точка, тем меньше степень её свободы. О какой свободе может идти речь, когда человек тысячами
нитей связан с окружающим его материальным миром, с другими людьми, обществом, государством? В физическом
мире истинная свобода человека проявляется только в свободе воли, в его свободном выборе: либо он желает
и следует за Богом, либо нет. Если человек избирает Бога и следует за Ним, он может достигнуть свободы;
если нет, он станет рабом своего тела, своих многочисленных материальных желаний.
"Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побеждён, тот тому и раб"
(2 Пет. 2,19). "Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не
имеете, потому что не просите; просите и не получаете; потому что просите не на добро, а чтобы
употребить для ваших вожделений" (Иак. 4,1-3).
Следующей привлекательной стороной демократии, вытекающей из свободы человека, являются декларируемые
ею права человека. Право - это реализация свободы на практике, в жизни человека. Действующая правовая
база формирует свод законов и правил, по которому живёт то или иное человеческое общество. И если право
основывается на извращённом понятии свободы, исключающем нравственную составляющую, то в законодательную
базу могут войти такие нормы, которые будут полностью противоречить христианской морали, христианскому
образу жизни. Это уже наблюдается в ряде западных стран, где, например, законодательно разрешены однополые
браки.
Некоей идеологической основой современной демократии является либеральный гуманизм, в центре внимания
и постоянной заботы которого находится человек. И здесь мы наблюдаем перекос от духовной составляющей
в сферу материальных интересов человека. Что самое дорогое есть у человека с точки зрения гуманизма? Конечно
, человеческая жизнь. Отсюда вытекает основная цель гуманизма - чтобы человек жил долго, счастливо и в
достатке. Человеческая смерть - это трагедия, т.к. со смертью теряется центральная составляющая гуманизма
- человек, а следовательно, и сам смысл жизни. Каковы же сопоставимые ценности у христианства? Безусловно,
жизнь - это дар Божий, но самое ценное, что есть у человека - его бессмертная душа. Хорошо, если человек
будет жить долго, счастливо и в достатке, но главное, чтобы он духовно возрастал, стремился к Богу, и
когда настанет его смертный час, человек был бы готов к встрече с Ним. А смерть - это не трагедия, это
не конец, а начало новой вечной жизни.
Опасность демократии - вообще и гуманизма - в частности в том и состоит, что путём введения ложных
ценностей они незаметно удаляют человека от Бога, что может привести в конечном итоге к его духовной смерти,
а это уже действительно трагедия. Если бы человек не отходил от Бога и не забывал его заповедей: "возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим", и "возлюби ближнего
твоего как самого себя" (Мф. 22.37,39), то не нужно было бы выдумывать никакого гуманизма. Ибо,
по слову святителя Тихона Задонского: "любовь соединяет людей; она не смотрит на лица, не разбирает чина
и родства, близости и дальности, приязни и неприязни; не спрашивает, кто он есть - брат или не брат, сродник
или не сродник, соотечественник или иноземец, приятель или неприятель, добрый или злой, - кто требует
любви плода; тому являет действие теплоты своей, кто хочет и требует того; тот ей сродник, кто беден;
там она близко приступает, где нужда".
Обратимся теперь к историческому опыту, к Греции, - родине демократии. Основываясь на изучении общественной
жизни того времени, можно сделать вывод: истинная демократия, что означает власть народа, может быть только
в небольших сообществах людей, когда все его члены, обладающие правом голоса, могут одновременно участвовать
в работе единственного органа власти - народном собрании. В этом случае народ и есть власть, и именно
народное собрание решает, как жить, что делать, воевать или нет, назначает на должности руководителей,
которые занимаются решением текущих задач. Современная демократия является представительской, когда путём
голосования избирается небольшая группа людей (парламент), которая и осуществляет властные функции по
своему усмотрению. Народ делегирует ей своё право власти, делегирует - значит, отдаёт, а раз ты что-то
отдал, то этого у тебя уже нет. Фактически при современной демократии власти у народа нет, он отдаёт её
отдельным лицам, своим избранникам.
В Афинах очень боялись узурпации власти, сосредоточения её в одних руках. С целью недопущения этого
там проводилась процедура остракизма, когда путём голосования определялся самый популярный политик, и,
чтобы на волне своей популярности он не захватил власть, его удаляли из города на установленный срок.
В наше время народ избирает себе президента, выборы которого есть не что иное, как процедура остракизма
с точностью до наоборот. Поэтому истинная демократия по древнегреческому образцу и современная демократия
не имеют между собой ничего общего, кроме названия. С учётом затрат на проведение избирательной компании
можно сказать: форма правления в современных демократических обществах есть олигархия (власть капитала),
успешно маскирующаяся под демократию. И в этом случае мы видим обман, нежелание признания того, что в
больших человеческих сообществах власть не может принадлежать всему народу, она неизбежно будет сосредотачиваться
в руках ограниченного круга лиц: олигархов, или аристократов, партийной номенклатуры и прочее.
В заключение хочется сказать: между христианством и демократией, а точнее между либеральным гуманизмом
(идеологической основой демократии) и христианством ещё меньше общего, чем между древнегреческой демократией
и демократией ранних христианских общин. При внешней схожести цели: помочь человеку стать лучше - христианство
и демократия по-разному подходят к решению этой задачи. Кроме того, на наших глазах демократическая идеология
всё больше превращается в новую, универсальную религию, устанавливая свои стандарты для всех стран и народов.
Центральное место в этой идеологии, вместо поклонения Богу, занимает поклонение человеку. Поэтому сейчас
перед каждым верующим стоит трудная задача: устоять перед многочисленными искушениями современной жизни,
не обольщаться и всегда помнить, что, или точнее, кто стоит за этой красивой вывеской, называемой демократией.