7 сентября 2006 года - 65 лет со дня рождения Владимира Николаевича Крупина
Есть такое выражение: "Пессимист говорит: жизнь такая, что хуже некуда. А оптимист: нет,
есть куда…". "Я - оптимист!" - утверждает известный русский писатель Владимир КРУПИН.
- Владимир Николаевич, на обложке Вашей новой книги "Русские святые" - образ святителя Николая…
- Радость огромная, что святитель Николай пришёл в Россию, пришёл навсегда. И мне святитель Николай
помогает всю мою жизнь.
Книгу "Русские святые" писал для воскресных школ. Писал как можно проще, деля на главочки (я же всё-таки
педагог по образованию!). Прочитают отрок или отроковица - передохнут. Так им легче ставить вопросы к
прочитанному.
История этой книги такова. Давным-давно писал книжку для детей о святителе Николае. Она не вышла: издательство
закрылось. Потом написал о святителе Николае в связи с Великорецким Крестным ходом для журнала "Вятка".
Великорецкий крестный ход |
Таким образом книга "Русские святые" началась со святителя Николая. Но чувствовал потребность писать
и о других святых . Жития святителя Димитрия Ростовского написаны прекрасно, но они для воцерковлённых
людей, их не порекомендуешь детям.
Очень был вдохновлён рождением первого внука. И жена тоже: даже песню написала колыбельную. Вот тут-то
я и заключил договор с издательством. С чего начинал? Написал имена святых на бумажечках. Внук был ещё
махонький, а я с ним разговаривал. Ну, о ком, Володенька, сейчас будем писать? Он ручкой берёт одну из
бумажек. Говорю: хорошо, напишу о преподобном Сергии. А за какое время написать? Ну, давай за неделю.
Неделя - вроде маленький срок. Но я ведь взял обязательство перед внуком! Потом спрашиваю: ну, о ком следующем
написать? Так я быстро написал книгу.
Когда готовил книгу, мне в издательстве говорят: "Святитель Николай, он же всё-таки из Мир Ликийских,
грек..." А я: "Как мы скажем, что святитель Николай - не русский?" Ответят: "Какая Малая Азия? Да он же
из Можайска. Или, он ещё из Великорецка…". В этом нашем вятском селе была обретена икона святителя. По
нашей Вятской земле уже более 600 лет в начале июня идёт Великорецкий Крестный ход. Слава Богу, я вновь
в нём участвовал!
Недавно завершил две маленькие работы. Первая книга - "На смену Пушкину пришёл не Лермонтов, а Тютчев".
Я отдал её печатать. Вторая - "Как читать Шолохова?". Эту рукопись пока никуда не отдал. Для меня несомненно,
что величайший роман XX века - "Тихий Дон". Какая мощь казацкая! Роман написан на великолепном русском
языке. Шолохов был и коммунистом, и депутатом, но интуитивно, подспудно - он православный писатель.
- Знаю, как Вы болезненно ощущаете потери, которые несёт русский язык. Ведь на наш великий
язык постоянно идут нападки всяких недоброжелателей, русским языком плохо владеющих, которые стремятся
его унифицировать, упростить, уподобить пластмассе...
- Если в школе не будет отдаваться преимущество изучению предметов гуманитарного цикла, то нравственный
уровень нашего общества будет неуклонно понижаться.
В Лужецком монастыре |
В отечественном образовании, к сожалению, нет таких предметов, как Закон Божий. А что же поддерживает
нравственный уровень общества? Конечно же, отечественная литература! Изучение русского языка и литературы
- это самое патриотическое дело, которое совершается в нашей школе. Не золото является нашим главным богатством,
не нефть, не лес.
Единственное наше достояние - русский язык. Он сегодня ущемлён. Сегодня чиновники не понимают насущной
потребности преподавания русского языка. Почему? Да потому что они своего родного языка не знают.
Русский язык - величайший язык. Я много писал о нём. И чем дольше живу, тем больше робею перед этой
великой стихией. Нет ни одного тончайшего движения души, которое нельзя было бы не выразить на русском
языке.
В русском языке есть тайна. Мы же не знаем, какое слово сохранится, какое отомрёт. Сегодня оно местное,
а через век - общеупотребительное.
Для русских век - это мгновение. Я выработал для себя формулу, что русские живут в вечности. Весь мир
живёт во времени, а мы - в вечности. Нам некуда торопиться.
В последние годы, увы, всерьёз заговорили о реформе русского языка. И надо бить в рельс, как выразился
в начале 1960-х годов Леонид Максимович Леонов, и сопротивляться. Тогда ведь проталкивалась радикальная
реформа орфографии, более всего надуманная, чем основанная на научных исследованиях. Леонову никто из
инициаторов реформы вразумительно не мог объяснить, почему вместо "заяц" надобно было писать "заец", вместо
"огурцы" - "огурци". Он даже пошутил: если вместо огурцов вырастут огурци, то он не будет есть таких огурцей.
Леонид Максимович по поводу реформы русского языка писал: "Стихия народного языка представляется мне
громадным неспокойным морем, которое вечно колышется, меняется, поминутно вспенивается и бессонно бежит
куда-то... Нам... не дано иной возможности вмешиваться в этот процесс, кроме как с совещательным голосом...".
И еще: "...вопросы родной речи, как и начертания слов, которые для меня являются трепетной оболочкой мысли,
решаются в недрах общенародной лаборатории...".
Слава Богу, слово классика русской литературы было услышано, и экзекуции не состоялись.
А что ныне? Горе-реформаторы, видите ли, исходят из устоявшейся речевой и письменной практики. Уже
включили в орфографический словарь такие речения, как "тусовка", "мочить", "трахнуть", простите, как будто
каждый русский волнуется, как ему это написать...
Как-то видел по телевизору одного самоуверенного человека, который безапелляционно вещал о необходимости
упрощения правописания, поскольку учащимся будто бы трудно усваивать правила, и из школы выходят сплошь
безграмотные молодые люди. И приводил примеры "трудностей", которые, мне кажется, совершенно несложны
для усвоения.
Защищать русский язык должно всё общество, прежде всего учёные-языковеды, писатели. Нужно требовать
от Министерства образования и науки РФ, от правительства того, чтобы язык - главный наш язык, государственный
- занимал подобающее место в школьных программах.
Институту русского языка РАН надо бы твёрдо стоять на страже государственного языка, богатства нации,
добиваться для себя права на это, а не заниматься искажающими наш язык изысканиями.
- Вы постоянно пишите и говорите и о спасении Отечества нашего через глубинную Россию, через
землю, через малые города…
- Это - несомненно! Только глубинная Россия могла родить Ломоносова или моих земляков Васнецовых!
Помню, в школьном театре мы ставили Островского, Гоголя, Грибоедова. Я - с безукоризненным вятским
произношением! - играл Чичикова, Чацкого …
Один раз в год в наше село Кильмезь (в него, кстати, до сих пор нет асфальтовой дороги, - вот из каких
я мест Вятской области!) приезжали артисты из города. Это было событие величайшее. "Ну, как же… вот мы
- самодеятельность. Что это мы ставим? А это - настоящие артисты приехали. Настоящие! Ой!".
А память была молодая, она всё запоминала жадно. Отлично помню, что они привозили нам такую халтуру,
что просто дальше некуда. Сидят на сцене, и кривляются! 55 лет прошло, а я помню эту халтуру. Вот что
нам город предлагал. Мы же, в своём селе глухом, ещё с керосиновыми лампами-семилинейками, были, оказывается,
ближе к мировой культуре, к русской классике, нежели городские актёры.
Наше Отечество, слава Богу, не перестало рождать таланты. Так, например, в Можайске, живёт и работает
архитектор Николай Васнецов из рода Васнецовых. Мы виделись с ним на освящении часовни по его проекту
у истока Москвы-реки. Без неё уже нельзя представить ни Россию, ни Московскую область, ни Можайскую землю.
- В последнее время, к сожалению, противопоставляют Москву и регионы России…
- Диктат Москвы, к сожалению, есть. Есть и в нравственном смысле. Знаете, для меня существуют две
Москвы. Однажды приезжали в столицу знакомые женщины. Одна потом Москву проклинала, называла её адом и
Вавилоном, зареклась на ближайшие сто лет сюда не ездить.
"Ужас кромешный,- говорила она, - и обокрали, и обхамили, и обманули. На Черкизовском рынке куртку
купила - она в три дня расползлась. В Лужниках дочери сапоги - все подмётки отлетели. А нищие какие наглые
- прямо за руку хватают, денег требуют. Везде толкотня, милиция…".
А другая знакомая женщина, рассказывая мне свои впечатления о Москве, вся светилась от счастья, мечтала
ещё скопить денег и детей привезти сюда на каникулы: "В Свято-Даниловом монастыре на патриаршую службу
попала - это ж такая благодать, под благословение Святейшего подошла. В Новоспасском была, там и Покровский
монастырь рядом, матушка Матрона. В Новодевичьем - так бы и век простояла. В Сергиев Посад ездила, чуть
на свой поезд не опоздала. Полчаса до поезда оставалось, я кое-что для своих похватала, не меряя и не
рассматривая, а всё подошло - такое прочное и красивое".
Такие вот две женщины, такие вот две Москвы. Кто что хочет увидеть, то и видит. Да, есть Москва рыночная,
торгашеская. Но есть Москва вечная, Москва - Иерусалим Нового Завета. И как не оклеивай её заборы рекламой,
как не загружай витрины сверкающей химической снедью, Москва вечная, она ещё и не то видывала. Всё переживёт
и Москвой будет - объединительницей славянства и твердыней Православия, столицей России, Отечества, Отчизны.
- Почему так оскорбляет сейчас разговор о продаже земли?
- Земля - это Божие достояние. Земля для нас, русских, никогда не была территорией. Не была только
средством для прокормления - полем, садом, огородом. Земля была всегда категорией нравственной! Илья Муромец
не мог бы припасть грудью к плантации. Именно Мать - сыра земля давала ему, другим русским богатырям силу.
Недавно в одной стране, а мне довелось объехать весь мир, я решил искупаться в море. И вдруг вижу проволоку
с надписью "Приват". Что это такое? Частная собственность. Я километра три шёл.
И у нас так может быть. Купаться на реку не пойдёшь или в лес по грибы. Страшно, если земля станет
предметом спекуляции, наживы. Упаси Бог!
- Традиционный вопрос: что делать?
- Не знаю, когда у нас в стране будет социальный протест. Но в ближайшие 20-30 лет мы можем быть спокойны
в том плане, что дети новых русских не будут продолжать дело отцов. Есть серьёзное исследование Медведевой
и Шишовой о наследниках богатых людей. Им всё даётся готовым. Сначала они закомплексованы, потом - агрессивны.
Поэтому у них нет будущего. А будущее есть у тех людей, которые будут использовать свои капиталы на Родине,
использовать для возрождения России.
Что касается культурного протеста против уничтожения русской культуры, он тоже уже созрел. Все эти
"фабрики звезд", "аншлаги", "жваноиды" - это, конечно, юмор ниже пояса. Это - пошло, безлико, безобразно,
оскорбляет нравственное состояние человека…
Я спокоен за судьбу России, безо всякой паники отношусь к происходящему вокруг. Я каждый день просыпаюсь
с мыслью: "Слава тебе, Господи, что у меня нет второй, запасной Родины!". Тут могилы моих предков,
здесь моя судьба. Я не говорю, что Россия лучше всех стран в мире. Нет. Я говорю: для меня Россия лучше
всех!
"Русский Дом" поздравляет прекрасного русского писателя, верного сына России Владимира
Николаевича Крупина с 65-летием!
Желаем помощи Божией, многая и благая лета!