Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Сентябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

"Крест - хранитель всея вселенныя..."

Галина Андреевна БАСКОВА

  Русское Православие стало эпохой явления множества чудотворных святынь и особенно - крестов. Мало кому известно, что один из таких чудотворных крестов находится в селе Годеново, расположенном в 15 километрах от посёлка Петровск Ярославской области.

27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

"Крест - хранитель всея вселенныя" и лежит он в основе всего земного и небесного устроения. "Мир - сей видимый, создал Бог по подобию крестной четвероконечности, - писал святитель Димитрий Ростовский, - ибо Он создал его разделённым на четыре части: восток, запад, полдень (юг) и полночь (север); и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста".

Последние две тысячи лет человечество живёт под знаком Животворящего креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесённой за весь мир Иисусом Христом, - позорное орудие казни, освящённое Его страданиями и Его кровью, оно стало символом победы над смертью и грехом, орудием спасения христиан.

В Х веке вместе с христианством пришёл Животворящий Крест и в Россию - с тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывающего изображение креста "полагати на всех Божиих церквах, на освящённых сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...".

На Руси кресты всегда почитались наравне с чудотворными иконами. Нательные кресты Х века были четырёхконечными, с равными концами - изготавливались они из различных пород камня и дерева, стекла, янтаря, кости, а на крестах "домонгольского" периода помещалось изображение Богоматери с надписью: "Святая Богородице, помогай". Часто встречается на крестах и изображение Николая Чудотворца - "всеобщего заступника рода христианского".

С синодальным периодом истории Русской Православной Церкви связано появление у священнослужителей наградных крестов. Особыми наградами для духовенства стали наперсные кресты, выпущенные в память крупнейших событий в истории России.

Напрестольные (воздвизальные) кресты возносятся священниками в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В древние кресты обычно помещались частицы Крестного Древа Христова. Согласно Священному Преданию, императрица Елена, по поручению своего сына Константина Великого, отправилась в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Спаситель. Голгофа и место гробницы Спасителя в то время уже были застроены языческими храмами. Императрица разрушила эти храмы и начала раскопки, которые увенчались успехом: были найдены три креста, табличка с надписью "Царь Иудейский", найденная рядом с крестами, а также пещера Гроба Господня. На каком из крестов был распят Спаситель, помог определить случай: когда кресты несли по городу, возле одного из них произошло исцеление одной женщины и воскрешение умершего. Именно этот Крест и был торжественно явлен народу иерусалимским епископом Макарием 14 сентября 331 года. Этот Крест стал главной святыней Церкви, и его святые частицы разошлись по всему миру.

В каждом храме России непременно находится Голгофский Крест - как напоминание о том, что "Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения". Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода: водружённый на высокое древко, он, вознесённый над процессией христиан, освящает и благословляет крестный ход. Защищает он и воинов перед сражением - именно с военными походами ещё во времена императора Константина (IV век н.э.) связывают появление выносных крестов и хоругвий, так же как и появление тропаря Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя ...".

Русское Православие стало эпохой явления множества чудотворных святынь и особенно - крестов. Мало кому известно, что один из таких чудотворных крестов находится в селе Годеново, расположенном в 15 километрах от посёлка Петровск Ярославской области. В красивом каменном храме во имя святителя Иоанна Златоуста, принадлежащем подворью женского Переяславского монастыря, хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника. Добраться туда трудно, но можно, на местном автобусе из Петровска.

О явлении Чудотворного Распятия повествование идёт с древних веков. 29 мая (по старому стилю) 1423 года пастухи, пасшие на поле скот, увидели "с греческой стороны" свет, изливавшийся с неба на землю. Сначала они очень испугались, а потом решили пойти к тому месту, откуда этот свет исходил. Путь их был нелёгок, потому что пролегал через чащу лесную и непроходимые топи. Наконец добрались они до места и увидели над Сахотским болотом необыкновенный свет, в котором парил в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним стояла икона Николая Чудотворца со Святым Евангелием в руке.

От страха пастухи упали ниц, а когда пришли в себя, то услышали голос, исходящий от Распятия: "Будет на этом месте благодать Божия и дом Божий; если кто с верою придёт помолиться, будет много исцелений и чудес от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Идите и скажите всем людям, чтобы на этом месте поставили Церковь Мою". Возвратившись в село, пастухи рассказали односельчанам о чудесном явлении, и православный люд стал просить епископа о строительстве церкви на том самом месте, где было явлено чудо.

Получив благословение, зодчие приступили к строительству, но так как на болоте строить было невозможно, то заложили прочную дубовую церковь рядом - на берегу. В течение дня возвели они три венца основания здания и после тяжёлых трудов легли спать, а проснувшись утром, вдруг увидели, что церковное основание, положенное ими накануне на берегу, - стоит прямо на болоте - в том месте, где было пастухам чудесное явление. Внутри этого основания стоял Животворящий Крест, от которого зодчие услышали голос: "На этом месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудес много произойдет...". Откуда ни возьмись, посреди болота возник поток, который, превратившись в реку, вынес всю болотную жижу с этого места, образовав под основанием храма холм, на котором уже без трудностей мастера смогли вести строительство. А Животворящий Крест, явленный дважды, так и остался стоять посреди церкви.

По окончании строительства Божию церковь освятили. И великое множество чудес и исцелений стало совершаться от этого Животворящего Креста и чудотворной иконы Николая Чудотворца. Долго бы простояла крепкая дубовая церковь на радость православному люду, но спустя восемьдесят лет случился пожар: прихожане начали спасать святыни - вынесли все иконы, а когда захотели забрать Животворящий Крест, то не смогли его сдвинуть с места. Пожар охватил храм, и люди едва спаслись, выбежав из охваченного огнём здания. В бессилии молились они, глядя на погибающую в огне святую церковь, и плакали о чудесном Распятии. Когда пожар утих, люди стали искать в пепелище уцелевшую церковную утварь - и совершенно неожиданно, разгребая пепел, они нашли в нём Животворящий Крест абсолютно невредимым. В начале XVI века на месте пожарища была построена новая церковь Николая Чудотворца, где вновь установили чудотворный Животворящий Крест.

Прошло несколько веков после постройки нового храма Николая Угодника. Слава о чудесах и исцелениях от Животворящего креста распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество паломников со всех уголков России стекалось к Честному Кресту за помощью.

В 1917 году храм Николая Чудотворца был разрушен, но Животворящий Крест был перенесён в храм святителя Иоанна Златоуста, находившийся в нескольких километрах от места явления Креста. На время поток притекающих к Кресту паломников иссяк. Однако само присутствие святыни, стоявшей в глуши ярославского края, не давало покоя безбожным активистам - они решили уничтожить эту святыню. Придя в храм, группа богоборцев решила вынести святыню на улицу, чтобы там её сжечь, но Крест, словно свинцом налился, и несколько сильных мужчин не смогли его даже сдвинуть с места (хотя сейчас две хрупкие монахини легко могут поднять Животворящий Крест). Раздосадованные активисты решили распилить Распятие и вынести его на улицу частями, но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твёрдый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня (до сих пор, в память того события, на руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы). Тогда один из мужчин схватил топор и изо всей силы ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол - активист торжествовал, но через некоторое время умер от заражения крови, поразившего на ноге именно тот мизинец, который был отрублен на образе распятого Христа...

Ушли в прошлое времена богоборчества, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, - ожил. Вновь потянулись к Животворящему Кресту за помощью паломники со всех уголков нашей страны. Настолько велика сила и власть Господа, посланная людям через святое Распятие, что все, сумевшие добраться до столь отдалённого места, обязательно получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных ситуациях и исцеление от самых разных болезней и недугов.

Недавние исследования Распятия, проведённые реставраторами Государственного Русского музея, показали, что Крест этот византийской работы, сотворён он из двух цельных кусков дерева, но какого именно - установить не удалось. Точнее говоря, все специалисты сошлись в одном: дерево такой породы им не известно. Изваяние Христа очень похоже на отпечаток тела Спасителя на Туринской плащанице: совпадают многие детали, словно это скульптурная копия. Аналогов этому Распятию в России нет...

Невольно приходят на ум слова святителя Иоанна Златоуста: "Ныне радость на небе и на земле, ибо светоносный и Животворящий Крест Христов является миру, демоны бегут от него, недуги исцеляются им, мрачная тьма прогоняется, и все концы земли просвещаются".

 

с. Годеново, Ярославской обл.

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы