Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Сентябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

О материнстве и детстве

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

 Рождество Божией Матери 21 сентября - Рождество Божией Матери

Рождество Богородицы - день рождения нашей духовной Матери. Её заступничеством пред Господом мы чаем получить спасение. Когда совершаются Богородичные праздники, читается Евангелие о том, как Пресвятая Дева приходит в дом Захарии. И когда праведная Елисавета приветствует Марию - "возрадовася младенец во чреве её". Её младенец радуется, скачет от радости, оттого что он Духом Святым чувствует близость Господа, Которому ему будет предназначено служить Предтечей. А разве мы не можем сказать те же самые слова о Младенце святой праведной Анны? Разве не так же и Она ещё прежде рождения Своего была устремлена вся ко Господу?

Это Евангелие говорит о тайне рождения каждого человека. Всякий новорождённый младенец - чудо. Даже люди, не знающие Бога, это чувствуют. Здесь высший дар Божий после дара благодати, после того дара, когда Сам Господь отдаёт Себя человеку. Когда мы видим перед собой младенца, мы понимаем, почему святые отцы говорят, что так дорог каждый человек Господу. Ради этого человека, только что родившегося, сотворён мир. Господь предвидел его рождение, и всё в мире - в том числе великая тайна Воплощения Божия, крестная смерть и Воскресение Христовы - совершено ради него.

Посмотрите на лица младенцев. Лицо каждого - лицо мудреца, оно меняется как небо. Какое благодатное созерцание - смотреть на младенца. Был раньше обычай на Руси - когда видели новорождённого младенца, осеняли себя крестным знамением, даже если он ещё не крещённый. Так выражалось благоговение перед этой личностью, которая явилась в мир, перед тем, что Бог посылает в мир человека с великой целью.

И мать должна научаться от своего младенца. Как говорится в народе, теперь у неё из головы вся дурь выйдет - она родила ребёнка. Теперь ей уже не до чепухи какой-нибудь - у неё младенец. И во всём человечестве, где, по слову Спасителя, происходит охлаждение любви, вследствие умножения беззаконий, дети являются удерживающим началом - теми, кто удерживает пришествие "человека беззакония" (2 Фес. 2, 7). От присутствия детей умножается любовь в человеческом обществе. Поэтому отказ от детей - это отказ от Бога, откровенный атеизм. И чем больше люди отходят от Бога, тем больше они отрекаются от детей.

Атеизм может переходить в сатанизм, в самые страшные виды отказа от детей. Детей не только убивают - родители, как мы слышим, могут при самом их рождении просто отказаться от них. И великая тайна брака, супружеского соединения, которое должно совершаться в чистоте и целомудрии, также предаётся поруганию. А там, где отвергаются дети, оправдывается какой угодно разврат, вплоть до сатанинского - до рекламируемой однополой любви и до всяких бесовских проектов так называемого клонирования, когда уже, как они обещают, человек будет создаваться без участия человека.

Не потому только так вымирает наш народ, что нищета материальная, а потому что создаётся новая порода человека, который живёт лишь для наслаждения. Людям хотят внушить, что тайна телесного, супружеского соединения может быть отделена от деторождения. Этот отказ от детей есть отказ от жизни. Нынешняя война против детей есть война против самой жизни.

Сегодняшний праздник - радость благословенного материнства и детства. Чтобы глубже его понять, мы должны вознестись мыслью к Божественному материнству Самой Приснодевы Марии, ради которого Она рождается в мир. Да, Её материнство будет девственным, и тем самым Она явит, что значит чистота подлинного материнства.

Благодаря Ей открывается нам и то, что духовное начало в человеке должно всегда преобладать над телесным. И потому родители прежде всего должны быть личностями. Теми, кто могут передать своим детям новую жизнь - не только физическую, но высшую жизнь, для которой создан человек. В самом зачатии, в чревоношении, в рождении ребёнка, в кормлении его это должно присутствовать. Мы всегда можем обращаться к Её заступничеству, чтобы и нас Господь научил быть достойными высокого звания - принадлежать, как и Она, к роду человеческому.

Будем сегодня молиться Божией Матери о нашей беде, о том, что происходит с нашими детьми, с детьми наших близких, с теми детьми, которым предстоит ещё родиться, чтобы Господь заступничеством Божией Матери сохранил их. Святые отцы дают нам глубокий духовный совет. Когда мы хотим получить что-нибудь от Господа, мы должны принести Ему всё, на что мы способны, самое лучшее, что у нас есть. Но прежде всего мы должны принести это Божией Матери. Тогда убожество наших даров чудесно изменится. Руки Пречистой принесут их ко Господу, а Господь никогда не отвергнет молитв Своей Матери. Она же никогда не отвергнет молитв приходящих к Ней.

Будем помнить, что самое главное, о чём Она молится, - чтобы мы не лишились славы Божией. Об этом и нам надо просить, этого искать любыми путями, любыми скорбями. Тогда Она избавит нас от тревог и страхов, которыми сегодня заполнена наша жизнь. И сохранит нас не только от несчастья грубых грехов, когда мы уже отрекаемся от звания человеческого, но и научит ненавидеть всякий помысл греховный как сатанинское приражение.

Мы приходим к Ней сегодня, в день Её Рождества, зная, что Её любовь превосходит нашу немощь. Её молитвами, если только будем стремиться так жить, как Она заповедует нам, мы сподобимся исполнить своё высокое предназначение во времени и в вечности.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы