Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июнь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

  Все большее место в современной литературе и искусстве занимает абсурд. Нет ли здесь прямой взаимосвязи с тем, что сегодня происходит - ведь культура это отражение нашей действительности?

Г. Краснов, г. Клин

Я не хочу вдаваться в подробности. Например, того, что было не так давно на кощунственной выставке в музее имени Сахарова. Или того, что являет собой "знаменитый" "Чёрный квадрат". Но культура - действительно показатель духовного состояния общества. И она раскрывает нам сегодня безжалостную правду.

"Мудрец отличается от глупца тем, что видит всё до конца". Конец для мыслящего человека в этой дилемме, как говорит философ: "самоубийство или воскресение". Если Воскресение Христово - только слова, о значении которых большинство людей не задумывается, - человеческое сознание с неизбежностью погружается в абсурд. Из этого абсурда естественно рождается идеология толерантности - главная идеология современного мира. Для неё равны истина и ложь, добро и зло, жизнь и смерть. Единственно честное объяснение мира - что не существует объяснения. Единственный смысл человеческого существования - в отсутствии смысла. Завершение пути homo faber и homo technicus, который может всё объяснить, кроме себя самого. Основное его утверждение - что он не может ничего утверждать. Ибо, если человек не имеет смысла, все, что он делает, также не имеет смысла. Остаётся вывихнуть мозги, и высшее, что можно предложить человечеству, - броситься в космос, как бросаются вниз с высокого этажа. С тем, чтобы, в конце концов, все могли эмигрировать на другие планеты. Хотя этот чёрный юмор сейчас уже почти не воспринимается, как он воспринимался многими - со всей серьезностью - в эпоху первоначального освоения космоса. На какой-то период его сменили бредовые прожекты относительно клонирования человека. В этом свете все политические перемены - коммунизм или монархия - только вариации на одну и ту же смертельно скучную тему - мрачной пляски смерти.

Человечество подошло к последней черте, где с очевидностью показано, что ему не выжить без Евангелия. "Судя по Писаниям и по характеру нынешнего народа, - говорит преподобный Силуан Афонский, - конец близ, при дверех". Воскресший Господь скоро придёт в наш мир с силою и славою многою. Да, правда в том, что мы "чаем воскресения мертвых", тех мертвых, которыми мы являемся. Но правда также в том, что сами мы не можем дать себе это воскресение. Оно - дар Христа, Творца нашей жизни. И единственный смысл нашего существования на земле - обретение нами и нашей культурой духовного реализма: приобщение новой жизни Духа Святого, тайне силы Христовой победы, действующей в тех, кто хранит верность Господу.

 

Я с семьёй возвращался домой с юга на машине, ночью заснул за рулем. Наш "Жигулёнок" упал, перевернувшись, в овраг. В этой аварии мы все остались живы. Моя сестра потом говорила: "Я проснулась от удара, и только успела сказать: Господи, помилуй, и перекрестилась". А мне кажется, нам просто повезло. Счастливый случай. Или, по Вашему, случая не существует?

Ю. Бадло, г. Нижний Новгород

Мне кажется, в этом событии можно увидеть тайну всей нашей жизни. И Креста Христова. Мы всегда подобны людям, которые были перенесены во время сна над смертельно опасной бездной. Мы уже были погибшими, без надежды на спасение. И если мы не погибли, то только благодаря "случаю" - благодати, непостижимо спасающей нас всегда.

 

С какого возраста надо заниматься воспитанием ребёнка?

З. Шокурова, Московская обл.

Я знаю, что один весьма почтенный батюшка на этот вопрос ответил: "За двадцать лет до его рождения". В самом деле, ещё во чреве своей матери радостно взыграл Иоанн Предтеча от приближения Господа, Которого Божия Матерь носила в Себе. Он не мог ещё говорить, но приветствовал Спасителя в Духе Святом. Сколько же лет молитвенного подвига, какое очищение сердца предшествовали зачатию святой праведной Елизаветой "большего из рождённых жёнами"!

 

Церковь столько говорит в пасхальные дни о благодати и так мало - об обыкновенной человеческой правде и справедливости. Или попрание их в свете Пасхи становится чем-то второстепенным? Неужели то, что происходит сегодня с нашим народом, можно забыть от радости, что Христос воскрес?

Д. Коростин, г. Тула

С чего вы взяли? Наше приобщение силе Воскресения Христова вовсе не означает, что мы должны отстраниться от политических и общественных битв. Совсем не так, и совсем наоборот. О чём идёт речь в нашей Церкви и в нашем Отечестве? Об одном и том же сражении. Каком сражении? Сражении за человека. Что угрожает сегодня человеку? Уже не просто уничтожение его веры, но самой его способности воспринимать глубины жизни - тайны веры. Мы постоянно повторяем, что наступил период перехода от госатеизма к госсатанизму. Подобно тому как недавно государство насаждало практически обязательный атеизм, так сегодня при его попустительстве совершается не имеющее аналогов в истории уничтожение нравственности в народе. "Цели определены, задачи ясны". Каковы цели и задачи нынешнего Политбюро? Это - оскотинизация человека, порабощение его с раннего детства самым низменным инстинктам. Насаждение примата денег обезумевшими от крови и народных богатств "новыми нерусскими". Переходящая все мыслимые границы социальная несправедливость с миллионами беспризорных и растлеваемых детей, которая, как говорит Писание, вопиет к небу. Превращение человека в предмет купли и продажи с полным презрением к его личности.

Мы говорим об этом в свете Пасхи, потому что есть один только критерий, позволяющий нам постоянно видеть, в чём заключается подлинный смысл человека. Воскресший Христос являет нам образ нашего истинного человеческого призвания. Он дает нам не только свет разумения всего происходящего, но также силу для нашего сражения за человека.

Мы не найдём в Евангелии рецептов по политической экономии. Но мы находим в нём требования, абсолютно радикальные по отношению ко всякому личному и коллективному эгоизму. И мы не можем полагаться только на готовые решения, выработанные до нас, но мы должны стараться так жить, чтобы сегодня, в этот исторический момент, Дух Отца нашего, по слову Христа, наставил нас на всякую истину.

Вот о чём идет речь. Мы должны стать свидетелями Воскресения со всем, что это слово содержит. Свидетельство, как показывает нам недавняя история, может идти до свидетельства всей жизнью, до мученичества. Но для этого нужно, чтобы наш взор был постоянно устремлён к Тому, Кто есть Господин истории и чтобы мы не угашали Его Духа.

Связь Воскресения Христова с нашими социально-политическими проблемами проходит, должна проходить, под подлинным евангельским знаком преодоления закона благодатью. Это не означает, что мир может безумно попирать закон стыда и совести, уповая на безмерную, всё покрывающую Божественную благодать. Такой подход был бы только явлением древнего гностического беснования на современном этапе. Но мы должны остерегаться уныния, видя торжество зла в мире, которое никогда не бывает добрым советчиком. Христос воскрес из мертвых, Он всё победил ради нашего спасения. Мы уже не под законом, но под благодатью. И сила Воскресшего Христа - источник нашей неиссякаемой надежды. В мире небывалого разгула зла мы проходим наш путь без всяких иллюзий, но исполненные бесконечного доверия Господу. Смерть побеждается только этой надеждой. В нашей христианской жизни, где действует Дух Святой, нет ничего зрелищного для мира, как и в событии Воскресения. Но сила Воскресшего Христа непобедима. "Сия есть победа, победившая мир, - вера наша".

Мне кажется, мы должны воспринимать христианское сражение Церкви в этом мире также, как нам открывается пасхальное сражение Христа со смертью - в Евангелии о Его Крестных Страданиях и Воскресении. Мы видим подробное описание Крестных Страданий Господа и непостижимо простое и краткое описание Воскресения. И точно также происходит с нами. В этом смысле святой Иоанн Златоуст говорит: "Крест действует в этом мире явно, а Воскресение - сокровенно". Но Воскресение изнутри освещает пасхальным светом то, что совершается на Кресте. И по дару Христа - в наших сегодняшних сражениях. В этом - тайна христианства, здесь наше участие в победе Христовой.

 

Что значат слова отца Павла Флоренского: "Любовь, любовь, любовь… Всё, что угодно, - только не любовь, а манная каша".

К. Русских, г. Новосибирск

Это значит, мы должны отдавать отчёт, о какой любви в Церкви идет речь. О любви, подобной любви Христовой. Слово " любовь " ужасно опасно. Каждый может наполнить его тем содержанием, которое его более всего устраивает. Есть любовь - обладание другим, любовь - сентиментальное чувство. Какие тирании осуществлялись во имя любви! Какие бомбы взрывались ради любви к народу, ради его освобождения! Вот почему Христос говорит: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас".

Он возлюбил нас не потому, что мы достойны любви. Он возлюбил нас - некрасивых, грешных. Он любит нас, потому что любит. И всё. Мы должны понять однажды, что Он любит нас ни за что. И начать учиться такой любви. Христос любит неколеблющейся любовью - всегда, несмотря на нашу неверность Ему. Христос возлюбил нас до конца, отдав Свою жизнь за нас. До конца. До последнего дыхания. До последней капли крови, до последней отдачи Себя. Скажите кому-нибудь, что вы любите его только до такого-то предела. Вот почему Христос говорит, что час Его восхождения на Крест - час Его славы. Этот час, когда Любовь возводится на Крест и, как Светильник, светит всему миру. Никогда любовь не была явлена с такой силой. Имя Божие - Истина и Любовь. И нам дана заповедь не употреблять Имя Божие всуе. Будем помнить, что заражение, исходящее от мира, всегда рядом. Где истина - там всегда нападение лжи. У Церкви одна задача - сохранить веру неповрежденной и любовь - в чистоте. Эта любовь должна быть в Церкви. Ибо когда умирает в Церкви любовь, дело Христово увядает.

 

Преподобный Силуан Афонский говорит: "Одно дело верить в Бога, другое - знать Его". Но как же достигнуть этого знания?

Екатерина Лебедева, г. Ялта

Почему у нас нет личных связей с Богом? Потому что нам недостает верности. Мы не должны забывать, что все наши поступки, все наши мысли непосредственно открыты Богу, у них нет никакого покрова. И даже самое незначительное, что мы делаем, относится к Нему. Кто имеет мужество быть верным, непременно узнает Бога лично. И узнает, что Бог верен нам, даже когда мы не верны Ему.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы