(Окончание. Начало
в №5)
Есть такие чудодейственные источники, которые знамениты на всю Русь и стали всероссийскими святынями.
Перечислю некоторые из них.
О живом ключе Смоленского Поозерья знают далеко за пределами этой области, потому что находится
он в 15 километрах от знаменитого озера Сапшо и посёлка Пржевальского, за деревней Желюхово, в
так называемых старовозрастных ельниках. Этот древний целебный источник под деревянной аркой с резной
надписью "Святой колодец" стал местом настоящего паломничества. Священнослужители сетуют на то, что на
деревьях и кустах вокруг колодца вешают ленты, пояса, платочки. Это уже не языческие пережитки, а просто
неопрятность и невоспитанность: зачем? Что сие примитивное украшательство символизирует? Некоторые бросают
монету в колодец, как бросают в море или европейский фонтан. Всё перепутано в головах без Бога. Испей
святой живоносной воды, помолись, подумай о вечном и бренном. Помни, что после тебя придут другие.
Недалеко от озера Сапшо
находится святой колодец,
известный со Смутного времени |
Источник святого благоверного князя Александра Невского находится в селе Спас-Чамерово, на реке
Войминге при её впадении в реку Судогду в 13 километрах от этого города и в 25 километрах от Владимира.
Церковь в селе построена около 1670 года, а в 1833 году в ней на средства помещика Николая Хоненева был
устроен придел во имя святого князя Александра Невского.
Если от храма спускаться к реке, то под горою можно увидеть ключ чистой и вкусной воды. Когда он здесь
забил, не скажут даже старожилы, но этот источник и называют именем Александра Невского. Выше него воздвигнут
памятный крест, где проходят благодарственные молебны и водосвятие. Ключевая вода этого источника помогала
в выздоровлении солдатам Великой Отечественной войны, которые лежали в госпитале села Чамерово. И сейчас
источником пользуются жители ближних и дальних деревень.
Славный город Тотьма, который
ещё не использует свои целебные воды. |
Источник святого праведного Феодосия Тотемского находится на территории Варницкого посада, из которого
вырос славный город Тотьма Вологодской области, рядом с бывшим Вознесенским Сумориным монастырем.
Известно, что открылся он ещё при жизни основателя обители праведного Феодосия (память - 10 февраля),
который пришёл в эти места в 1553 году из вологодского Прилуцкого монастыря, нёс послушание в Варницком
посаде, где тогда добывали соль. В отличие от Сольвычегодского и других северных месторождений, здешняя
соль залегала глубоко в земле, и посадским людям приходилось копать шурфы и бурить скважины. Одной из
таких "буровых" с тремя трубами, поставлявших соль в Прилуки, и заведовал инок Феодосий, который был хорошим
управляющим и отмечено, что монастырь "никогда не получал столько выгоды, как при нём". Он взял на себя
подвиг, подобно святому Дмитрию Прилуцкому, питаться только хлебом и водой и проводить ночи в молитве.
Стоя у варниц, он повторял: "Терпи жар и огонь, трудись в поте лица над солию вещественной, чтобы иметь
в себе соль духовную". Ныне Суморин монастырь пуст, главный его Вознесенский храм - в лесах; в братском
корпусе находится гостиница. Но в Тотьме ещё остались люди, которых зовут в честь святого. Кстати, выходец
из Тотьмы академик РАН Кузнецов носит имя Феликс Феодосьевич. В его имени-отчестве причудливо переплелись
две эпохи: имя тотемского святого и железного Феликса (Дзержинского). Именно Кузнецов поддержал своего
земляка Николая Рубцова, который жил в детском доме, в соседнем селе Никола, и учился в Тотьме. Солёные
и целебные воды простираются под этим северным городком, как под Соликамском, Сольвычегодском, Солигаличем,
огромным подземным морем. В последнем городке Костромской губернии, на берегу реки Костромы, есть небольшой
курорт имени Александра Порфирьевича Бородина - композитора и химика, который в молодости изучал здесь
святые и целебные воды.
Здесь, на берегах Костромы в Солигаличе,
бьют святые и целебные источники. |
Расскажу ещё о святом источнике Введено-Оятского монастыря Лодейнопольского района Ленинградской
области. Он был засыпан и забил вновь только в 1992 году. Матушка Фёкла, первая настоятельница обители,
рассказывала об этом так: "Все уехали из разорённого монастыря, а я не смогла, осталась. Потом попросила
благословения у митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна на то чтобы устроить здесь женскую
обитель, куда могли бы прийти те, кому будет очень и очень трудно. Однажды нам перекрыли водопроводные
трубы, но люди подсказали, что когда-то здесь был источник, который по какой-то причине иссяк. Мы стали
молиться, чтобы Матерь Божия нам воду вернула. И свершилось чудо: источник "задышал", пошла вода".
Весной в посёлке Рассвет Лодейнопольского района из источника потекла не простая вода, а минеральная.
Родник Введено-Оятского монастыря оказался чудом природы с йодисто-радоновой водой. Причем температура
его летом и зимой постоянно 12 градусов, что является первым признаком целебности воды (напомню: температура
воды курортного фонтана в Старой Руссе тоже постоянная - 11 градусов). Теперешняя настоятельница этой
обители, - матушка Михаила, говорит: "Да, источник целебный. В нём почти вся таблица Менделеева, но он
имеет ещё и духовную силу: бесы боятся этой воды. У нас было несколько случаев исцеления от одержимости".
Богатства нашей земли, которой покровительствует сама Богородица - неисчислимы. Надо лишь уметь ими
пользоваться и свято беречь их!
Нельзя не упомянуть об источниках Дивеевского монастыря, связанного с именем и деяниями преподобного
Серафима Саровского.
В главном соборе монастыря покоятся мощи святого Серафима и находится икона Божией Матери "Умиление".
Именно перед ней, по преданию, всю жизнь молился и умер преподобный Серафим, к ней прикладывался царь,
посещавший обитель. На иконе висит много золотых крестиков - дары исцелённых паломников. Местный диакон,
бывший журналист Григорий Трошин, издал только что книгу "Их вразумление - твоё спасение", в ней, в частности,
он рассказывает и о монастырских святынях, животворных источниках.
В Дивеевский монастырь приезжают тысячи паломников, трудников и послушников, чтобы приложиться к святым
мощам, искупаться в животворных источниках. Очереди к ним летом и в церковные праздники - на несколько
часов. Люди окунаются, увозят с собой благодатную влагу. При купаниях в святых источниках, особенно дальнем
- Серафимовском, молящиеся получают исцеление от простудных заболеваний, радикулита, многолетних кровотечений,
сердечных и глазных болезней. Кстати, сам диакон Григорий в свои семьдесят лет читает и пишет без очков
- зрение его полностью восстановилось от многолетнего пребывания в святых краях, где даже есть свой микроклимат
особый: кругом тучи и снегопады, а здесь - светит солнце, в Нижнем и Арзамасе - слякоть и оттепель, а
в Дивеево на Крещение - блистание чистого снега.
В Дивеевском монастыре восстановлена канавка Царицы Небесной. Существует предание: если что-нибудь
попросишь во время молитвы на канавке, то обязательно получишь. Женщины, идущие вдоль канавки, крестятся
и кладут записочки. Принято об исцелении души просить на канавке.
Святые источники исцеляют людей своими животворными водами. Живоносность местности, где они располагаются,
не передашь ни описаниями, ни фотографиями. Надо побывать там, подышать тем воздухом, испить той воды.
Надеемся, что читатели "Русского Дома" расскажут нам о живоносных родниках своих краёв, о возрождении
святых ключей, которые не дают иссякнуть живой воде России.