†23 июля 1926 г. - 80 лет со дня смерти великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова
Наш корреспондент беседует с потомком великого русского художника, Николаем
Борисовичем Васнецовым, можайским архитектором, автором проектов часовни у истоков Москвы-реки,
церкви на Белорусском вокзале в столице, церкви в селе Рублёво и других. Он преподаёт в Московском архитектурном
институте. Женат, имеет шестерых детей.
- Вы спросите-ка лучше, есть ли у меня хобби? - предлагает мне Васнецов в самом конце разговора.
- Спрашиваю… - соглашаюсь я.
- Есть! - говорит Николай Борисович. - И это хобби - музыка. Я сейчас вам сыграю своё произведение
- пьеску одну...
- Так вы ещё и композитор?
- Домашний, - уклончиво отвечает Васнецов и открывает крышку пианино. Его пальцы привычно ложатся на
клавиши… В 70-х Николай играл в одном из можайских вокально-инструментальных ансамблей, выступал с концертами.
Во время учёбы в архитектурном институте сдружился с московскими композиторами, - Эдуардом Артемьевым,
Владимиром Мартыновым, музицировал на музыкальных вечеринках.
- Мне понравилось, - говорю ему я после игры вполне искренне. В этот момент в комнату шумной гурьбой
вваливаются детишки, накрывшись при этом одеялом.
- А ну, архаровцы! Брысь отсюда! - хозяин дома повышает голос: суровая складка на лбу, но в бороде
прячется улыбка.
Отец многодетного семейства, он продолжает традиции своего рода. У его прапрадеда, священника Михаила,
также было шестеро детей, среди которых и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, и родной
прадед Николая, Аркадий Михайлович, у которого было 8 детей.
- Мой отец, Борис Леонидович, переехал в Можайск после Великой Отечественной войны, - рассказывает
Николай Борисович, - о своей семье он говорил мало: время было такое. Конечно, с раннего детства я знал,
что в нашем роду есть великий русский художник. Когда подрос, мне стало известно, что я ему правнучатый
племянник.
Информацию о своём роде Николай собирал по крупицам: по старым книгам, по рассказам родственников.
Корни Васнецовых уходят в XIV-XV века: новгородские летописи указывают на некоего Васнеца, жившего "на
подворье". С XVII века род этот известен как священнический. В течение столетий в Вятском крае Васнецовы
были священниками и диаконами, просвещали местный люд, строили храмы. Отец Михаил Васнецов окормлял приход
в селе Рябово.
Васнецов Леонид Аркадьевич. 1908г. |
- Когда я побывал на своей малой родине, - рассказывает Николай Борисович, - то понял, откуда в картинах
Виктора Михайловича эта удивительная "можжевеловость". Она из Рябово! Больше нигде таких лесов не встретишь.
Я был поражён, как Васнецов смог перенести на свои картины дух этих мест!
Два сына батюшки Михаила - Виктор и Апполинарий - стали художниками, а Аркадий - учителем. Именно эти
трое вошли в историю России. Виктора Михайловича называют "великий художник", Апполинария Михайловича
- "известный". Аркадий Михайлович был вятским губернатором вплоть до 1917 года.
Самый знаменитый представитель рода, конечно же, Виктор Михайлович. В воспоминаниях родственников он
- очень добрый человек. "Красно солнышко", - так все его называли за широту души. В своей семье он являл
собой образец домостроя: детей воспитывал в строгости и христианской морали.
Виктора Михайловича Васнецова публика оценила, увидев картину "После Игорева побоища". Работа эта и
ныне потрясает своей красочностью и реалистичностью. На картину обратил внимание сам Государь император,
который пообещал художнику своё покровительство.
Васнецов Борис Леонидович.
Автопортрет |
Именно в картинах сказочной тематики наиболее полно раскрылся талант художника, который ранее принадлежал
к когорте так называемых "передвижников", живописующих народный быт того времени. Одновременно - это редкое
явление - светский художник Васнецов становится и церковным живописцем. Он участвовал в росписи Владимирского
собора в Киеве. Фрески в васнецовском стиле стали появляться в храмах Урала и Сибири. В то же время в
одном из своих писем Виктор Михайлович признаётся, что после того, как он увидел фрески Ферапонтова монастыря,
- понял, что ни на йоту не приблизился к тому мастерству, которым обладали древние иконописцы.
Во время революции заказов на роспись храмов не было и Васнецов полностью переключился на свой любимый
жанр сказки. Здесь он в совершенстве освоил язык аллегорий. "Битва со змеем Горынычем" - первая картина
с таким названием - датирована 1916-м, а вторая - 1918-м годом. В 1922 году он заканчивает полотно "Заколдованное
царство". Последний оптинский старец Нектарий на вопрос своих духовных чад о его отношении к Васнецову,
ответил: "Это - богатырь духа".
- А как относится Церковь к тому, что Васнецов использовал языческие образы? - спрашиваю я.
- Вы имеете в виду Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного?.. Но ведь они в его работах - олицетворение зла. Художник
говорит о невидимой брани человеческой души. К примеру, как понять картину, на которой Кощей Бессмертный
обнимает царевну в своих палатах? Он склонился над ней, кажется, что всё, - она в его власти. Кроме одного,
- в картине это видно. Она должна сказать: "Да". Но она этого не говорит. И поэтому Кощей её взять не
может. Это великолепная аллегория. Перед каждым человеком стоит дилемма: согласиться с греховным помыслом,
который приходит в нашу душу, либо отвергнуть его…
Смысл этой картины двоякий. Царевна - это прекрасная Россия, а Кощей - тёмные силы, завладевшие ею.
Не удивительно, что после октябрьского переворота Виктор Михайлович Васнецов как художник оказался не
востребован. Жил он в те годы очень бедно. Сохранилась фотография 20-х годов, где великий Васнецов стоит
в пальто с заплатками.
Семье его брата, Аркадия, тоже пришлось "хлебнуть лиха". Сын вятского губернатора, Леонид Аркадьевич,
инженер по строительству мостов, несколько лет провёл в лагерях. После освобождения сильно заболел и прожил
недолго. Умер от голода: свои пайки он отдавал детям.
- Даже это я узнал не от своего папы, а от двоюродной сестры, - говорит Николай Борисович.
Специализация отца (он был учителем рисования) очень пригодилась сыну при подготовке к экзаменам в
МАРХИ. Учась в институте, Николай познакомился со студенткой Ириной, дочерью физика из Дубны. Поженившись,
они уехали в Можайск, который, по словам Николая, он никогда не оставит.
Из окна васнецовского дома видны купола старинного можайского храма Иоакима и Анны. Здесь Николай Борисович
- постоянный прихожанин, то певчий, то чтец. Так что отнюдь не случайно его творчество прочно связано
с церковной тематикой. Именно васнецовский проект часовни у истока Москвы-реки (к 300-летию Мосводопровода)
больше всего понравился митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Этой своей работой на 148-м километре
Минского шоссе он увековечил подвиг павших здесь во время Великой Отечественной войны героев. В его планах
- проект Стрелецкой слободы в Можайске - уникального жилого городка в древнерусском стиле.
- Никакой лубочности и вычурности не будет. Правильнее сказать, не в древнерусском стиле, а в стиле
традиционной архитектуры.
Он, несомненно, продолжатель традиций своего великого предка, как в церковном, так и в светском направлениях.
Кстати, из родственников В.М. Васнецова по прямой линии жив его внук, Андрей Владимирович, последний председатель
Союза художников СССР. Сейчас ему уже за 80.
Нашу беседу с Николаем Борисовичем прерывает звонок. Это прибыл один крупный чиновник. Будет разговор
об очередном архитектурном заказе. Васнецов нынче нарасхват. Как и в начале прошлого века.
г. Можайск, Московская область