Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июнь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Васнецы с подворья Новгородского

Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

  †23 июля 1926 г. - 80 лет со дня смерти великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова

Наш корреспондент беседует с потомком великого русского художника, Николаем Борисовичем Васнецовым, можайским архитектором, автором проектов часовни у истоков Москвы-реки, церкви на Белорусском вокзале в столице, церкви в селе Рублёво и других. Он преподаёт в Московском архитектурном институте. Женат, имеет шестерых детей.

- Вы спросите-ка лучше, есть ли у меня хобби? - предлагает мне Васнецов в самом конце разговора.

- Спрашиваю… - соглашаюсь я.

- Есть! - говорит Николай Борисович. - И это хобби - музыка. Я сейчас вам сыграю своё произведение - пьеску одну...

- Так вы ещё и композитор?

- Домашний, - уклончиво отвечает Васнецов и открывает крышку пианино. Его пальцы привычно ложатся на клавиши… В 70-х Николай играл в одном из можайских вокально-инструментальных ансамблей, выступал с концертами. Во время учёбы в архитектурном институте сдружился с московскими композиторами, - Эдуардом Артемьевым, Владимиром Мартыновым, музицировал на музыкальных вечеринках.

- Мне понравилось, - говорю ему я после игры вполне искренне. В этот момент в комнату шумной гурьбой вваливаются детишки, накрывшись при этом одеялом.

- А ну, архаровцы! Брысь отсюда! - хозяин дома повышает голос: суровая складка на лбу, но в бороде прячется улыбка.

Отец многодетного семейства, он продолжает традиции своего рода. У его прапрадеда, священника Михаила, также было шестеро детей, среди которых и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, и родной прадед Николая, Аркадий Михайлович, у которого было 8 детей.

- Мой отец, Борис Леонидович, переехал в Можайск после Великой Отечественной войны, - рассказывает Николай Борисович, - о своей семье он говорил мало: время было такое. Конечно, с раннего детства я знал, что в нашем роду есть великий русский художник. Когда подрос, мне стало известно, что я ему правнучатый племянник.

Информацию о своём роде Николай собирал по крупицам: по старым книгам, по рассказам родственников. Корни Васнецовых уходят в XIV-XV века: новгородские летописи указывают на некоего Васнеца, жившего "на подворье". С XVII века род этот известен как священнический. В течение столетий в Вятском крае Васнецовы были священниками и диаконами, просвещали местный люд, строили храмы. Отец Михаил Васнецов окормлял приход в селе Рябово.

Васнецов Леонид Аркадьевич. 1908г.

- Когда я побывал на своей малой родине, - рассказывает Николай Борисович, - то понял, откуда в картинах Виктора Михайловича эта удивительная "можжевеловость". Она из Рябово! Больше нигде таких лесов не встретишь. Я был поражён, как Васнецов смог перенести на свои картины дух этих мест!

Два сына батюшки Михаила - Виктор и Апполинарий - стали художниками, а Аркадий - учителем. Именно эти трое вошли в историю России. Виктора Михайловича называют "великий художник", Апполинария Михайловича - "известный". Аркадий Михайлович был вятским губернатором вплоть до 1917 года.

Самый знаменитый представитель рода, конечно же, Виктор Михайлович. В воспоминаниях родственников он - очень добрый человек. "Красно солнышко", - так все его называли за широту души. В своей семье он являл собой образец домостроя: детей воспитывал в строгости и христианской морали.

Виктора Михайловича Васнецова публика оценила, увидев картину "После Игорева побоища". Работа эта и ныне потрясает своей красочностью и реалистичностью. На картину обратил внимание сам Государь император, который пообещал художнику своё покровительство.

Васнецов Борис Леонидович.
Автопортрет

Именно в картинах сказочной тематики наиболее полно раскрылся талант художника, который ранее принадлежал к когорте так называемых "передвижников", живописующих народный быт того времени. Одновременно - это редкое явление - светский художник Васнецов становится и церковным живописцем. Он участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Фрески в васнецовском стиле стали появляться в храмах Урала и Сибири. В то же время в одном из своих писем Виктор Михайлович признаётся, что после того, как он увидел фрески Ферапонтова монастыря, - понял, что ни на йоту не приблизился к тому мастерству, которым обладали древние иконописцы.

Во время революции заказов на роспись храмов не было и Васнецов полностью переключился на свой любимый жанр сказки. Здесь он в совершенстве освоил язык аллегорий. "Битва со змеем Горынычем" - первая картина с таким названием - датирована 1916-м, а вторая - 1918-м годом. В 1922 году он заканчивает полотно "Заколдованное царство". Последний оптинский старец Нектарий на вопрос своих духовных чад о его отношении к Васнецову, ответил: "Это - богатырь духа".

- А как относится Церковь к тому, что Васнецов использовал языческие образы? - спрашиваю я.

- Вы имеете в виду Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного?.. Но ведь они в его работах - олицетворение зла. Художник говорит о невидимой брани человеческой души. К примеру, как понять картину, на которой Кощей Бессмертный обнимает царевну в своих палатах? Он склонился над ней, кажется, что всё, - она в его власти. Кроме одного, - в картине это видно. Она должна сказать: "Да". Но она этого не говорит. И поэтому Кощей её взять не может. Это великолепная аллегория. Перед каждым человеком стоит дилемма: согласиться с греховным помыслом, который приходит в нашу душу, либо отвергнуть его…

Смысл этой картины двоякий. Царевна - это прекрасная Россия, а Кощей - тёмные силы, завладевшие ею. Не удивительно, что после октябрьского переворота Виктор Михайлович Васнецов как художник оказался не востребован. Жил он в те годы очень бедно. Сохранилась фотография 20-х годов, где великий Васнецов стоит в пальто с заплатками.

Семье его брата, Аркадия, тоже пришлось "хлебнуть лиха". Сын вятского губернатора, Леонид Аркадьевич, инженер по строительству мостов, несколько лет провёл в лагерях. После освобождения сильно заболел и прожил недолго. Умер от голода: свои пайки он отдавал детям.

- Даже это я узнал не от своего папы, а от двоюродной сестры, - говорит Николай Борисович.

Специализация отца (он был учителем рисования) очень пригодилась сыну при подготовке к экзаменам в МАРХИ. Учась в институте, Николай познакомился со студенткой Ириной, дочерью физика из Дубны. Поженившись, они уехали в Можайск, который, по словам Николая, он никогда не оставит.

Из окна васнецовского дома видны купола старинного можайского храма Иоакима и Анны. Здесь Николай Борисович - постоянный прихожанин, то певчий, то чтец. Так что отнюдь не случайно его творчество прочно связано с церковной тематикой. Именно васнецовский проект часовни у истока Москвы-реки (к 300-летию Мосводопровода) больше всего понравился митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Этой своей работой на 148-м километре Минского шоссе он увековечил подвиг павших здесь во время Великой Отечественной войны героев. В его планах - проект Стрелецкой слободы в Можайске - уникального жилого городка в древнерусском стиле.

- Никакой лубочности и вычурности не будет. Правильнее сказать, не в древнерусском стиле, а в стиле традиционной архитектуры.

Он, несомненно, продолжатель традиций своего великого предка, как в церковном, так и в светском направлениях. Кстати, из родственников В.М. Васнецова по прямой линии жив его внук, Андрей Владимирович, последний председатель Союза художников СССР. Сейчас ему уже за 80.

Нашу беседу с Николаем Борисовичем прерывает звонок. Это прибыл один крупный чиновник. Будет разговор об очередном архитектурном заказе. Васнецов нынче нарасхват. Как и в начале прошлого века.

 

г. Можайск, Московская область

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы