Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Июнь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Синайский монастырь и Фирман Мухаммеда

Олег Ральфович МАКОВЕЕВ

 

Рассвет над Синаем

В нашей стране отношения между православными и мусульманами остаются далеко не простыми. Пользуясь этим, враги России предпринимают попытки разжигания очагов межнациональных конфликтов. Однако в многовековой истории взаимоотношений Православия и Ислама есть такие прецеденты, которые исключают любое межрелигиозное противостояние.

Дарованная в VII веке от Р.Х. Синайскому православному монастырю охранная грамота (Фирман Мухаммеда) явила собой свидетельство глубочайшего уважения мусульман к христианству.

Библейский Восток - это религиозный центр мира. Он на протяжении многих веков привлекает к себе паломников. На гору Синай и в древние времена, и сейчас, идут люди, жаждущие увидеть место, где были явлены великие чудеса и просияли духовными подвигами величайшие Божии угодники, столпы и светильники православной веры.

40 лет прожил на Синае святой пророк Моисей. Именно здесь он увидел Неопалимую Купину, прообраз Богородицы. Здесь он получил скрижали Ветхого Завета - заповеди Божии. На Синае молился Богу святой пророк Илия, подвизались преподобные Иоанн Лествичник, Анастасий Синаит, Нектарий, Патриарх Иерусалимский. Здесь покоятся мощи великомученицы Екатерины, преподобного Ефрема Сирина.

Многовековая история Синайского монашества знает взлёты и падения, великие милости могущественных правителей древних царств и тяготы постоянных лишений. Первая церковь возле явления Неопалимой Купины была возведена в 330 году от Р.Х. по повелению святой равноапостольной царицы Елены. Через 200 лет, по приказу императора Юстиниана, здесь был построен храм в честь Преображения Господня и возведены монастырские стены. Над их главными воротами и сегодня видны надписи на арабском и греческом языках, возвещающие о том, что "...воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после 30 года царствования его. И поставлен в нём игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527".

Синайский монастырь Преображения Господня,
именуемый также святой
великомученицы Екатерины

Многовековую историю имеют отношения и связи Святой Руси, русского православного народа со святой Синайской горой и ее монастырями. Православное Московское царство всегда покровительствовало этим святым местам и населявшим их монахам. Русского царя Алексея Михайловича Тишайшего греки считали ктитором всего православного Востока, а его жалованные грамоты давали игуменам Синайского монастыря права на сбор в России денег для монастырских нужд. С богатыми дарами, в том числе шитым золотом покровом для мощей святой великомученицы Екатерины, отправил в 1558 году к восточным Патриархам своё посольство царь Иоанн IV Грозный. В своём послании он писал: "Ты бы, отче, сам и во всём своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях, цесаревичах Иване и Феодоре, и о всём православном христианстве". Дважды, в 1689 и 1860 годах, из России на Синай посылались серебряные с позолотой раки для мощей святой великомученицы Екатерины.

В 641 году Синай был захвачен арабами-мусульманами, но не пострадал, т.к. имел охранную грамоту. И в эти времена он оставался центром средневекового восточного монашества.

Известно, что древняя охранная грамота, подлинник которой, как уверяют, хранился в сокровищнице султана в Стамбуле, являла по своей веротерпимости предмет удивления для магометан. Перевод этого уникального исторического документа, лично составленного и написанного самим основателем мусульманской веры, приводится в книге А. Уманца "Поездка на Синай", изданной в Санкт-Петербурге в 1850 году.

Дарованный Синайскому православному монастырю Фирман Мухаммеда свидетельствует о глубочайшем уважении его к христианству.

А. Уманц пишет: "...Фирман о неприкосновенности монастыря и свободе отправления в нём богослужения дан был самим Мухаммедом, когда он одержал первую замечательную победу... у Бедра (1 марта 622 г.) и через неё сделался страшным во всей Аравии. Синайский монастырь... послал к нему свою депутацию с поздравлением и подарками. Депутация была принята весьма ласково, и обратно в монастырь привезла с собою самый благосклонный фирман. Архиепископ Констандиус в книге своей "Египтиада" говорит, что "Мухаммед, будучи доволен приёмом, сделанным ему на Синае в начале его проповедания, и заметив, что правила синаитов заключались в тихой и благочестивой жизни, в знак благодарности дал своим наследникам письменное завещание, которым подтвердил прежние привилегии, Юстинианом данные, и добавил к ним ещё и свои". Фирман был написан на коже газели куфическими буквами, а вместо подписи была приложена к нему, в буквальном смысле, десница Мухаммеда." ...Все мусульмане признали данные монастырю преимущества как неприкосновенную святыню; а Султан Селим I, когда по завоевании Египта в 1517 году синаиты представили ему завещание Мухаммеда и просили его защиты, отозвался, что нашёл неоценённый клад и что не столько радуется покорению Египта, сколько приобретению такой драгоценности. Подлинник фирмана он потребовал к себе, и с того времени этот документ хранится в султанской сокровищнице Стамбула, ключ от которой находится у самого султана, куда вход для христиан до сих пор невозможен. Вместо подлинника, он выдал в монастырь перевод с этого фирмана на турецкий язык, для ближайшего уразумения его турецкими правителями Египта. К переводу сделано вступление и заключение в самых изысканных выражениях в восточном вкусе".

В охранной грамоте, в частности, говорилось, что гражданские власти не должны вмешиваться в дела христианского духовенства и "да не сменится епископ или священник от своих мест и не изженется монах из своего монастыря". "Да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских".

Данное основателем религии повеление ныне серьёзно нарушено. Мухаммедов Фирман даёт права христианам на восстановление многих церквей, подвергшихся разрушению от мусульман. Может быть, настанет время, когда этот фирман будет сильным документом в руках наших.

Замечательный по своей веротерпимости, Фирман Мухаммеда является и поныне важнейшим религиозным и историко-политическим документом для всего христианского мира.

Он чтится мусульманами как великая святыня и является завещанием основателя мусульманской религии своим потомкам об уважениии и почтении к Православной вере и Церкви.

 

гора Синай

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы