В феврале прошлого года на дискотеке в китайском городе Хэйхэ были зверски избиты пятеро наших туристов
из Благовещенска. Один из них умер. Их били всем залом, при полном бездействии полиции. Никто в официальных
российских СМИ и не заикнулся о возможной этнической подоплёке этого преступления. И может быть, правильно.
Ведь трудно представить, что в Китае решили бороться с туристами из России: они доллары привозят… Что
же касается драк в дискотеках… Всякий, кто бывал в своей жизни на танцах, и не в Китае, а в какой-нибудь
российской деревне, знает, как там относятся к "чужакам", да еще подвыпившим. А ребята из Благовещенска
едва ли пошли на дискотеку "сухими". Может, они начали задираться или приставать к китайским девушкам,
а может быть, нарушили какие-то местные обычаи, им совершенно неизвестные.
Так вот - об обычаях. Цитировали как-то по телевидению инструкцию для иностранцев, составленную ГУВД
Санкт-Петербурга. Как им обезопасить себя от "агрессивного национализма". Там был пункт, советующий иностранцам
бить первыми, если кто-то из русских молодых людей покажется им агрессивным. Я не знаю, кто составлял
эту инструкцию: может быть, тайный "скинхэд" в питерском ГУВД? Вы только представьте себе картину: несколько
подростков в метро, вовсе не "скинхэдов", но "быкующих", по нынешней дурацкой молодежной моде, - то есть
визгливо орущих, пихающих друг друга, и т. п. Им навстречу идут несколько иноземцев с чёрным, жёлтым или,
скажем, красным цветом кожи, плохо знающие русский язык. Подростки им кажутся агрессивными, и они добросовестно
исполняют инструкцию - бьют первыми… Один-два таких случая, и никаких "скинов" не будет нужно: вся молодежь
станет "скинами" по принципу "наших бьют!".
Когда я слышу о подобных инструкциях, о "взятии под контроль" милицией всех наголо остриженных подростков
и тому подобном, то я думаю: а почему эта кипучая, но, по-видимому, не очень эффективная деятельность,
обращена только на наших соотечественников? Их учат "терпимости" по тому же шаблону, что существовал в
СССР с его "социалистическим интернационализмом". Но нет уже ни СССР, ни социалистического интернационализма.
Везде во главу угла поставлены жёсткие законы экономического выживания, а они, как авторитетно заявил
в одной из своих передач по "Рен-ТВ" небезызвестный г-н Веллер, которого не заподозришь в шовинизме, говорят
о проблеме миграции: иностранцы хотят осесть в другой стране для того, "чтобы отобрать у аборигенов их
долю национального дохода". Именно поэтому так трудно "чужакам" "натурализоваться" на цивилизованном Западе,
который нас менторски учит этнической толерантности. Но при этом позволяет мигрантам из "третьего мира"
замерзать насмерть в туннеле под Ла-Маншем, - а то, чего доброго, проникнут в Англию или Францию, съедят
часть национального продукта!
Рынок - это конкуренция, и в этих условиях, вовсе не добровольно принятых нами, а нам навязанных, надо,
наверное, "образовывать" не только нас, как нам вести себя по отношению к иностранцам, но и иностранцев
- как им вести себя здесь! Их почему-то можно мурыжить с "регистрацией", с "разрешением на работу", а
вот выдать вместе с видом на жительство инструкцию, которая, в отличие от питерской, учит уважать местные
обычаи, нельзя!
Большинство бывших советских республик, для сведения, теперь - моноэтнические государства с националистической
идеологией, где знать не знают и ведать не ведают ни о каком "интернационализме". Идиллическую дневную
"эсенговскую" ТВ-программу "Мир" там, конечно, не смотрят, зато смотрят по "спутниковой тарелке" вечерние
российские сериалы, в коих русские женщины изображаются похотливыми, жадными до денег и шмоток проститутками,
а мужчины - бандитами или бомжами. Вот с таким информационным багажом "бывшие братья" и приезжают сюда.
Что ж вы думаете: они теперь Пушкина или Тургенева у себя изучают?
В советское время я учился в многонациональном вузе, в Литературном институте им. Горького, и тогда
большинство студентов из союзных республик, в общем, имели представление о том, что принято и не принято
в России, понимали, что Москва - это не только столица СССР, но и главный город русского народа. Никто,
кстати, их не учил этому здесь, но учили дома - в комсомоле, в партии, где вторыми секретарями всегда
были русские, украинцы или белорусы. А сейчас? За 15 лет без СССР в восточных республиках СНГ выросло
новое поколение - в условиях государственного национализма, обострённого исламской идеологией. Их учат
теперь одному: что в России всё продаётся и всё покупается.
Примерно та же картина - со студентами из Африки, Азии и Латинской Америки. Раньше у нас преимущественно
учились дети руководителей или деятелей дружественных КПСС партий, представители революционных молодёжных
организаций и т. п. Их тоже дома воспитывали, как вести себя на "родине социализма", и с ними почти не
было никаких проблем. Теперь же в России может учиться всякий, у кого есть на это деньги. Нормальный рыночный
подход. Но он не только у нас - рыночный. Больше всего студентов, как считается, прибывает к нам из Нигерии
- самой многонаселённой страны Африки. По данным Интерпола, большинство выходцев из Нигерии промышляет
наркоторговлей. Точно такие же данные относительно нигерийских студентов (впрочем, не оглашаемые) у нашего
МВД. Но, когда у нигерийцев или других африканцев возникают конфликты с нашей молодежью, в том числе на
почве наркоторговли, российские и, естественно, зарубежные СМИ освещают почему-то лишь одну сторону этих
столкновений - этническую. Посольства африканских стран тоже напирают на "этнический момент" и энергично
засыпают наш МИД протестами, а сами годами не выплачивают своим студентам содержания и тем самым толкают
их в объятия наркодельцов - жить-то как-то надо… Кому нужен такой подход? Нам? Иностранцам? Никому он
не нужен, потому что переводит проблему в тупиковую плоскость полемики, а здесь действовать нужно, причём
в тесном контакте с правительствами государств, посылающих нам студентов.
И, конечно, ничуть не способствует снятию напряжённости весьма однобокая "гласность" в этом вопросе.
Об убийстве таджикской девочки и избиении её отца в Петербурге сообщили сразу, до всякого суда, как о
преступлении, совершённом на почве расовой ненависти. А вот о фактах, всплывших во время суда (причем
суда открытого) - о том, что местные жители давно просили власти убрать из их района "дикий" таджикский
табор, и о том, что от наркотиков, которые продавал отец погибшей девочки, умер брат одного из нападавших,
- в официальных СМИ не было ни слова. Это вовсе не значит, что подобными фактами можно оправдать самосуд,
да ещё и убийство ребёнка, но они ярко демонстрируют бездействие власти по пресечению нелегальной миграции
и наркоторговли. Но вместо того, чтобы признать свои ошибки и исправить их, власть не нашла ничего лучшего,
как заняться дискредитацией суда присяжных, - единственного, пожалуй, реального демократического института
в нашей стране.
Нет никаких сомнений, что нужна и пропаганда национальной терпимости. Но не в том анекдотическом виде,
в каком она существует сегодня. Поговорят с артистическими ужимками на эту тему в "ящике" г-н Познер или
г-н Сванидзе, а следом, словно в насмешку, покажут фильм, где все "хорошие" персонажи - американские коммандос,
а все "плохие" - арабские террористы и наркоторговцы. Американцы безжалостно уничтожают арабов, и зритель
после просмотра фильма, получает, конечно, заряд этнической и религиозной "терпимости". Я не говорю уже
о триллерах, в которых нет национального подтекста, но в избытке продемонстрированы убийства, с помощью
которых решаются все проблемы. Это примерно то же самое, о чём говорил министр обороны Сергей Иванов:
сбежавший из армии солдат, может быть, и знал, что нехорошо убивать милиционеров, но накануне он читал
книжку под названием "Убить мента"…
Необходимо бороться не только с проявлениями национального экстремизма, но и искоренять его причины,
- в том числе и те, что находятся за пределами России. Если мы хоти жить в стране межнационального мира
и мира вообще, то он должен царить и на экранах телевизоров. Об этом, кстати, говорили представители общественности
Кабардино-Балкарии после трагических событий в Нальчике. А то в жизни нам убийств на этнической и религиозной
почве не надо, а по телевизору ничего, можно. Но это - тупиковый путь.
А вот путь, когда в недрах Общественной палаты РФ рождается список ста российских "ксенофобов, экстремистов
и неофашистов", в который входят только русские, - не просто тупиковый, а провокационный. Не побоюсь даже
слова - грязный. Подумать только: в этом самом списке нет даже "экстремиста № 1" Шамиля Басаева, находящегося
в международном розыске! Стало быть, наконец, найден источник кровавых этнических конфликтов, полыхающих
с 1987 года на территории бывшего СССР? Это, оказывается, русский народ, ведомый гельмановской "чёрной
сотней"?!
Что ж, давайте, "превратим такого рода людей в политических маргиналов", как предложил депутат Государственной
думы А. Исаев, о котором один человек вполне искренне спросил меня: "Он мужчина или женщина?" Около половины
упомянутых "маргиналов" - достойнейшие, заслуженные люди, боровшиеся не только с развалом России, но и
с развалом многонационального Советского государства. Давайте заменим их политическими упырями и оборотнями
"горбачевского розлива", которые это государство разрушали, а теперь вдруг объявились в избытке в т. н.
"Общественной палате", вылезли, как нечисть из болота, завизжали и закаркали! Вы что, господа власть предержащие,
забыли их? Они вам "обустроят Россию"! А если вам безразлична Россия, то вспомните хотя бы о жалкой судьбе
Горбачёва. Вы что, сомневаетесь, что они вас так же предадут, как в своё время предали его?