Русское Православие в Крыму вынуждено сегодня отражать атаки со всех сторон
- это и крымско-татарские националисты, и раскольники - "филаретовцы", и униаты, и сектанты...
Что помогает людям выстоять на земле, где началось Крещение Руси?
Известный
общественный деятель, депутат Верховной Рады Крыма, председатель Крымского общества русской культуры,
декан филологического факультета и заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Национального Таврического
университета, доктор филологических наук, член Союза писателей России Владимир КАЗАРИН
считает, что в России не было атеистического времени. Сегодня он беседует с нашим корреспондентом.
- Владимир Павлович, в начале 1990-х годов г-н Бжезинский сказал: после крушения коммунизма
у нас остался один противник на территории бывшего СССР - Православие…
- Давайте иногда благодарить своих врагов. Смею сказать, что г-н Бжезинский… прав. Прав в том смысле,
что у нас не было атеистического периода. У нас была тенденция власти утвердить атеизм. Попытки реализовать
такую политику доходили нередко до крайностей.
Но ни страна наша, ни культура наша не были атеистическими, а люди наши в массе своей - атеистами.
Поэтому-то веры предков, которую мы смогли сохранить, так боялись и боятся за океаном.
- Спасти веру во многом помогло стояние за неё: в советские годы, слава Богу, всегда были
люди, которые действовали вопреки самым строгим указаниям властей, не так ли?
- Безусловно. Мы преклоняемся перед подвигом Новомучеников и Исповедников Российских. Преклоняемся
перед ролью Церкви в Победе в Великой Отечественной войне. Преклоняемся перед теми православными семьями,
которые смогли воспитать в любви ко Христу детей и внуков.
Хочу вспомнить один из рассказов о святителе Луке (Войно-Ясенецком) - архиепископе Симферопольском
и Крымском, выдающемся русском хирурге, который много претерпел за веру от советской власти. Но в 1946
году он был удостоен этой же властью гонителей священства Сталинской премии за свои очерки о гнойной хирургии,
которые были написаны по итогам его хирургической практики в годы Великой Отечественной войны. Так вот,
однажды владыка в рясе пришёл в одну школу на встречу с учениками. Через какое-то время (видимо, позвонил
директор) в класс вошёл милиционер в форменной одежде, отозвал владыку в сторону и сказал: "Ну как вам
не стыдно, как вы себя ведёте? Что же вы пришли к детям в рясе?".
А владыка ему: "Какая интересная у вас мораль: с пистолетом к детям придти можно, а в рясе нельзя…".
В фильме "Адмирал Ушаков", снятом в 1951-1952 годах, семь минут на экране показывают освящение только
что построенных кораблей. В сюжетном смысле эта сцена не имеет прямого отношения к фильму. Но она, несмотря
ни на что, была снята и осталась в фильме. А ещё перед каждой атакой там все матросы крестятся... Страна
смотрела этот фильм и, безусловно, в душе сочувствовала православным морякам.
- И всё же в связи с гонениями безбожной власти на Церковь, отделением её от государства
и школы, репрессиями священнослужителей, массовыми закрытиями храмов немало людей было оторвано от веры…
- Потому-то в общественном сознании и утвердилось мнение, что эти годы были атеистическими. Несть числа
горьким последствиям такой оторванности от Матери-Церкви. 10 февраля мы в Крыму ежегодно отмечаем день
памяти Александра Сергеевича Пушкина. Наше общество русской культуры привозит школьников в Гурзуфский
музей великого поэта. Обязательно приглашаем местного батюшку. Он приходит со своим хором, который состоит
из старушек.
И что каждый раз меня поражает? Дети воспринимают панихиду по поэту как нечто непонятное для них. Хор
церковный кажется им смешным.
Один раз учительница из Гурзуфа мне сказала: "Зачем вы детей водите на панихиду? Вы там песнопения
грустные поёте, говорите о смерти. Ну, разве можно там быть детям?". И можно, и нужно. Дети должны осознать
свою причастность к нашей истории. Иначе у них не будет корней.
Грустно, что они, слушая панихиду, не осознают: эти вечные слова столетиями звучали и до них. Виноваты
мы все, взрослые, что до сих пор им ничего не объяснили.
Именно в целях воспитания молодёжи и при активном участии её мы много сил вложили в восстановление
Севастопольского Братского кладбища героев Крымской войны. "Родная" советская власть в свое время уничтожила
и другое кладбище той войны - Симферопольское воинское братское кладбище, где только рядовых лежит 36
тысяч человек.
В прошлом году мы отмечали 150 лет со дня кончины одного из самых великих наших адмиралов - Павла Степановича
Нахимова. Невозможно объяснить, как в Синопском сражении он смог победить с нашими восьмью кораблями 16
судов противника! И ведь после боя все русские корабли своим ходом вернулись в Севастополь...
Но как скромно мы отметили дату памяти великого русского адмирала! Из значительных лиц присутствовал
только владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский. Для сравнения: 21 октября 2005 года исполнилось
200 лет со дня Трафальгарской битвы и 200 лет со дня гибели английского адмирала Горацио Нельсона. Восемь
месяцев Англия готовилась к этим памятным датам. Каждые три дня проводила новые мероприятия и 21 октября
устроила великое торжество, которое возглавила королева Елизавета.
И каждый английский мальчик, видя всё это, наверное говорил: "Буду служить Отечеству! И 100, и 200
лет пройдет - народ, родина будут помнить меня…".
А многие крымские мальчики, глядя на то, как мы отмечали дату памяти адмирала Нахимова, думали: "Что-то
здесь не так…".
Только если мы осознаём свою неразрывную связь с прошлым, можно за духовно-нравственное и патриотическое
воспитание тех, кто идёт нам на смену, не беспокоиться.
- Сегодня можно слышать, что как православная держава великая Россия продолжает существовать
и после распада на отдельные государства…
- Согласен с таким мнением. Россия может на нас полагаться: мы осознаём свое братство, духовное родство.
И никогда от него не отречёмся, хотя недоброжелатели часто ставят нам это в вину. Да, сегодня Крым вновь
переживает, увы, не самые лучшие времена. Мы защищаем объекты Черноморского флота, православные храмы
от захватчиков и раскольников.
Церковь Вознесения
над Форосом |
Один из них, Филарет Денисенко, трижды пытался приехать в Севастополь и в Херсонес к Свято-Владимирскому
собору, который построен на месте, где крестился святой князь Владимир. Но каждый раз - могу это с гордостью
подчеркнуть! - православный Севастополь не впускал раскольника на нашу святую землю. Десятки тысяч горожан
выходили и перекрывали все улицы. Милиционеры пытались какое-то время с нами договариваться. Потом раскольник
уезжал.
А вот ТВ Украины показывало на Рождество богослужение из храма, где служил Филарет, в прямой трансляции.
Там была небольшая группа его приверженцев. Потом лишь в режиме новостей показали богослужение в Киево-Печерской
лавре, где служил канонический глава Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит
Владимир. Там собралось 8 или 10 тысяч верующих. И вся властная элита - политические лидеры, губернаторы
- находилась именно в лавре…
- А украинский язык в крымских ВУЗах не вытесняет русский?
- Когда для русского человека украинское слово было чужим?! И когда для украинца русское слово было
чужим?! Мы не дадим недобросовестным политикам нас и по этому поводу расколоть.
К сожалению, тот "язык", который навязывается нынче Украине, - это не украинский язык. Украинский -
это язык Полтавы, серединных земель. А у нас сегодня - галицийский диалект, основанный на влиянии польского,
румынского, венгерского... Те, кто говорят на таком "языке", артикулируют даже не как украинцы. Нет, этот
"язык" не привьётся. Он - чужой для Украины.
Очень порадовало меня, что на концертах в Кремле и в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя,
посвящённых открытию и закрытию Рождественских чтений, вместе с русскими звучали настоящие украинские
песни.
- Слышал, что авторитет владыки Лазаря очень высок. Он часто бывает в ВУЗах, встречается
со студентами?
- Сегодня наш владыка, неутомимый в своих трудах человек, - духовный лидер Крыма. И его лидерство никто
не подвергает сомнению. Ныне в Крыму больше монастырей, чем до 1917 года. Реальные плоды его созидательной
работы - установка поклонных крестов по всему Крыму. Одно время была некая попытка устроить "крестоповал"
со стороны крымских татар. Но крымская общественность твёрдо встала на защиту святынь; и провокации недругов
закончились.
У нас активно развивается православное молодёжное движение. А ведь лет 7-8 назад этого не было. Власти
активно сопротивлялись растущему влиянию Церкви. Миссионерская работа с молодёжью различна: проводятся
всевозможные конференции, издаются книги, журналы, газеты, организуются паломничества к святым местам.
Наша молодёжь закалилась в испытаниях: выходит, чтобы противостоять недобрым делам, - то попыткам штурмом
взять Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, то защитить строящийся храм...
- В России разрушается семья, демографический кризис… Эти проблемы волнуют и вас в Крыму?
- К сожалению, эти и многие другие беды накрыли нас, как девятый вал. И Россия, и Украина подвергаются
атаке со стороны так называемого цивилизованного западного мира. Чтобы выдержать эту глобалистскую атаку,
нам нужно единство. А наши дети должны изучать "Основы православной культуры".