Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Май 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Как выпекались кумиры

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

  150 лет назад родился Зигмунд Фрейд. История его карьеры поразительно похожа на легенду о докторе Фаусте - не в том опоэтизированном варианте, какой предложил Гёте, а в изначальном фольклорном изложении, которое, конечно, гораздо ближе к истине. Фауст был вовсе не профессором, а студентом, притом весьма нерадивым, частенько сбегавшим с лекций, чтобы посидеть в кабачке. Честолюбия же в нём было предостаточно и однажды, захмелев, он воскликнул: я всё отдал бы, чтобы стать знаменитым! И тут, откуда ни возьмись, к нему подсел хорошо одетый господин и участливо сказал: "Я помогу вам в этом, только для проформы сделайте пустячок: напишите расписочку своей кровью". И началось головокружительное восхождение давшего эту расписку молодого человека к славе.

Фрейд не был шалопаем и прогульщиком. Он прилежно осваивал профессию врача в центре тогдашней медицинской мысли - в Париже. Одним из его учителей был крупнейший невролог Шарко. Вернувшись в родную Вену, Зигмунд открыл там частную практику, приносившую ему не бог весть какой, но стабильный достаток - вполне по его квалификации, ибо доктор он был весьма неплохой, но не из тех, кого называют "светилами" и платят им большие деньги даже за краткую консультацию.

Его пациенты принадлежали к весьма специфическому разряду: это были лица, подвергшиеся в детстве домогательствам и страшно напуганные этим. Сами домогательства ими забылись, а безотчётный страх, особенно сильный по ночам, остался. Фрейд применял для лечения этих неврозов начавшую тогда входить в обиход методику: под гипнозом заставлял больного или больную вспомнить обстоятельства приставаний, выводил их в область ясного сознания, делая тем самым причину переживаний понятной и объяснимой, тогда как до этого она оставалась мистической и поэтому пугающей. Прискорбное бытовое злоключение - это не прячущиеся в темноте по углам злые духи, тут можно поставить точку.

Любопытная деталь: занимаясь этой практикой, Фрейд не жаловался на нехватку клиентов. Значит, педофилия, достигшая ныне в Европе таких масштабов, что общественность начала требовать там за это преступление смертной казни, заявила о себе уже в XIX веке. Разумеется, Фрейд не одобрял этой мерзости, но она приносила ему доход, тем более что папочки соблазнялись своими крошечными дочками почти исключительно в богатых семьях. Но он не был удовлетворён, он хотел не просто большего, а гораздо большего. 21 сентября 1897 года он отправил своему другу Флиссу следующее письмо:

"У меня и вправду немало причин для досады. Так приятно было ожидать неувядаемой славы, как, впрочем, и определённого достатка, полной независимости, возможности путешествовать, воспитывать детей без тех суровых лишений, в которых прошла моя молодость. Всё зависело от того, выйдет ли толк из лечения истерии. А теперь снова надо быть тихим и скромным, снова беспокоиться, откладывать деньги на старость".

Это написано после доклада на врачебном съезде о своей методике, не вызвавшего никакой реакции. А ему уже 41 год, время уходит. Что-то надо делать, не оставаться же хорошим, но безвестным врачом. А что именно? Кто посоветует?

Советчик нашёлся. Он как-то подслушал жалобу Фрейда на свою судьбу, понял, что это очень честолюбивый и жадный до денег человек и взял над ним своё шефство, как когда-то над студентом Фаустом.

С 1898 года в прежней телесной оболочке жил уже совершенно новый Зигмунд Фрейд. Он заявил себя уже не каким-то лекарем, а глубоким мыслителем, мудрым философом и учителем человечества. И человечество признало его таковым. Ещё бы: ему нашёптывал формулу успеха и открывал перед ним зелёный свет тот, кто, имея рога и копыта, ухитряется быть невидимым. Он подарил миру великое открытие, не потребовавшее от него ни дополнительных исследований, ни клинической проверки, ни статистической обработки данных - для него нужна была лишь дерзость, соединённая с апломбом и умение включать в ложь элементы истины, создавая картину общего правдоподобия. Здесь он действовал по той же стратегии, что и другие кумиры XIX века - Маркс и Дарвин: котлеты из конины пополам с мясом рябчика: один конь, один рябчик.

"Открытие" ошеломило публику. Фрейд вывернул наизнанку результаты своих наблюдений и объявил, что тут преступное сексуальное влечение испытывали не родители к детям, а дети к родителям. Далее он обобщил это утверждение, перенеся его со своих пациентов на всех людей вообще. У кого-то этот "эдипов комплекс" с годами забылся, а у кого-то подсознательное воспоминание о нём сохранилось, и именно их он лечил в своей клинике. Но и тех, у кого нет выраженных истерик и неврозов, тоже надо лечить его методом, который он назвал психоанализом, ибо страх и тревога всё равно гнетут душу. Обобщения на этом не кончились. Сексуальное начало в человеке, или "либидо", сказал Фрейд, определяет не только психические аномальности, но и почти всю внутреннюю жизнь человека, порождая в процессе "сублимации" даже самые высокие чувства.

Так добросовестный врач, приносивший людям пользу, моментально превратился в одного из предсказанных Евангелием лжепророков (Мф. 24), нанёсшего делу познания истины огромный вред. Чтобы разоблачить его лжеучение, нужно аккуратно отделить в нём ложь от правды. Это мы и попытаемся сейчас сделать.

Утверждение, будто в раннем детстве каждый мальчик хочет совокупиться со своей матерью, а каждая девочка - со своим отцом, совершенно абсурдно. Элемент же правды, на котором Фрейд здесь играет, состоит в наличии в каждом человеке первородного греха, проявляющегося уже в младенческом возрасте. Однако этим первородным грехом является вовсе не блудная страсть, которая вторична, а эгоизм, гордыня, желание "стать, как боги".

Такая же лукавая подмена сделана и во фрейдовской теории происхождения любви. Да, та любовь, которую можно назвать "брачной", известная всем молодым людям влюблённость, идеализация возлюбленного или возлюбленной, доходящая до сумасшествия, любовная эйфория, которая, кстати сказать, очень кратковременна и часто сменяется ненавистью, - это чувство, конечно же, есть облагороженное половое влечение, т.е. "сублимация либидо". Да, скопцы не влюбляются. Но ведь влюблённость - специфический вид любви; это совсем не та любовь, о которой сказано: "Бог есть любовь". А Фрейд распространил свою теорию сублимации и на эту, подлинную любовь, не имеющую к похоти никакого отношения. И получилось, что сама религия рождается из полового инстинкта. Так Фрейд завершил дело своих предшественников. Маркс изгнал Бога из истории, Дарвин - из живой природы, а он - из сердца человека. Как хвостатому было не содействовать его мирской славе?

Но ведь этот персонаж требует за свои услуги платы. Расписки кровью, видимо, не было, и он завладел душой своего подопечного иначе: Фрейд покончил жизнь самоубийством. Кто толкнул его на это в 83 года, совершенно очевидно.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы