К 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Розанова
"Торг, везде торг: в литературе, в политике - торг о славе; торг о деньгах: а упрекают попов,
что они "торгуют восковыми свечами"…"
Василий РОЗАНОВ
Василий Васильевич Розанов не был пророком. Чего стоит, например, такое его предположение: "К концу
ХХ века типографии будут продаваться под снос... Люди станут опять свободны от "пишущей братии", - и,
может быть, тогда будут любить свято и чистосердечно. Будут счастливы и серьЁзны". Более страшной зависимости
от пишущей и вещающей братии, чем в России с конца ХХ века, - человечество не знало.
Но тут же, как остро мыслящий интуитивист, писатель даёт рецепт персональной борьбы с подобным наваждением:
"Сила её оканчивается там, где человек смежает на неё глаза. "Шестая держава" (Наполеон о печати) обращается
вдруг в серенькую хилую деревушку, как только, повернувшись к ней спиною, - вы смотрите на дела, а не
на ландкарту с надписью "шестая держава".
Нам вот вообще внушили, что СМИ - "четвертая власть", но мудрец Розанов учит главному: самостоятельному
мышлению и - взгляду на дела!
Василий Васильевич Розанов, один из самых загадочных и противоречивых писателей рубежа двух веков,
родился 20 апреля 1856 года в городке Ветлуге, затерявшемся на лесистом севере Костромской губернии. Он
был седьмым в большой православной семье; в гимназические годы уже остался сиротой. Только в 26 лет закончил
Московский университет и начал учительствовать в скромной Брянской прогимназии, затем - в гимназии заштатного
Ельца, где с ним случился казус: он отчислил за неуспеваемость по географии будущего неутомимого путешественника,
автора книг о Русском севере, очерков о городах и весях, певца природы Михаила Пришвина. Не разглядел.
Розанов твёрдо писал в автобиографии: "Уже с 1 курса я перестал быть безбожником и, не преувеличивая,
скажу: Бог поселился во мне". Скромный петербургский чиновник, литератор, печатавшийся ради заработка
под 47-ю псевдонимами во всех изданиях, даже враждебных, автор прославивших его книг "Уединённое" и "Опавшие
листья", он оставил большое наследство.
Розанов вслед за Достоевским признаёт, что есть только единственная школа оригинальной мысли - "так
называемая школа славянофилов - название очень узкое и едва ли выражающее смысл школы. Правильнее было
бы назвать её школой протеста психического склада русского народа против всего, что создано психическим
складом романо-германских народов, - протеста, сперва выразившегося в смутном, безотчётном отчуждении,
а потом и в полной сознания критике и отвержении этих созданий и тех начал, из которых они вышли".
В чём трагедия современной России? Представители русской философской школы - Киреевский, братья Аксаковы,
Григорьев, Данилевский, Леонтьев, Достоевский и сам Розанов, по существу, выведены из духовной жизни народа.
Почему-то он не мил ни советским атеистам, ни либералам, разрушившим русский социализм. Умнейший человек,
Розанов писал: "Весь русский социализм, в идеальной и чистой своей основе, основе первоначальной, женственен;
и есть только расширение "русской жалости", "сострадание к несчастным, бедным, неимущим"". Он берёт эти
святые понятия в кавычки не иронизируя, а цитируя лекцию Ключевского "Добрые люди древней Руси". Понятия
эти - вековые, неистребимые, они стоят, доколе не разрушится окончательно русская душа, непонимаемая,
даже ненавидимая Западом и его апологетами.
"Можно жить ягодкой. И можно жить словом о ягодке, - писал незадолго до смерти в Сергиевом Посаде
Розанов. - Можно жить земледелием. И можно жить словом о земледельческом классе. Я был тринадцать лет
учителем гимназии в провинциальных городах Орловской и Смоленской губерний. Раньше был учеником Костромской,
Симбирской и Нижегородской гимназий. И меня поражало, что во всех этих шести средних учебных заведениях
не было никогда ничего о ягодке и о земледелии." А сейчас подрастающее поколение совсем оторвалось от
земли, от родных корней.
Писатель скончался 5 февраля 1919 года и был похоронен на кладбище Черниговского скита близ Троице-Сергиевой
лавры, бок о бок с другим русским мыслителем, Константином Леонтьевым. При жизни они так и не встретились.
На могиле Розанова был поставлен крест с надписью из "Апокалипсиса", выбранной о. Павлом (Флоренским):
"Праведны и истинны все пути твои, Господи". А человеческие пути - запутаны и порой греховны, но главное,
чтобы вели они, как у всех великих русских писателей, к высшей Истине.