Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Священная Дружина.
Российский опыт борьбы с терроризмом на общественных началах

Александр Михайлович ЧЕРЁМИН

Часовня на месте гибели
царя Александра II, возведённая
в храме "Спас на крови"

  (Окончание. Начало в №3)

 

Из "Отчётной записки", найденной в архиве, выясняется точное количество членов "Священной Дружины": 729 человек. И число добровольцев - 14672 человека. По тем временам это была гигантская организация, превосходящая численностью все полицейские силы Империи. Достаточно сказать, что численность знаменитого Охранного отделения составляла лишь 300 человек.

В Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле и Рыбинске они отработали столь тщательные меры по охране первых лиц государства, что и позднее никто не мог придумать лучшего.

У нас имеется лишь одно косвенное свидетельство о тех, кто, возможно, стоял во главе "Священной Дружины". В "Дневнике" графа П.А. Валуева есть запись от 8 ноября 1881 года: "Был у Великого Князя по случаю его именин. Из разговора с ним мог заметить, что trio, по его выражению, Игнатьева, Островского и Победоносцева не пользуется его расположением, что он не поклонник "Священной Дружины"...". Из этой записи можно предположить, что обозначенное trio (министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, министр государственных имуществ М.Н. Островский, обер-прокурор синода К.П. Победоносцев), управлявшее в то время всеми делами в России, возглавляло одновременно и "Священную Дружину".

Видным главой "Священной Дружины" был генерал-адъютант граф И.И. Воронцов-Дашков (1837-1916). Непосредственно после события 1 марта 1881 года он возглавлял комиссию по охране Царя и в начале апреля был назначен начальником императорской охраны.

Лица военного звания составляли почти половину всех членов "Священной Дружины", среди них около 70% офицеров, имевших высшие воинские чины. В самарском отделении Общества начинал свою карьеру и Пётр Аркадьевич Столыпин.

Характерно, что в составе общества было мало представителей интеллигенции. Среди них мы видим лишь деятелей столичной печати. Зато в списке членов "Священной Дружины" представлены практически все знаменитые русские аристократические роды.

Никаких попыток бороться с революционерами их средствами, т.е. террором, не было, по крайней мере, никаких упоминаний об этом в литературе нет, кроме одного - намерения о покушении на П. Кропоткина. Объяснение тому простое: обществом руководили люди слишком высокого звания и положения - продолжатели древних родов, в которых столетиями формировались особые понятия чести, совести и законности. Ударить в спину, исподтишка... Такое было не в их правилах.

Однако "Священная Дружина" впервые в российской практике начала то, что сегодня называют информационной войной. Издавались три органа печати: два подпольных, в Женеве, - "Вольное Слово" и "Правда", - и легальная газета "Московский телеграф". Как всякая война, она диктовала свои правила. В том числе, прикрытие своих манёвров, введение противника в заблуждение и т.д.

Так создавали газеты или ряд газет, которые выглядели как революционные издания, а между тем исподволь, очень тонко, дискредитировали революционное движение.

1 января 1883 года "Священная Дружина" была официально ликвидирована.

Но всё, что ею было создано, включая опыт охраны Царя и его семьи, - инвентарь сыска, газеты и "Добровольная охрана", которая продолжала существовать ещё несколько лет, - не было уничтожено. А это значит, что дело Общества не пропало. Зародившись как общественная инициатива, оно стало делом государственным, со всеми плюсами и минусами такого преобразования.

История "Священной Дружины" - это любопытнейший эпизод в жизни Российской Империи. Это своеобразное выступление на арену политической борьбы определённых общественных кругов для подавления террористической угрозы.

Один из видных дружинников - К.К. Шмидт, подводя итоги деятельности "Священной Дружины", писал: "История не будет иметь малейших поводов к посрамлению деяний общества...".

Из журнала "XXI век: вызовы и угрозы"

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы