Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Январь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 Европейская Конституция отказалась от христианских ценностей. Мэр европейской столицы открыто заявляет, что он гомосексуалист, и электорат нисколько не смущен, а даже как бы хвалится этим. Продолжатели дела Ницше, Фрейда и Сартра (уже не Маркса) торжествуют. Что же в итоге? Европа, всегда гордившаяся своей христианской культурой, - против Бога?

К. Гришин, г. Можайск

Я думаю, что мы возвращаемся к самой сути вечного спора: что такое человек? Это вопрошание исходит из самых глубин всех цивилизаций. Это вопль ветхозаветного псалмопевца, который, как эхо, отзывается хором из "Антигоны", трагедии Софокла. Совершенно очевидно, что те, кто отвергает сегодня христианскую антропологию, делают это не столько во имя метафизических речей о Боге, сколько исходя из видения человека, его сознания и его свободы. Еще раз повторим: теперь на повестке дня уже не стоит вопрос, существует ли Бог, а существует ли человек. Когда мы слышим заявления видных философов и деятелей культуры о праве индивидуума проводить любые эксперименты, без каких бы то ни было ограничений - ради поиска новых удовольствий, во имя гедонистической морали, - это с неизбежностью означает объявление войны Церкви, которая учит, что человек - грешник, что его природа искажена и что величие человека не заключается в следовании инстинктам. Идея человека и его достоинство определяются прежде всего способностью к самоотверженности и жертвенности. Эта разница в иерархии ценностей создает и будет создавать все новые и новые непреодолимые разделения в человеческом обществе.

Без всякого преувеличения мы можем говорить уже сегодня об угрозе человеку. Какая конкретная угроза представляется нам наиболее тревожной? Возрастание экологической опасности и природных катастроф? Появление новых тоталитарных режимов и других небывалых еще форм политического угнетения? Формирование мира, управляемого слепой наукой или отданного на произвол одной только экономики? Мы не хотим быть "пророками несчастий". Но Христос призывает нас быть бдительными не только по отношению к нашей собственной духовной безопасности. Кто мог предвидеть в начале XX века две мировые войны, возникновение и распространение почти на весь мир тоталитарных режимов? Нынешний терроризм, которым нас непрестанно пугают, - только "цветочки", и все разговоры о борьбе с ним - лицемерие, в то время как набирают все большую силу государственный терроризм и транснациональные мафии. Невозможно представить, чтобы фантастические проекты клонирования стали реальностью нашей жизни, а с ним и сосуществование двух человечеств.

Однако давно известно, что наихудший враг человека - он сам. Трагедия человеческой истории без конца убеждает нас в этом. Все утопии, которые устремлялись искоренить зло, приписывая его происхождение внешним причинам, в конце минувшего века провалились. И не потому, что материальные блага стали лучше рас- пределяться, что власть стала более демократической, что общественные классы исчезли и наступило благоденствие на земле. Кто может еще серьезно верить подобным обещаниям?

Но, несомненно, человечеству, как и каждому из нас, трудно признать собственную ограниченность. Может быть, вследствие того, что нам не дано достигнуть на земле совершенства, мы часто предпочитаем видеть мир более резко очерченным, четко отличая добро от зла, опасаясь сложностей и двусмысленности. Разумеется, никакой компромисс со злом недопустим, потому что, как известно, победителем из него всегда выходит диавол. Но мы знаем с первых времен христианства, что манихейское видение всегда оторвано от реальности. В прошлом году, когда мир праздновал шестидесятилетие окончания Второй мировой войны, на наших телеэкранах было много хроники, связанной с Гитлером или со Сталиным. Мне рассказывали, что на Западе вышел фильм "Падение" (не путать с советским фильмом "Падение Берлина") - о по- следних днях Гитлера. На этот фильм подали в суд, потому что Гитлер представлен там таким же человеком, как все остальные. Истцы выражали опасение, что попытка представить его более человечным будет способствовать в какой-то степени оправданию этого преступника. Кажется, они правы. Но задумаемся, с другой стороны, что может стоять за желанием представить Гитлера таким чудовищем, которое уже не принадлежит человеческому роду. Не есть ли это желание снять с Европы и европейцев большую часть ответственности за распространение нацизма? Нам ближе видение немецкого писателя Э. Шмитта, который в своем романе "Часть другого" изображает двойное лицо Гитлера и показывает, что в иных обстоятельствах судьба могла повернуться к нему по-иному. И точно так же и наша общая история могла бы быть иной. Такой взгляд на события научает ответственности и смирению. Вот почему мы не можем не опасаться речей тех, кто пытается сегодня воссоздать новый тип сверхчеловека, преодолевающего все нравственные барьеры и руководствующегося во всем только собственными желаниями.

 

У меня два вопроса. В Евангелии сказано, что Христос родился, когда пришла полнота времен. Что такое "полнота времен"? А Второе Пришествие Христово разве не будет этой полнотой? И второй вопрос - о нашей России. Недавно мы впервые праздновали как государственный праздник День народного единства. Единства кого с кем? И под чьим патронажем? Я думаю, что это такая же насмешка над смыслом, как именование распада нашего великого государства Днем независимости России. Я недавно читал в одной книжке, что смысл духовной жизни заключается в том, чтобы извлекать полезное и утешительное из любых ситуаций. Может быть, Вы посоветуете, на что нам надеяться в сегодняшнем нашем пленении?

Т. Березняк, г. Таруса

Почему Воплощение совершилось именно в этот период истории? Потому, говорят святые отцы, что зло достигло крайнего предела: разврат, насилие, несправедливость царствовали повсюду. Человечество утопало в грехе и приближалось к окончательной гибели. (Так будет и накануне Второго Пришествия Христова.) А иногда они подчеркивают, что "Pax romana" и знаменитое "римское право" благоприятствовали распространению проповеди Спасителя мира. Все благое, что есть на земле, Господь употребляет для спасения людей. Но Он силен, как говорит апостол Павел, и "зло обратить во благое" - там, где есть покаяние. Господь не зависит ни от чего, знает сердца всех людей и ищет всем спасения, даже когда наши возможности предельно исчерпаны. Вот что такое "полнота времен".

Кроме того, - и здесь ответ и на Ваш второй вопрос - римская оккупация Израиля оказалась очень подходящей ситуацией в очах Превечного Слова. Из всех периодов ветхозаветной истории Он избрал для Своего Воплощения время оккупационного режима. Не время независимости и благополучия, когда духовное рискует раствориться во временном. Не время восстания, когда духовное сводится часто только к земным средствам и наиболее насильственным из них. Но время оккупации, когда решение временных проблем имеет ограниченные возможности, и духовное, в некотором смысле, является единственной силой. Как писал стихотворец: "Народ в религию уходит, когда на власть надежды нет". Точно так же величайший из пророков Моисей явился во время первого пленения богоизбранного народа - в Египте, а Даниил - во время второго пленения в Вавилоне. Мы молимся сейчас в наших храмах молитвой святого патриарха Тихона о том, чтобы Бог послал нам "мужей силы и разума". Одно от другого неотделимо, но очевидно, что требуется прежде всего истинное духовное просвещение, чтобы все могли увидеть, как нам выйти из нынешнего тупика.

 

"Любящим Бога все содействует во благо"? В том числе и нынешний безжалостный атеизм у нас, переходящий, как Вы сами часто говорите, в сатанизм?

О. Резник, г. Владивосток

Безжалостный атеизм, среди которого мы живем, разрушает все наши ложные духовные подходы. Наши убежища, наша безопасность, наша уверенность будут скоро им сокрушены, как в недавние годы гонений. И наш маленький божок нашего роста будет разбит - тот, которого мы носили с собой как фетиш, могущий нас сохранить от всех земных бед.

Варварство, всюду поднимающее голову, заставляет нас отвергнуться ценностей, к которым мы были привязаны, несмотря на наши крещенские обеты. Но в этот день Бог может родиться в нас, если при Его приходе мы совлечемся всего, что ложно очаровывало нас. Постараемся узнать Его в этой супружеской паре, ищущей места в гостинице, в этом Младенце, оставленном на пороге хлева, в этих миллионах наших бездомных детей, в этой Семье, в этих семьях, вынужденных оставить свое Отечество. Тайна Воплощения обновляется в сердце смиренного верующего: Бог рождается в нем, потому что он научился любви.

 

Почему Рождество Христово называют праздником хвалы Богу? И почему тогда так коротко, всего неделю, в отличие от Пасхи празднуется этот праздник?

С. Журавлева, г. Липецк

Святые отцы говорят, что во все дни может быть у нас Рождество. Во все дни Бог смиренно хочет родиться в нас, как Он восхотел однажды родиться от Девы Марии. Мы не должны отринуть это духовное рождение. Тайна Воплощения, которое мы празднуем в Рождество, раскрывается во времени. Можем ли мы участвовать в этом новом рождении? Можем ли сказать с Иоанном Предтечей: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3, 30). И с апостолом Павлом: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20)? Только тогда мы поистине празднуем Рождество, когда даем Богу родиться в нас и продолжить таким образом Свое Воплощение в мире. Смысл которого Пасха, Крест и Воскресение.

Это праздник хвалы, потому что вместе с Ангелами приносят хвалу Богу пастухи и волхвы, все человечество. Всякий человек создан для хвалы Богу. Даже те, кто сейчас не думает об этом и, кажется, бесконечно далек от этого. Хвала Богу радостное удивление, что не мы центр вселенной. Нам радостно узнавать, что есть Тот, Кто больше нас и что Он любит нас безмерно. Есть Тот, Кто любит всякое человеческое существо.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU