Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Январь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Вифлеем. Храм Рождества

Вячеслав Вячеславович КИКТЕНКО

  Наконец вы обошли весь величественный храм Рождества Христова с его колоннадами, мозаиками, иконами, и подошла очередь спуститься в Святая Святых этого храма - в пещеру Рождества. Ради этого вы и прибыли сюда, в Вифлеем, где две тысячи лет назад родился Господь.

Но прежде я рискну поделиться с вами своими мыслями. Дело в том, что за простотой и даже детской доверительностью евангельского рассказа о Рождестве Богочеловека как-то забывается один из поразительнейших, на мой взгляд, фактов: кто был по национальности Этот Младенец? Да, мы отлично знаем, что Мать Его была из колена Давидова, как и положено по пророчеству, но лично меня всегда удивлял и не давал покоя вопрос: какой национальности Бог? Какая может быть национальность у Богочеловека? Да простят меня те, кого я, возможно, задену прямотой и наивностью, делясь здесь своим пониманием этого вопроса. Но поверьте, сам по себе он для меня не так уж много и значит. Ведь речь-то идёт не о человеке, а о Боге, которому постоянно почему-то приписывается человеческое.

Итак, что мы знаем из Писания о Зачатии и Рождении Его? Только то, что на Чистейшую из Дев иудейских сошёл Дух Святой и произошло чудо - Она ощутила в себе присутствие Младенца. Престарелый Иосиф относился к Марии, как к дочери, это понятно из Евангелия и недоумённого вопроса самой Марии к Архангелу, принёсшему Ей Благую Весть: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1, 34-35). Вчитаемся в этот ответ: не мальчик, не ребёнок, а - "рождаемое Святое". Ведь Богородица осталась Девой, значит, генетический, наследственный код так и не был востребован и приведён в действие, женское в Деве не было затронуто. Про Неё сказано в молитве: "Недоуменно рождшая". Это никому не было дано понять. Материнства в его обычном понимании здесь не было, а произошло Таинство соединения Бога с человеком, всем человечеством. Женского здесь не было, а было лишь чистое Девство - абсолютное, небывалое, Святое Девство. Так какая же у Него, Божественного Младенца, национальность? Какая может быть национальность у Бога, у Духа Святого? Да, у него были братья и сёстры, но это дети от прежнего брака Иосифа, а не от Марии. Вот и отношения с родными, со всем семейством у Него были не обычные, трудно назвать их человеческими в традиционном смысле. Они были богочеловеческими. Для иудеев Он был Галилеянин, провинциал, чужой (это очень хорошо понимаешь, побывав здесь и ознакомившись с историей взаимоотношений древних племён, всегда отличавших своих по принципу землячества). Он был не просто Странник, говоривший на галилейском диалекте. Он был чужим по духу, и эта чуждость была более значительного, космического свойства, и судить о Нём по человеческим понятиям и меркам нельзя.

Ещё в двенадцатилетнем возрасте, попав с родителями на праздник в храм Иерусалимский, Он восхотел остаться в нём, зная, что здесь, в доме мудрости, Он более Свой, нежели в родительском доме. Он и остался там, беседуя со старцами. И когда родители, узнав о пропаже Сына, вернулись с полпути и увидели Его, рассуждающего на равных с убелёнными сединой старцами, они, конечно же, изумились и попросили идти с ними домой. Он не хотел, зная, что в Храме Божием Его духовный дом, и лишь настойчивые мольбы родителей заставили Его вернуться домой. Увели оттуда, куда Он будет всю жизнь возвращаться, дабы окончить дни Свои близ Иерусалима на Кресте...

Итак, единственное, что привязывает Его к национальному, - это место рождения и сам народ, из лона которого вышло Святое Семейство, что, конечно же, совсем немало, в этом-то и есть одна из величайших заслуг еврейского народа перед человечеством, - именно они, а не кто-то другой, подготовили почву для Рождения Спасителя. Именно они стали первым возлюбленным народом Единого Бога, из лона которого вышла Богоматерь - столь чистое и светлое Создание, что Бог избрал Её, дщерь иудейскую (а не самарянку, к примеру, не римлянку), как священный сосуд Духа Святого и Боговоплощения.

Да, почву они подготовили превосходно, но родился совсем не Тот, кого ожидали в Иерусалиме. Пришёл Некто, настолько для них чужой и пугающий своей чужеродностью, неотмирностью, космической всечеловечностью, что они предпочли Его распять и за это поплатиться изгнанием из Палестины, предпочли отвергнуть Его, не признать своим, родовым. Он - Всечеловек, у Него нет нации, а Святая Дева Мария - это Божественный, избранный Богом сосуд. Сосуд этот - Купина Неопалимая, и Божественный огонь вышел из него в мир Сам, по Своей Божией воле.

Нет, национальных признаков в Христе нельзя обнаружить. И для чего Бога, Всечеловека привязывать к конкретной нации, т.е. к зависимости от земного? Это совершенно нелогично. Только потому я поднял здесь этот вопрос, что, быть может, не одного меня он волнует. Есть некая и горькая несправедливость по отношению к Господу в этой кровной привязке. Кровь Его пролилась не за родовое, а за духовное, общемировое, если угодно, - вселенское единство. Недаром Он Сам о Себе говорил: "Царство Мое не от мира сего..." (Ин. 18, 36).

Но при всем том явился Он именно в этот греховный мир, чтобы спасти его. И явился вот здесь, в этой самой пещерке пастухов…

Вот эта серебряная звезда, словно отражение той, небесной. Она указывает место, где, по преданию, родился Младенец. Вот каменные вырубленные в скале ясли, где Он, сияющий, покоился по Рождестве Своём и куда, вероятно, положили свои дары волхвы, приветствуя Его появление в мир. Здесь, как и в Храме Гроба Господня, всё подлинное, почти не тронутое временем и резцом. Тёмные камни пещеры, простые, выдолбленные в скале ясли - всё это, конечно, изукрашено золотом, серебром, лампадами, иконами, но само это место, сами-то камни - подлинны и, будучи роскошно обрамлены, только сильнее подчёркивают свою неподдельность. Вот ради этих камней и стоило добираться сюда через пространство и время...

 

Вифлеем

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU