Наконец вы обошли весь величественный храм Рождества Христова с его колоннадами, мозаиками,
иконами, и подошла очередь спуститься в Святая Святых этого храма - в пещеру Рождества. Ради этого вы
и прибыли сюда, в Вифлеем, где две тысячи лет назад родился Господь.
Но прежде я рискну поделиться с вами своими мыслями. Дело в том, что за простотой и даже детской доверительностью
евангельского рассказа о Рождестве Богочеловека как-то забывается один из поразительнейших, на мой взгляд,
фактов: кто был по национальности Этот Младенец? Да, мы отлично знаем, что Мать Его была из колена Давидова,
как и положено по пророчеству, но лично меня всегда удивлял и не давал покоя вопрос: какой национальности
Бог? Какая может быть национальность у Богочеловека? Да простят меня те, кого я, возможно, задену прямотой
и наивностью, делясь здесь своим пониманием этого вопроса. Но поверьте, сам по себе он для меня не так
уж много и значит. Ведь речь-то идёт не о человеке, а о Боге, которому постоянно почему-то приписывается
человеческое.
Итак, что мы знаем из Писания о Зачатии и Рождении Его? Только то, что на Чистейшую из Дев иудейских
сошёл Дух Святой и произошло чудо - Она ощутила в себе присутствие Младенца. Престарелый Иосиф относился
к Марии, как к дочери, это понятно из Евангелия и недоумённого вопроса самой Марии к Архангелу, принёсшему
Ей Благую Весть: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел
сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим" (Лк. 1, 34-35). Вчитаемся в этот ответ: не мальчик, не ребёнок, а - "рождаемое
Святое". Ведь Богородица осталась Девой, значит, генетический, наследственный код так и не был востребован
и приведён в действие, женское в Деве не было затронуто. Про Неё сказано в молитве: "Недоуменно рождшая".
Это никому не было дано понять. Материнства в его обычном понимании здесь не было, а произошло Таинство
соединения Бога с человеком, всем человечеством. Женского здесь не было, а было лишь чистое Девство
- абсолютное, небывалое, Святое Девство. Так какая же у Него, Божественного Младенца, национальность?
Какая может быть национальность у Бога, у Духа Святого? Да, у него были братья и сёстры, но это дети
от прежнего брака Иосифа, а не от Марии. Вот и отношения с родными, со всем семейством у Него были не
обычные, трудно назвать их человеческими в традиционном смысле. Они были богочеловеческими. Для иудеев
Он был Галилеянин, провинциал, чужой (это очень хорошо понимаешь, побывав здесь и ознакомившись с историей
взаимоотношений древних племён, всегда отличавших своих по принципу землячества). Он был не просто Странник,
говоривший на галилейском диалекте. Он был чужим по духу, и эта чуждость была более значительного, космического
свойства, и судить о Нём по человеческим понятиям и меркам нельзя.
Ещё в двенадцатилетнем возрасте, попав с родителями на праздник в храм Иерусалимский, Он восхотел
остаться в нём, зная, что здесь, в доме мудрости, Он более Свой, нежели в родительском доме. Он и остался
там, беседуя со старцами. И когда родители, узнав о пропаже Сына, вернулись с полпути и увидели Его,
рассуждающего на равных с убелёнными сединой старцами, они, конечно же, изумились и попросили идти с
ними домой. Он не хотел, зная, что в Храме Божием Его духовный дом, и лишь настойчивые мольбы родителей
заставили Его вернуться домой. Увели оттуда, куда Он будет всю жизнь возвращаться, дабы окончить дни
Свои близ Иерусалима на Кресте...
Итак, единственное, что привязывает Его к национальному, - это место рождения и сам народ, из лона
которого вышло Святое Семейство, что, конечно же, совсем немало, в этом-то и есть одна из величайших
заслуг еврейского народа перед человечеством, - именно они, а не кто-то другой, подготовили почву для
Рождения Спасителя. Именно они стали первым возлюбленным народом Единого Бога, из лона которого вышла
Богоматерь - столь чистое и светлое Создание, что Бог избрал Её, дщерь иудейскую (а не самарянку, к
примеру, не римлянку), как священный сосуд Духа Святого и Боговоплощения.
Да, почву они подготовили превосходно, но родился совсем не Тот, кого ожидали в Иерусалиме. Пришёл
Некто, настолько для них чужой и пугающий своей чужеродностью, неотмирностью, космической всечеловечностью,
что они предпочли Его распять и за это поплатиться изгнанием из Палестины, предпочли отвергнуть Его,
не признать своим, родовым. Он - Всечеловек, у Него нет нации, а Святая Дева Мария - это Божественный,
избранный Богом сосуд. Сосуд этот - Купина Неопалимая, и Божественный огонь вышел из него в мир Сам,
по Своей Божией воле.
Нет, национальных признаков в Христе нельзя обнаружить. И для чего Бога, Всечеловека привязывать к
конкретной нации, т.е. к зависимости от земного? Это совершенно нелогично. Только потому я поднял здесь
этот вопрос, что, быть может, не одного меня он волнует. Есть некая и горькая несправедливость по отношению
к Господу в этой кровной привязке. Кровь Его пролилась не за родовое, а за духовное, общемировое, если
угодно, - вселенское единство. Недаром Он Сам о Себе говорил: "Царство Мое не от мира
сего..." (Ин. 18, 36).
Но при всем том явился Он именно в этот греховный мир, чтобы спасти его. И явился вот здесь, в этой
самой пещерке пастухов…
Вот эта серебряная звезда, словно отражение той, небесной. Она указывает место, где, по преданию,
родился Младенец. Вот каменные вырубленные в скале ясли, где Он, сияющий, покоился по Рождестве Своём
и куда, вероятно, положили свои дары волхвы, приветствуя Его появление в мир. Здесь, как и в Храме Гроба
Господня, всё подлинное, почти не тронутое временем и резцом. Тёмные камни пещеры, простые, выдолбленные
в скале ясли - всё это, конечно, изукрашено золотом, серебром, лампадами, иконами, но само это место,
сами-то камни - подлинны и, будучи роскошно обрамлены, только сильнее подчёркивают свою неподдельность.
Вот ради этих камней и стоило добираться сюда через пространство и время...