Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Январь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Счёт тысячелетий

Николай Михайлович КОНЯЕВ

Борис Семёнов. Георгиевский собор в Старой Ладоге

 

  В студенческие годы в конце шестидесятых - начале семидесятых годов мне казалось, что дожить до 2000 года не удастся, потому что всё, что окружало нас в те годы, совершенно не соответствовало тысячелетнему масштабу.

Но дожили… Наши чувства мельче, чем календарные даты, и чтобы не ощущать дискомфорта, ничтожности современной цивилизации, мы как бы и не вспоминаем, на каком временном рубеже живём… Не может ведь быть, что набившее уже всем оскомину "поколение пепси" - это и есть поколение третьего тысячелетия…

Но, может быть, так было всегда? И сами понятия тысячелетий достаточно условны? Нет… Мы знаем, что события двухтысячелетней давности изменили души людей. В мир пришёл Спаситель, принёсший Новый Завет. Началась новая эра в человеческой истории.

Как это сказал Иоанн Златоуст?

"Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь, когда закон перестал действовать, они настаивают на том, чтобы соблюдать его. Что может быть жалче людей, которые раздражают Бога не только преступлением закона, но и соблюдением его?"

А ещё через тысячу лет произошло другое великое событие - Крещение Руси.

Часть этих событий сохранилась в русском героическом эпосе, в созданных нашим народом былинах о богатырях Святогоре, Илье Муромце и равноапостольном князе Владимире.

Он явился в нашей истории в те времена, когда Русь ещё не была государством, когда её ещё предстояло разбудить для истории.

Как свидетельствуют археологические раскопки, поначалу князь Владимир пытался сделать единой государственной религией языческое многобожие.

Он установил тогда на горе, невдалеке от теремного дворца, шесть кумиров, которые почитались различными славян- скими племенами и были свезены в Киев не столько как боги, сколько как представители соответствующих родов и племён, объединённых под властью киевского князя.

По сути, устроенный на холме рядом с княжеским теремом пантеон был прообразом нынешнего Совета Федерации… Главной функцией его было - представительство родов и племён.

Но, хоть и разумен был экуменический замысел князя, языческий пантеон не сумел объединить славянские племена. Племенные божки, собранные вместе, окончательно утратили, как любят говорить сейчас, "легитимность" и превратились в народном сознании лишь в обозначение высших сил. Князь и весь народ искали познания Истинного Бога.

Обитатели пантеона, устроенного князем Владимиром, превратились в сновидение народа, тело которого охвачено предгосударственным томлением, а душа - предощущением познания Бога Истинного.

И наконец наступило 1 августа 988 года - не просто Крещение Руси, но её Рождение… В водах Днепра родилось Русское государство.

Не язычество, а христианство разбудило Русь для истории.

Православие для нас - это наша вера и наша государствообразующая сила.

Православие сформировало язык нашего народа и его национальный характер, определило законы нашего государства и его культуру.

По Промыслу Божию пути спасения и устроения русским человеком своей души шли параллельно с путями спасения и устроения государства. Князь Владимир, как и подобает мудрому государственному мужу, угадал устремление народной души, правильно определил стратегию духовного развития русского человека…

На рубеже тысячелетий русские богатыри взваливали на свои могучие плечи тяготы строительства и защиты Древней Руси.

Пришли в 992 году печенеги из-за реки Сулы. На реке Трубеже русский богатырь одолел печенегского силача, и это предопределило исход битвы, а на месте сражения заложили Переяславль, что значит переять, перенять славу у печенегов.

В 1000 году отражением нападения печенегов на Киев руководил богатырь Алёша Попович. Этим же годом летопись отмечает кончину легендарного богатыря Рагдая Удалого, "ходившего на триста воинов". Вот имена других богатырей былинного времени, сохранённые летописью: Ян Усмович (кожевник) и Андриха Добрянков. В 1001 году они отражают нападение кочевников.

Но с этих времён всё чаще и чаще появляются на страницах наших летописей имена русских святых. И такое возникает ощущение, что сила наших богатырей к ним перетекает. Русские богатыри становятся святыми. Не случайно ведь это.

Подобно русскому богатырю, перенявшему славу у печенегского силача на реке Трубеже, русские святые перенимают духовную силу у былинных богатырей, и теперь они несут на своих плечах тяжесть строительства государства и, наполняя духовной энергией время, превращают его в историю.

Впереди этой дивной небесной дружины святых князей - святой благоверный князь Александр Невский…

Выверяя тысячелетним масштабом нашу историю, яснее видишь то, что явил Промысл Божий о нашей стране, то, чего Бог ждёт от Руси и русских людей.

Узловые и в духовном, и в политическом плане события происходили на северо-западе Руси. Невская битва была не просто победой, а явленным Господом чудом, свидетельствующим, что страна сохранится по воле Божией, что Русь нужна Богу и Он возродит её в новой силе и славе… И отнюдь не случайно этот небесный знак обетования Московской Руси, идущей на смену Руси Киевской, был явлен именно на невских берегах.

Александр Сергеевич Пушкин написал о Петре I: "На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн". В нашем сознании сложилось довольно устойчивое убеждение, будто всё Приневье и Приладожье в допетровские времена представляло собою неведомую и чуждую Православной Руси территорию. И вот что странно… Казалось бы, никто не скрывает того неоспоримого факта, что здесь, в Приладожье, находилась первая, самая древняя столица Руси - Старая Ладога.

Все мы знаем, что свет Православия воссиял над Ладогой задолго до Крещения Руси, и отсюда, из древнего уже тогда Валаамского монастыря, отправился крестить язычников в Ростов Великий преподобный Авраамий.

Как вы помните, он крестил их вместе с сыном равноапостольного князя Владимира князем Борисом, ставшим вместе со своим братом Глебом первыми канонизированными нашей Церковью русскими святыми.

Этих фактов никто не опровергает, они как бы отодвинуты на периферию общественного внимания.

Едва ли это справедливо. И дело тут, разумеется, не в каком-то там северо-западном патриотизме… Нет… Но нам всем необходимо осознать тот простой и непреложный факт, что Приневье и Приладожье - не окраина нашей страны, а один из важнейших духовных центров её.

Именно здесь находится та незримая, но реально существующая точка опоры всей духовной истории нашей страны, применяясь к которой разворачивали нашу историю и святой благоверный князь Александр Невский, повенчавший Русь со степью, и Петр I, превративший Святую Русь в Российскую империю.

Знаками, обозначающими Приладожье как духовный центр Святой Руси, были и те величайшие события нашей духовной истории, которые происходили здесь.

Прошлый год был знаменательным для нас возвращением в Россию Тихвинской иконы Божией Матери. Как благая весть пришла эта икона из Константинополя на Русь в 1383 году.

Всего три года прошло тогда после Куликовской битвы, и икона как бы знаменовала начало нового этапа в истории нашей православной страны. Именно образ благоверного служения и позволил потомкам Александра Невского столь успешно продолжить своё дело собирания и соединения Руси. В этом заключается духовный смысл явления на Руси Чудо- творной иконы Тихвинской Божией Матери, благой вести…

И не случайно эта весть была явлена Руси именно в небе над Ладогой, в его евангельски чистом пейзаже…

Помимо великого множества чудес, совершённых Тихвинской иконой, есть у неё одно удивительное свойство. Образ этот, как свидетельствует его история, всегда уходит из тех мест, где нет христианской любви.

Именно поэтому икона ушла в XIV веке из Константинополя, именно поэтому она ушла из России в начале ХХ века.

И вот теперь, в XXI веке, икона снова вернулась к нам…

Нам трудно, конечно, поверить, что у нас сейчас стало больше любви. Но возвращение Тихвинской иконы - это свидетельство того, что мы всё-таки сумеем преодолеть рознь, столь гибельную для нашей православной страны. И, конечно же, возвращение Тихвинской иконы Божией Матери - это призыв к нам, чтобы мы смогли подняться над своей сиюминутной выгодой и мелочными расчётами, смогли стать подлинными строителями третьего тысячелетия русской истории.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU