20
декабря 2005 года писателю Петру Георгиевичу ПАЛАМАРЧУКУ исполнилось бы 50 лет. († 14 февраля 1998г.)
За свою недолгую жизнь он успел многое. В России и за рубежом было издано более десятка его книг:
"Един Державин", "Ключ к Гоголю", "Ивановская горка", "Козацкие могилы", "Москва или Третий Рим", "Крестный
путь Русской армии генерала Врангеля" и другие. В отечественной и зарубежной периодике было напечатано
более двухсот его художественных, публицистических и критических произведений. В творчестве этого самобытного,
истинно русского писателя удачно соединились художественное мастерство, сказительский дар и объективность
летописца. Венцом его творческого пути стал легендарный труд "Сорок сороков" - уникальная летопись Москвы
златоглавой, всей её истории. Вот как пишет об этом сам Пётр Георгиевич, избегая местоимения "я" и упоминая
о себе как бы вскользь, в третьем лице:
"Мечта составить список "всех московских церквей" владела не одним десятком душ на протяжении десятилетий.
Нам известно полдюжины более или менее завершённых попыток такого предприятия и множество оставленных
без окончания. Тем не менее данная работа сделана самостоятельно и лишь после того сверена со всеми
доступными существующими печатными и рукописными аналогами, что дало возможность при сопоставлении более
точно выверить данные".
Первый повод к началу собирательского труда дал составителю его добрый приятель Алексей Булатов, подаривший
в 1975 году ксерокопию перечня храмов с адресами из справочника "Вся Москва на 1916 г.". Великим постом
ему захотелось обойти хотя бы все монастыри Москвы, и в Алексеевской обители он встретился с замечательным
двенадцатилетним мальчиком, удивительно много неизвестного рассказавшим ему о московской церковной старине.
Затем начались следующие друг за другом счастливые совпадения, когда вовремя находится нужная книга
или кто-то невзначай рассказывает точно ложащуюся в строку историю, откуда-то "сами собою" появляются
тщетно разыскивавшиеся прежде сведения и появляется свободное время для поисков в городе на местности.
Пётр Георгиевич, отведя себе в созданной им истории всех московских храмов скромную роль "автора-составителя",
не просто свёл воедино все существовавшие до него историко-описательные рассказы. Поражают масштаб его
собственных поистине энциклопедических знаний и совершенное владение словом писателя-историка, позволившее
ему создать труд беспримерный и вдохновенный, пользующийся любовью читателей и в наше время.
Пётр Паламарчук, благодаря православному мироощущению, сумел найти ключи к творчеству глубоко почитаемого
им писателя Николая Васильевича Гоголя. Понятия "соборность" и "общее дело" были для Петра Паламарчука
не пустым звуком. Принадлежа к элитарной семье (внук маршала, сын капитана 1 ранга, героя, потопившего
в Великую Отечественную войну немецкий эсминец), выпускник МГИМО Пётр Паламарчук мог бы найти себе массу
развлечений в компании "золотой" молодёжи. А он, вместо этого, ходит по московским улочкам и дворам,
расспрашивает старожилов, собирая дополнительные сведения к уже известным фактам, проводит долгие архивные
разыскания. Красивый, общительный, широкий по-русски, он привлекает многих и многих в помощь себе -
ведь им движет одно стремление: ВОСКРЕСЕНИЕ ЖИВОГО ОТЕЧЕСТВА, а это возможно только общими усилиями.
Ставший легендарной личностью, Пётр тем не менее остаётся в памяти близких и друзей живым человеком,
чуждым каких бы то ни было сверхъестественных черт:
"Как-то он пришёл в "Литературную газету", - вспоминает критик Павел Басинский, - с причудливо вырезанной
палкой, уже смертельно больной, большой, бородатый, весёлый и говорливый. Говорят, что он не чуждался
дружеских писательских пирушек в ЦДЛ, был "своим парнем". Но вдруг, где-нибудь во французском посольстве,
мог озадачить посла своим чистейшим французским языком… Да - такой. Наш миссионер".
В своём Поминальном слове от 17 февраля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II сказал так: "То, что в Москве в последнее десятилетие восстановлены сотни разрушенных в годы лихолетья
храмов, есть труд и автора этой книги". Первосвятитель назвал раба Божия Петра "православным христианином
с глубокой, обретённой в юности и пронесённой через всю жизнь верой в Господа и Святую Его Церковь".
И, конечно, не случайно в день отпевания Петра Георгиевича, в момент выноса гроба из храма, зазвонили
колокола многих московских церквей - так прощалась с ним Первопрестольная и благодарила за незабвенную
любовь к её святыням… Ведь писал он "Сорок сороков" ради прославления Москвы, без которой не было бы,
нет и не может быть России. Причём творилась история московских храмов в самое неподходящее для этого
время, когда церковная тема была под запретом, и тех, кто занимался ею всерьёз, "приглашали" на Лубянку.
Но так уж устроен русский гений, создающий шедевры в режиме наибольшего неблагоприятствования. В середине
восьмидесятых, когда был закончен в рукописи его подвижнический труд, ещё не грезились ни восстановление
храма Христа Спасителя, ни повсеместная реставрация уцелевших церквей. Все четыре тома "Сорока сороков"
пришлось тайно переправлять за рубеж, и при содействии единомышленников выпускать книгу в свет под псевдонимом
Семён Звонарёв, в котором был прозрачный намёк на фамилию автора: южнорусское "паламарь" значит "звонарь".
Предчувствуя свой скорый уход в мир иной, Пётр Паламарчук завещал своим последователям: "Автор рассматривает
свою работу именно как составительскую и обращается с просьбой включиться в неё в будущем всем, кому
что-либо известно о трагически-славной истории "Сорока сороков"…"
Пётр не дожил до возрождения многих разрушенных храмов столицы, об утрате которых так скорбела его
душа. Не застал он, увы, и невиданного по размаху строительства в Москве новых церквей, в том числе
и собора Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове - храма, задуманного как памятник Тысячелетию Крещения
Руси. Не дожил, но, водимый Промыслом Божиим, посвятил свой духовный труд ВТОРОМУ ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПРАВОСЛАВИЯ
НА РУСИ, веруя в близкое возрождение своего поруганного Отечества.
Русский человек не мог и помыслить уклада своей жизни без храма. Это и воспринял своим творческим
духом наш современник, летописец Пётр Паламарчук, это и стало закладным камнем главного труда его жизни,
недаром ему было дано имя Пётр, что означает "камень".
Бывают поразительные совпадения: Марина Цветаева, столь же беззаветно любившая Россию и золотую её
сердцевину - Москву, словно бы ему, Петру, провидчески посвятила строки:
…И все сорок - чти -
Сороков церквей.
Исходи пешком -
молодым шажком! -
Всё привольное
Семихолмие.
Исходил. Под конец жизни уже немолодым шагом, неся тяжкий крест болезни. И ушёл сразу, как только
осуществил мечту всех живших до него ревнителей исторической памяти. Передал будущим поколениям святой
град Москву, самую её душу подарил всем нам.
Вечная, светлая память ему!