Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Декабрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Летописец живого Отечества

Марина Александровна АНАШКЕВИЧ

20 декабря 2005 года писателю Петру Георгиевичу ПАЛАМАРЧУКУ исполнилось бы 50 лет. († 14 февраля 1998г.)

За свою недолгую жизнь он успел многое. В России и за рубежом было издано более десятка его книг: "Един Державин", "Ключ к Гоголю", "Ивановская горка", "Козацкие могилы", "Москва или Третий Рим", "Крестный путь Русской армии генерала Врангеля" и другие. В отечественной и зарубежной периодике было напечатано более двухсот его художественных, публицистических и критических произведений. В творчестве этого самобытного, истинно русского писателя удачно соединились художественное мастерство, сказительский дар и объективность летописца. Венцом его творческого пути стал легендарный труд "Сорок сороков" - уникальная летопись Москвы златоглавой, всей её истории. Вот как пишет об этом сам Пётр Георгиевич, избегая местоимения "я" и упоминая о себе как бы вскользь, в третьем лице:

"Мечта составить список "всех московских церквей" владела не одним десятком душ на протяжении десятилетий. Нам известно полдюжины более или менее завершённых попыток такого предприятия и множество оставленных без окончания. Тем не менее данная работа сделана самостоятельно и лишь после того сверена со всеми доступными существующими печатными и рукописными аналогами, что дало возможность при сопоставлении более точно выверить данные".

Первый повод к началу собирательского труда дал составителю его добрый приятель Алексей Булатов, подаривший в 1975 году ксерокопию перечня храмов с адресами из справочника "Вся Москва на 1916 г.". Великим постом ему захотелось обойти хотя бы все монастыри Москвы, и в Алексеевской обители он встретился с замечательным двенадцатилетним мальчиком, удивительно много неизвестного рассказавшим ему о московской церковной старине.

Затем начались следующие друг за другом счастливые совпадения, когда вовремя находится нужная книга или кто-то невзначай рассказывает точно ложащуюся в строку историю, откуда-то "сами собою" появляются тщетно разыскивавшиеся прежде сведения и появляется свободное время для поисков в городе на местности.

Пётр Георгиевич, отведя себе в созданной им истории всех московских храмов скромную роль "автора-составителя", не просто свёл воедино все существовавшие до него историко-описательные рассказы. Поражают масштаб его собственных поистине энциклопедических знаний и совершенное владение словом писателя-историка, позволившее ему создать труд беспримерный и вдохновенный, пользующийся любовью читателей и в наше время.

Пётр Паламарчук, благодаря православному мироощущению, сумел найти ключи к творчеству глубоко почитаемого им писателя Николая Васильевича Гоголя. Понятия "соборность" и "общее дело" были для Петра Паламарчука не пустым звуком. Принадлежа к элитарной семье (внук маршала, сын капитана 1 ранга, героя, потопившего в Великую Отечественную войну немецкий эсминец), выпускник МГИМО Пётр Паламарчук мог бы найти себе массу развлечений в компании "золотой" молодёжи. А он, вместо этого, ходит по московским улочкам и дворам, расспрашивает старожилов, собирая дополнительные сведения к уже известным фактам, проводит долгие архивные разыскания. Красивый, общительный, широкий по-русски, он привлекает многих и многих в помощь себе - ведь им движет одно стремление: ВОСКРЕСЕНИЕ ЖИВОГО ОТЕЧЕСТВА, а это возможно только общими усилиями.

Ставший легендарной личностью, Пётр тем не менее остаётся в памяти близких и друзей живым человеком, чуждым каких бы то ни было сверхъестественных черт:

"Как-то он пришёл в "Литературную газету", - вспоминает критик Павел Басинский, - с причудливо вырезанной палкой, уже смертельно больной, большой, бородатый, весёлый и говорливый. Говорят, что он не чуждался дружеских писательских пирушек в ЦДЛ, был "своим парнем". Но вдруг, где-нибудь во французском посольстве, мог озадачить посла своим чистейшим французским языком… Да - такой. Наш миссионер".

В своём Поминальном слове от 17 февраля 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал так: "То, что в Москве в последнее десятилетие восстановлены сотни разрушенных в годы лихолетья храмов, есть труд и автора этой книги". Первосвятитель назвал раба Божия Петра "православным христианином с глубокой, обретённой в юности и пронесённой через всю жизнь верой в Господа и Святую Его Церковь". И, конечно, не случайно в день отпевания Петра Георгиевича, в момент выноса гроба из храма, зазвонили колокола многих московских церквей - так прощалась с ним Первопрестольная и благодарила за незабвенную любовь к её святыням… Ведь писал он "Сорок сороков" ради прославления Москвы, без которой не было бы, нет и не может быть России. Причём творилась история московских храмов в самое неподходящее для этого время, когда церковная тема была под запретом, и тех, кто занимался ею всерьёз, "приглашали" на Лубянку. Но так уж устроен русский гений, создающий шедевры в режиме наибольшего неблагоприятствования. В середине восьмидесятых, когда был закончен в рукописи его подвижнический труд, ещё не грезились ни восстановление храма Христа Спасителя, ни повсеместная реставрация уцелевших церквей. Все четыре тома "Сорока сороков" пришлось тайно переправлять за рубеж, и при содействии единомышленников выпускать книгу в свет под псевдонимом Семён Звонарёв, в котором был прозрачный намёк на фамилию автора: южнорусское "паламарь" значит "звонарь".

Предчувствуя свой скорый уход в мир иной, Пётр Паламарчук завещал своим последователям: "Автор рассматривает свою работу именно как составительскую и обращается с просьбой включиться в неё в будущем всем, кому что-либо известно о трагически-славной истории "Сорока сороков"…"

Пётр не дожил до возрождения многих разрушенных храмов столицы, об утрате которых так скорбела его душа. Не застал он, увы, и невиданного по размаху строительства в Москве новых церквей, в том числе и собора Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове - храма, задуманного как памятник Тысячелетию Крещения Руси. Не дожил, но, водимый Промыслом Божиим, посвятил свой духовный труд ВТОРОМУ ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ, веруя в близкое возрождение своего поруганного Отечества.

Русский человек не мог и помыслить уклада своей жизни без храма. Это и воспринял своим творческим духом наш современник, летописец Пётр Паламарчук, это и стало закладным камнем главного труда его жизни, недаром ему было дано имя Пётр, что означает "камень".

Бывают поразительные совпадения: Марина Цветаева, столь же беззаветно любившая Россию и золотую её сердцевину - Москву, словно бы ему, Петру, провидчески посвятила строки:

…И все сорок - чти -

Сороков церквей.

Исходи пешком -

молодым шажком! -

Всё привольное

Семихолмие.

Исходил. Под конец жизни уже немолодым шагом, неся тяжкий крест болезни. И ушёл сразу, как только осуществил мечту всех живших до него ревнителей исторической памяти. Передал будущим поколениям святой град Москву, самую её душу подарил всем нам.

Вечная, светлая память ему!

 

Москва

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU