Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Декабрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Наши святые - наши современники

Николай Михайлович КОНЯЕВ

†17 декабря - 500 лет со дня кончины в Чудовом монастыре в Москве святителя Геннадия Новгородского

Он был одним из образованнейших людей своего времени, издал первый полный свод Священного Писания - "Геннадиевскую Библию", создал первую духовную школу в Новгороде. Будучи архиепископом Новгородским, он первым вступил в борьбу со страшной ересью, захватившей сначала умы высшей знати Новгорода, а затем, как заразная болезнь, распространившуюся среди боярства и даже духовенства всех городов Руси.

Во время княжения Ивана III Великого - собирателя русских земель, в 1470 году прибыл из Киева в Новгород иудей Схария - "дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению".

Главным в учении Схарии было не стремление утвердить иудаизм на Русской земле, а осквернить святыни, которым поклонялся русский народ, заставить обманом православного человека поклоняться непристойному.

Отметим, что когда в наши дни оскверняют православные иконы, русскую национальную культуру, русские святыни, то во всём этом видна та же ересь, с которой боролся святитель Геннадий, за что и претерпел множество страданий.

Отрицая основные православные догматы, еретики напоказ ревностно соблюдали все внешние обряды и проникали в высшие структуры Православной Церкви.

Сторонникам ереси удалось возвести на кафедру митрополита Московского своего ставленника архимандрита Зосиму (Брадатого). Этой ересью была заражена и Елена Волошанка, жена наследника русского престола Ивана Ивановича Молодого.

Случайно ли, что распространение ереси достигло своего пика в 1480 году? В том самом году, когда стоянием на Угре завершено было начатое ещё святым Димитрием Донским освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

Святая Русь, которую не удалось сокрушить извне, была близка к внутреннему саморазрушению. Трудами и молитвенными подвигами святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого удалось искоренить эту новую страшную опасность.

И только тогда, когда уничтожена была ересь жидовствующих, псковский игумен Филофей, словно бы подводя итог и определяя направление развития России на будущее, написал: "Москва - третий Рим. Вторым Римом была Византия, но, приняв унию, она изменила христианству и пала. Четвертому же Риму не бывать". И тогда же, в 1507 году, недалеко от впадения Свири в Ладогу, явилась преподобному Александру Свирскому - единственному после праотца Авраама! - Святая Троица.

Мы не дерзнём осмысливать факт явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому в связи с ликвидацией ереси жидовствующих, но твёрдо можно говорить, что о Третьем Риме не могло быть и речи, если бы не удалось победить эту ересь.

И задумаешься, а что было бы с нашей историей, если бы и мы в начале ХХ века сумели победить подобную ересь?

Путешествуя по Приладожью и Присвирью, не раз замечал я, что духовная и национальная идея, которую воплощал преподобный Александр Свирский и его ученики, здесь приобретает неоспоримую конкретность. Этой идеей Святой Руси, в самом прямом, житейском смысле определялась жизнь многих поколений наших прадедов. Поразительно, но Житие преподобного Александра Свирского и его учеников и сейчас для современного учителя может служить практическим пособием, в котором он найдёт ответы на все вопросы, которые встают перед ним в деле нравственного воспитания детей.

Необычайной была сила молитвы святого. Известен такой случай.

Строили мельницу на протоке между двумя озёрами. Когда раскопали перешеек, вода из верхнего (Святого) озера устремилась в нижнее (Рощинское) озеро, напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки. Казалось, что их уже не удастся спасти, но преподобный, помолившись Богу, призвал имя Христа и правою рукою начертал крестное знамение на быстрине вод и - течение остановилось.

В детстве преподобный Александр Свирский, подобно другому великому русскому святому, Сергию Радонежскому, не отличался способностями и отставал в учении от своих сверстников. И тогда на помощь ему тоже пришла молитва:

- Просвети, Господи, ум мой и очи сердечные светом Божества! - молился он и однажды услышал голос:

- Еже просил еси, имаше восприяти!

И всё переменилось с того дня. Скоро он превзошёл всех сверстников в учёбе. "Было же это по смотрению Божиему, - говорится в его Житии, - да не от людей получит познание, а от Бога".

Столь же велика, как и сила молитвы, была и прозорливость преподобного Александра Свирского… Однажды, после освящения построенного в монастыре храма в день Сошествия Святого Духа, богомольцы делали свои пожертвования. Был среди них и Григорий, приехавший в монастырь из Пидьмозера.

Когда преподобный Александр Свирский проходил возле него, Григорий хотел положить свой вклад в фелонь преподобного, но святой оттолкнул его руку.

После службы обиженный Григорий подошёл к преподобному Александру Свирскому и спросил, почему он не принял его приношения.

- Ведь ты меня не знаешь! - сказал он.

- Верно! - ответил святой. - Я тебя не знаю и лица твоего не видел, но рука твоя так осквернена, что от неё смрад идёт. Зачем ты мать свою старую бьёшь?

Великий страх объял тогда Григория, тщательно скрывавшего этот грех. Он попросил наставления, как ему быть, как исправиться. Преподобный посоветовал идти и прежде просить прощения у матери…

Но не менее дивной была и скромность преподобного. Пример величайшего смиренномудрия являет нам он…

Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, к нему пришёл монастырский эконом и сказал, что кончаются дрова и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.

- Я празден... - отвечал преподобный. Взял топор и отправился в лес.

Сейчас слышим мы рассуждения о том, что, дескать, Россия - страна многонациональная и необходимо осторожно говорить о русском патриотизме, о православном воспитании.

Вспомните, какой вой поднялся, когда говорили о включении в школьную программу предмета "Основы православной культуры". Такое ощущение, что разговоры эти как раз для раздувания межнациональной вражды и ведутся. Подлость замыслов псевдозащитников малых национальностей становится особенно очевидной, когда мы обращаемся к русским святым. Среди учеников преподобного Александра Свирского были не только русские, но и карелы, и вепсы, и национальность ничего не значила для них, потому что все они были прежде всего православными, все они были детьми Святой Руси. Вот вам образец решения всех межнациональных проблем.

К сожалению, бесценная нравственная и духовная поучительность жизнеописаний наших святых пока ещё чаще всего недоступна современному читателю. Церковные лавки сейчас заполнены жизнеописаниями наших святых, никак не адаптированными для восприятия современным человеком.

Вот и получается, что наши святые, несмотря на обилие житийных тиражей, оказываются спрятанными от нас в языке и образном строе текстов, пробиться через которые обычному современному читателю трудно.

Образ смиренного, умилительно принимающего все несправедливости человека, которого рисуют эти Жития, хотя и отражает высшую правду христианства, но в восприятии современного, особенно молодого человека, окрашивается в цвета пенсионной жалкости и не вызывает никакого желания сделать этот образ образцом для себя.

И для того, чтобы не допустить подмены высокого православного смирения бессильным соглашательством, необходимо говорить о том, о чём дореволюционные авторы не умели или не считали нужным рассказывать.

Надо говорить о том, что русские святые были лучшими людьми своего времени. Лучшими - и по уму, и по талантам, и по мужественности своей.

Вот, например, Фёдор Колычев в тридцать лет отказался от богатств и почестей и подобно сирому страннику отправился в монастырь. Шаг этот, несомненно, требовал решительности и истинной веры в Бога. Боярин Фёдор Колычев стал иноком Филиппом, потом - митрополитом Московским и мужественно, бесстрашно обличал опричнину, говорил Иоанну Грозному правду.

- Только молчи! - пытался остановить Иоанн Грозный святителя Филиппа. - Одно тебе говорю: молчи, отец святой! Молчи и благослови нас!

- Наше молчание грех на душу налагает и смерть наносит! - ответил святитель.

Чрезвычайно важно сейчас каждому помнить, что Православие - не только для сирых и убогих, что наши святые были самыми сильными и мужественными людьми своего времени.

И именно в этом мы должны уподобиться им. Без сильной воли и решительности идти за Христом вообще невозможно.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU