Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Декабрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Забытая обитель


Алексей Викторович АЛЕКСЕЕВ, археолог

Образ Спаса

  В глухом непролазном лесу у деревни Чигасово обнаружили один из древнейших монастырей Подмосковья, который был основан в эпоху преподобного Сергия Радонежского и славной Куликовской победы. Найти древнюю обитель помогло описание небольшой лесной поляны в урочище "Введеньё", которое сделал в 1879 году священник Георгий Иванович Фивейский.

Именно здесь, в лесном урочище "Введеньё", когда-то располагался Введенский монастырь, история которого уходит в далёкое прошлое. Точная дата возникновения обители неизвестна. Но можно предположить, что строилась она почти одновременно со знаменитым Саввино-Сторожевским монастырём. Первое упоминание о ней мы находим в грамоте, составленной 16 июня 1504 года Великим Князем Иваном III в связи с передачей Звенигородского удела князю Юрию Ивановичу. Это была небольшая скромная пустынь. Учреждение обители приходится на то время, когда русские люди остро чувствовали суетность мирского жития, стремились уходить в монастыри, которые тогда не могли вместить всех, желавших удалиться от мира. Среди самих монашествующих в XIV и XV вв. было сильно стремление к пустынножительству. Они уходили из многолюдных монастырей в уединённые пустыни и скиты, которые возникали в глухих непроходимых лесах. В дебрях леса в молитвенной аскезе отшельники стремились стяжать благодать Божию. Они пробавлялись самой скудной пищей, смирялись и молились. Именно в таких малых обителях, в безмолвии полутёмных монастырских келий, созидалась Святая Русь...

Кресты, найденные при раскопках

Для поисков древнего монастыря мы использовали современные снимки окрестностей Звенигорода с космического спутника. Благодаря им стало возможным найти крохотную полузаросшую поляну среди обширного лесного массива. Добравшись до этого места, мы, к своему удивлению, увидели Введенскую пустошь практически в том самом состоянии, в котором её описал Г.И. Фивейский почти 130 лет назад. Тот же холм, тот же заросший тенистый пруд, холодные надгробные камни...

Местность вокруг монастырских руин необычайно живописна. Поляну окружает стена старого таинственного леса. Это святое место уводит за собой в прошлое, в те времена, когда малиновый звон колоколов Введенского храма разносился на много вёрст окрест, а тихое умиротворяющее пение безвестных иноков разливалось над лесом. Врата обители были открыты каждому паломнику. В церковные праздники к стенам храма стекались десятки богомольцев, и монастырь щедро одаривал их своим духовным богатством. Подле церкви Введения погребали монахов, где-то здесь, под корнями могучих дубов, находятся гробницы основателей монастыря.

Отзвенели монастырские колокола, ушли в мир иной игумены и иноки, обветшал великолепный древний храм. Во время грозненской опричнины обитель захирела и превратилась в погост - церковь с кладбищем. В начале XVII века, в Смутные времена, Введенский погост подвергся разграблению и осквернению. Много страшного тогда произошло здесь - убийства, грабежи, глумления над древними образами. Возродиться из руин после нашествия поляков Введенский храм уже не смог.

Около XVIII столетия на месте сожжённой поляками церкви был поставлен поклонный крест. В конце XIX века здесь возвели деревянную часовню, просуществовавшую до 1920-х годов, когда она была сожжена воинствующими безбожниками.

Память о монастыре жива и сейчас. С древним Введенским погостом связано множество преданий, некоторые из которых удалось записать учёным-этнографам. До сих пор в деревнях Чигасово, Хлюпино и Сальково можно услышать легенды о провалившейся под землю церкви или о старинном колоколе, найденном на месте храма.

Летом этого года, проведя археологические раскопки на месте монастыря, учёные обнаружили большое количество высокохудожественных древних изделий: части окладов икон, церковную утварь, многочисленные надмогильные плиты, удивительный по богатству и красоте набор произведений средневековой христианской металлопластики. Было найдено несколько массивных литых крестов эпохи преподобного Сергия Радонежского. Это довольно крупные складные кресты, которые носили священники. В них хранили частицы Креста Господня либо частицы мощей святых угодников. Известны случаи нахождения таких крестов с сохранившимися внутри реликвиями, залитыми воском.

На некоторых найденных нами крестах образа святых воинов архистратига Михаила, Феодора Стратилата, Дмитрия Солунского, мученика Никиты. Кресты с изображениями покровителей ратного дела, несомненно, принадлежали русским воинам, которые, выполнив свой долг перед Отечеством, на склоне лет уходили в монастыри. Несколько таких нагрудных крестов-мощевиков было найдено при археологических раскопках на Куликовом поле.

На одном из крестов XV века изображён мученик Никита, побивающий беса. Именно в это время св. Никита становится символом освобождения Руси от татарского ига.

Интереснейшая коллекция древних предметов пополнила фонды музея-заповедника г. Пушкина и в ближайшее время будет показана посетителям. На месте монастырского храма летом этого года был водружён новый памятный крест...

Деревня Чигасово

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU