После ХХ века с его большевизмом и нацизмом какой, по-вашему, самой страшной
болезнью может быть поражено человечество?
Н. Руднев, г. Тверь
Самый больной век - не тот, который страдает от заблуждений, но тот, который пренебрегает истиной,
презирает её. За атеизмом, последней из ересей, следует равнодушие или, как теперь говорят, толерантность.
Полное духовное невежество, вольный сон души, всеобщее отупение нравственных способностей, абсолютная
утрата идей, которые человеку жизненно необходимо знать. Религиозный индифферентизм, индивидуализм и
плюрализм, насаждаемые либеральной культурой. Эта страшная система убеждает всех интересующихся религиозными
вопросами людей, что можно обрести вечное спасение, исповедуя какую угодно веру. Таков сегодня символ
веры большинства в Америке и в Европе. И всё чаще можно слышать от христиан, что если бы они родились
в другом месте, они были бы сейчас буддистами или мусульманами. Индифферентизм связан с плюрализмом,
это как бы объективная данность множественного мира, сознающего свою множественность. Происходит такая
приватизация вопросов религии, где каждый избирает себе истину, которая кажется ему наиболее подходящей,
- даже вне зависимости от своей принадлежности тому или иному исповеданию.
После десятилетий государственного атеизма у нас в России эта разрушительная работа ведётся ещё успешней.
С помощью телевидения, спаивания и наркотизации молодёжи воспитывается такое безразличие к жизни, которое
у нас на глазах становится катастрофическим. Всё, как всегда, зависит от Церкви, от Православия. До
тех пор Церковь остаётся столпом и утверждением истины, пока свято хранит целостность своей веры и старается
не допускать среди своих чад этой разорванности сознания. Потому духовный смысл сегодняшней войны заключается
в усилиях врага рода человеческого сделать и православных людей теплохладными.
Теплохладность - это отказ от любви и утрата истины. Мы все помним известные слова Апокалипсиса: "Знаю
дела твои, ты ни холоден, ни горяч, - о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты ни холоден, ни
горяч, извергну тебя из уст Моих". "Извергну тебя из уст Моих"(Откр. 3,15). В Евангелии от Луки, сразу
же после притчи о блудном сыне, Господь употребляет почти те же слова. Он говорит фарисеям, что они
"мерзость перед Богом". Мы должны почувствовать, что означают эти слова: тошнота, рвота, омерзение.
Вы Мне отвратительны, омерзительны, вы вызываете у Меня рвоту. "Я изблюю вас". Вот что такое равнодушие
к истине. Вот почему практический атеизм как будто принадлежащих к Церкви, более чем что-либо другое,
открывает путь сатанизму. Когда общаешься с верующей молодёжью, видишь, как эти неиспорченные души остро
реагируют на формально произносимые святые слова. Среди новых испытаний, в мире, где из-за умножения
беззаконий охладевает любовь, мы призваны явить, что есть подлинная христианская жизнь.
Беда не в том, что демократические СМИ демонизируют Церковь. А в том, что многие люди,
искренне ищущие Бога, поддаются этой пропаганде. Потому что ведь, в самом деле, в Церкви далеко не всё
идеально.
О. Каледа, г. Омск
Многие хотели бы Христа без Церкви. Один батюшка рассказывал не без юмора о споре со своим знакомым,
который, хотя и ходил время от времени в храм, но это не мешало ему без конца критиковать Церковь. Особенно
после того, как его друга, замечательного проповедника, ни за что, как он был убеждён, перевели в глухой
сельский приход. Тот говорит ему: "Христос - да! Христос - это несравненно прекрасней Будды, Христос
- это прекрасней, чем все. Но Церковь!"
- Если бы не было Церкви, ты не узнал бы, что существует Христос. Ведь в начале Церковь состояла только
из тех, кто принял Его слово и старался распространить его и исполнить в жизни.
- Да, да. В начале! Но потом!
- Есть святые.
- Святые да, не спорю, но Церковь!
- Ты не узнал бы святых без Церкви. Они тоже Церковь. И потом догмат Воплощения - Воскресение, Пятидесятница.
Чистоту веры надо было сохранить, как в Ветхом Завете богоизбранный народ сохранил догмат Единого Бога.
- Да, да. Догматы! Но Церковь!
- Без Церкви у тебя не было бы таинств, силы, которую дают таинства, этой живой связи с Богом.
- О да, таинства! Но Церковь!
И в конце батюшка сказал ему: "Но разве твоя вера не была бы слишком лёгкой, если бы в Церкви не было
несовершенств, о которых ты говоришь? А Крест?" "Пожалуй, что так", - вынужден был согласиться критик.
Вот до каких глубин эта тема может идти. Не зря говорят, что самое трудное - не страдать за Церковь,
но страдать от Церкви. Как вы хотите не страдать от недостатков вашей матери - так не бывает.
И ещё. Не забудем никогда, какую войну врата адовы ведут против Церкви. Когда им не удаётся стереть
её с лица земли, они пытаются разрушить её изнутри. Сколько раз говорили наши враги, что Церковь умирает,
что она скоро исчезнет. И всякий раз она восставала прекрасней, чем прежде. Этой надеждой силы непобедимого
Бога мы призваны в Церкви жить. Видимость происходящего - против нас, но кто может быть против Бога!
Апостол Павел говорит, что Бог - Спаситель всех человеков, наипаче же верных. Святитель
Феофан Затворник не исключает возможность спасения некрещёных и даже неверующих людей. В самом деле,
неужели вы с лёгкостью определите, например, миллиард ныне живущих китайцев во ад? Что Вы думаете о
спасении вне Церкви?
В. Юдин, г. Киев
Что следует сказать тем, кто хочет прийти к Богу, минуя Церковь? Мы слышим этот вопрос постоянно.
Христос - да, Бог - да, но Церковь! Вот что мы должны ответить. Строго говоря, невозможно прийти к Богу.
Бог приходит к нам - не мы к Нему. Не существует пути человека к Богу. Где, куда вы хотите идти? По
луне, по небу? Бог - это бесконечность. И не существует пути к Нему. Он приходит к нам. И Он приходит
Церковью, через Церковь. Христос не существует без Церкви. Нет Христа на земле, предшествующего Церкви.
Мы помним всё исповедание апостола Петра в Кесарии Филипповой. Не существует Божественного откровения
без того, чтобы кто-то его услышал. Откровение - это не громкоговоритель, вещающий в пустыне. Откровение
- это то, когда есть Превечное Слово и есть слушание Слова. Апостол Пётр слушает это Слово и исповедует
Христа, Сына Бога Живаго. И это уже Церковь. Церковь уже присутствует в Кесарии Филипповой. Нет Христа
без Церкви. Христос без Церкви - миф. Так что выражения типа "идти к Богу, восходить к Богу" имеют весьма
относительный смысл. Разумеется, нет оснований соблазняться, когда мы слышим их. Но после беседы с учениками
на Тайной Вечери Христос не говорит: "Идите к Богу, восходите к Богу". Он говорит: "Восхожу к Отцу Моему"(Ин.20,17).
Он - Превечное Слово. И Он говорит далее: "Отец и Я придем к вам, и обитель у вас сотворим". Отец и
Сын приходят к нам, и вся Троица. Сын посылает нам Духа Святого, от Отца исходящего.
Путь спасения - путь сверху вниз. Это кенозис, Божественное истощание. Бог приходит, Бог смиряется.
И Церковь - путь, которым Бог соединяется с нами. Так что любить Церковь, значит любить Бога, идущего
к нам. Вот почему тот, кто по своей вине не хочет знать Церковь, (подчеркнём - по своей вине, то есть
свободно и сознательно уклоняется от поиска истины), кто не признаёт Церковь, - тот вне спасения.
Это не означает, что миллиард китайцев, которые вне Церкви, - не спасены. Это означает, что если они
спасены, то спасены Церковью, которую они не знают. Вне Церкви нет спасения. В Синаксарии в Неделю о
Страшном Суде рассказывается, что преподобному Макарию Великому было видение в пустыне духа языческого
жреца, пребывающего в огненных муках, в беспросветном мраке. На вопрос преподобного, бывает ли для них
когда какое-либо облегчение, тот ответил: "Когда вы совершаете бескровную жертву, мы начинаем понемногу
видеть друг друга". Чтобы приносилась эта бескровная жертва, мы должны хранить в неповреждённости учение
Церкви. Как говорит святитель Ириней Лионский: "Наше учение согласно с Евхаристией, а Евхаристия, в
свою очередь, подтверждает наше учение". Так что если болит у нас о ком-то сердце - о близких наших,
не пришедших к Церкви, о миллиарде китайцев - самое большое, что мы можем сделать для них - хранить
в чистоте нашу веру и жизнь по вере.
Вне Церкви нет спасения. Это не значит, что вне Церкви вы обязательно погибнете. Это значит, что вы
можете спастись, если будете стараться жить, повинуясь совести и ища ответа на глубинные вопросы жизни
и смерти. Но спасает вас Церковь. Как говорит апостол Пётр: "Крещение есть обещание Богу доброй совести,
которое спасает нас Воскресением Христовым".
Иначе говоря, если не было бы Церкви, не было бы спасения. Человек создан для спасения. Спасение -
это наша вечная судьба.