История Царского серебряного колокола связана с важнейшим событием, произошедшим
17 октября 1888 года.
В этот день Император Александр III вместе со всей своей семьёй и сопровождающими лицами возвращался
на поезде из Крыма. Внезапно в семи верстах от станции Борки Харьковской губернии поезд, шедший со скоростью
более 60 вёрст, сошёл с рельсов. Вагон, где ехала Царская Семья, скатился с насыпи, стены его разломились,
крыша упала на пассажиров.
Под обломками этого вагона погибли 21 человек, 24 тяжело ранены, двое из которых потом умерли. Но
случилось чудо - из членов императорской семьи никто серьёзно не пострадал. Царь-богатырь держал крышу
на своих плечах до тех пор, пока все, кто был жив, не покинули вагон.
Событие это вызвало в России восторг по случаю спасения императорской семьи и вскоре был организован
специальный комитет для сбора пожертвований, решено построить храм Христа Спасителя в русско-византийском
стиле недалеко от места катастрофы, а напротив него часовню Нерукотворного Спаса.
Духовенство Харьковской епархии решило в честь этого события отлить колокол из чистого серебра весом
в 10 пудов, о чём архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий сделал представление обер-прокурору Святейшего
Синода с просьбой исходатайствовать разрешение Александра Ш для исполнения этого замысла.
Была сочинена надпись, которая должна была появиться на колоколе: "Сей серебряный колокол сооружён
в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения 17 октября 1888 года
от смертельной опасности, при крушении поезда близ города Харькова железнодорожного поезда Государя
Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Фёдоровны и Августейших детей их - Наследника
Цесаревича Николая Александровича, Великих Князей - Георгия и Михаила Александровича и Великих Княжён
- Ксении и Ольги Александровны".
На колоколе предполагалось разместить и портреты чудесно спасённых, но Александр Ш велел вместо портретов
поместить инициалы.
По замыслу колокол должен был висеть на особом кронштейне на наружной стене колокольни харьковского
Кафедрального собора, обращённый на запад к Линии Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Ежедневно
в первом часу дня, т.е. в самое время свершения чуда спасения императорской семьи, предполагалось звонить
в этот колокол в продолжении пяти минут, чтобы каждый русский человек, услышавший этот звон, перекрестился
с чувством благодарности Богу.
Деньги и лом серебра на отливку необычного серебряного колокола принимали при доме харьковского архиепископа
и во всех приходских храмах епархии. Пожертвования превзошли все ожидания, и за один месяц собрали сумму,
позволившую всенародно объявить, что вес колокола будет не 10, а 20 пудов.
Серебряный колокол отлили 5 июня 1890 года в г. Харькове на заводе П.П. Рыжова, а 14 октября 1890
года торжественно подняли и укрепили на первом этаже соборной колокольни в специально изготовленной
для него часовне. Звонили в Царский колокол ежедневно. Он стал достопримечательностью Харькова. После
революции колокол исчез. Когда и куда он исчез?
На мой запрос в Харьковский музей о судьбе колокола пришёл ответ, что им это неизвестно. Поиски я
не прекращал несколько лет, и помог мне историк В.Ф. Козлов. Он посоветовал просмотреть "Известия Таврического
общественного комитета". Именно там и был ответ на интересующий меня вопрос.
Статья, опубликованная в номере от 30 мая 1917 г., сообщала о съезде иерархов Харьковской епархии.
На нём один из иерархов выступил с заявлением: "Самодержавие пало и вместе с ним должен замолкнуть глас
колокола".
Съезд при этом единодушно постановил: "Царский колокол снять и отправить на Монетный двор, а полученные
за него деньги пожертвовать на призрение детей-сирот Харьковской губернии, чьи отцы погибли в годы Первой
мировой войны". Колокол был отправлен на переплавку на Монетный двор.
Гибель "Царского" колокола стала предтечей массового уничтожения колоколов в последующие годы.