Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Мытари и грешники

Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА

  †29 ноября 60 г. - 1945 лет назад претерпел мученическую кончину апостол и евангелист Матфей

Грешник, язычник и мытарь (сборщик налогов) в древней Палестине означало одно и то же. Даже разговаривать с ними почиталось грехом. А Господь сказал фарисеям: "Грешники и мытари вперёд вас идут в Царство Небесное" (Мф. 21, 31). Апостол Матфей, призванный к апостольскому служению из мытарей, об этом знал и написал в своём Евангелии. Фарисеи за 2000 лет совершенно не изменились. Они всё так же считают себя праведниками и презирают мытарей и грешников.

Слышал, как "праведники" спрашивали у других апостолов: "Для чего Учитель ваш ест с мытарями и грешниками?" (Мф. 9, 11). Действительно, Господь и у Матфея, и у начальника над мытарями Закхея часто обедал, потому что души мытарей и грешников более способны к восприятию заповедей Божиих, чем души тех, кто считает себя праведниками и даже "учит жить" других. Грешники способны покаяться - грешны ведь, куда деваться? И гордиться им совершенно нечем. Все наши современные монастыри и храмы заполнены такими вот мытарями и грешниками.

Один современный старец, когда мы толпой почему-то лезли к кресту после службы, сказал нам с недоумением:

- Ну что же вы толкаете друг друга, ведь через 5 минут уже никого не будет в храме...

А мы ему в ответ виновато:

- Грешники, батюшка, грешники...

- Да знаю, что грешники, - ответил он, - "праведники"-то дома у телевизоров сидят.

Однажды довелось мне с ныне покойным митрополитом посетить один из храмов его епархии. Храм был ухоженный, отреставрированный. И это - в сельской местности, где и прихожан-то было раз-два и обчёлся, да ещё в начале восьмидесятых, т.е. при пассивно-агрессивном атеизме власти, которая просто душила Церковь огромными налогами, но, правда, в тюрьмы верующих уже не сажала. В том сельском храме нас встретила староста, строгого вида пожилая монахиня. Владыка долго напряженно всматривался в её лицо, а потом сказал:

- А я вас вспомнил. Вы старостой у нас в классе были. И часто меня ругали.

- Ну вот, и на пользу пошло, - строго сказала матушка.

- А потом вы, кажется, в магазине заведующей были? - спросил владыка.

- Да, - всё с такой же суровостью ответила матушка. Больше она ничего не соизволила сказать митрополиту, и он ни о чём её больше не спрашивал.

Понятно, почему у неё всё в таком порядке и денег на ремонт хватило, - она из мытарей, - подумала я и удивилась тому, что наш владыка, перед которым мы все трепетали, как-то заробел рядом с этой суровой монахиней, в прошлом просто заведующей магазином и, конечно, как все мытари, имевшей свои "дополнительные доходы". За это, собственно, мытарей во все времена и презирают "праведники". И ещё за то, что они работают на языческую, оккупационную власть. Но вот вдруг у такого грешного мытаря появляется решимость всё раздать (а у них капиталы немалые), всё оставить (то есть совсем - всё) и следовать за Христом. А потом ещё и мучения претерпеть. Про таких старост "из мытарей" тогда говорили, что они от властей поставлены. Может, и так, но на всё воля Божия. Попробуйте без особой помощи Божией сделать ремонт в храме, даже если у вас деньги есть. Да вас так "закрутит", что на следующий день всё бросите и убежите. А они приходили, оставались на всю жизнь, свои деньги вкладывали и сохранили для нас многие храмы. И они верили в Бога, даже монашеский постриг принимали.

Апостол Матфей сидел "на мытнице" в Капернауме (это, вероятно, было что-то вроде древнего офиса), и вдруг Христос, проходя мимо, сказал ему: "Следуй за Мной". И он, как сказано в Евангелии, сразу всё оставил и последовал. То есть даже минутного колебания у него не было. Из этого видно, что в душе Матфей давно уже хотел оставить это денежное нечистое место и раскаялся в своих грехах. Ему нужно было только призвание Господне, чтобы всё оставить. И Господь его призвал. Он всегда сразу призывает того, в ком видит решимость покаяться и следовать за Ним, потому что Он пришёл на нашу Землю "призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Матфей раздал своё имение нищим и был причислен к ближайшим ученикам Христа, двенадцати апостолам. Как человек грамотный (а их среди апостолов было немного), Матфей записывал проповеди Христовы. Он первый поведал человечеству Нагорную проповедь и заповеди блаженства. Первая из них: "Блаженны нищие духом". Это как первая ступенька, ведущая в Царствие Небесное. Нищими духом были все апостолы, и потому призвал их Господь. Многие нецерковные люди не понимают, что это значит и как это возможно быть нищим духом? Можно только сказать, что это невероятно трудно, но возможно. Что это значит, можно понять только тогда, когда пойдёшь за Христом, а объяснить словами это совершенно невозможно, поэтому Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди ничего не объясняет. И апостол Матфей не объясняет, а просто передаёт сказанное. Вся записанная апостолом Матфеем Нагорная проповедь - это величайшее учение, которое когда-либо слышал мир. И понять это учение можно только если есть в тебе дух Христов. А если ты не любишь Христа, то ты ничего не поймёшь. Слепому ведь не объяснишь, что такое солнечный свет и бесконечное небо над головой.

Апостол Матфей был свидетелем многих чудес, сотворённых Христом, Его страданий, смерти, Воскресения и славного Вознесения на небо. В день Пятидесятницы он принял все дары Святого Духа и восемь лет проповедовал в Палестине. В это время апостол составил своё Евангелие, первое в Новом Завете, написанное в 42 году по Рождестве Христовом, на современном ему арамейском языке. Но первоначальный текст не сохранился до наших времён. Сохранился только греческий его перевод.

Апостол Матфей в своём Евангелии показывает нам Иисуса Христа как долгожданного Мессию, предречённого пророками, как Царя над миром видимым и невидимым, Первосвященника, приносящего Себя в жертву за всех людей.

Бывший мытарь рассказывает нам о том, что сам глубоко усвоил в учении Христа: наследников Царства Небесного отличают смирение и простота, а Церковь Христова - это Царство Божие на земле. Они неразрывно связаны до скончания века.

Святой апостол проповедовал и крестил в Сирии, Малой Азии, Персии и Парфии. Затем отправился в Эфиопию, где многих идолопоклонников обратил к вере во Христа, построил храм, основав Эфиопскую Православную Церковь, одну из самых древних в мире. Она и поныне существует.

Но правитель Эфиопии Фулвиан, исцелённый Матфеем от тяжкой болезни, в награду за это обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить. Святого хотели сжечь на костре, но пламя отступило от него, перекинувшись на языческих идолов и самого Фулвиана. Тогда тот взмолился к Матфею о помощи и по молитве апостола остался невредимым, а святой мученик мирно отошёл ко Господу.

По приказу правителя гроб с телом апостола Матфея бросили в море. Он сказал: "Если Бог Матфеев сохранит тело его в воде, как сохранил в огне, то я уверую в Него". Утром христиане нашли на берегу моря вынесенный волной гроб и с честью похоронили апостола в построенном им храме. А Фулвиан крестился с именем Матфей и позднее стал епископом, возглавив Эфиопскую Церковь. Он тоже, как мытарь, всё раздал и оставил ради Христа.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU