Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Ноябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Последние часы владыки

Николай Михайлович КОНЯЕВ

†2 ноября 2005г. - 10 лет со дня кончины Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

"Еврейская газета", попирая чувства православных, опубликовала статью о презентации новой книги Владимира Ильюшенко "Ксенофобия. Национализм. Фашизм. Лики русского национализма". Что ж, исчерпывающее название - полный набор ярлыков, которые вешают на всех, кому дорога Россия. "Как отдельную (и очень опасную) проблему, - нашёптывает "Еврейская газета", - В. Ильюшенко выделяет то, что некоторые представители РПЦ стали союзниками радикальных националистов… Отдельный очерк посвящён творчеству скончавшегося в 1995 году митрополита С.-Петербургского Иоанна, чьи взгляды, как показывает публицист, находятся очень близко к нацистским".

Подобные высказывания, оскорбляющие выдающегося религиозного писателя, иерарха Церкви и миллионы его прихожан, учеников, последователей - не редкость в наше время разнузданной русофобии. Опровергать их - ниже нашего достоинства.

Через десятилетие после смерти митрополита Иоанна мы всё яснее осознаём высоту его духовных свершений. Об этом рассказывает новая книга нашего постоянного автора - председателя Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николая Коняева, которая вышла в издательстве "Алгоритм". Полное её название: "Документальное повествование о жизненном пути, деяниях и посмертных чудесах высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского".

Публикуем отрывки из заключительной главы книги "Последние дни владыки", рассказывающие о скорбных и символичных событиях десятилетней давности.

В ночь на 2 ноября в келье митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна долго не гас свет.

Уходящий день - 19 октября по церковному календарю - день памяти святого мученика Уара, перенесения мощей преподобного Иоанна Рыльского, день прославления новомучеников Российских, был для владыки хлопотным и беспокойным.

Накануне, по неизвестной причине - её так и не удалось выяснить! - сгорел свечной цех возле семинарии на Обводном канале. Епархия осталась без своих свечей.

В Сорочинске с родителями

Пришло приглашение на презентацию пятилетней годовщины банка "Санкт-Петербург". Нужно было решить - ехать туда или нет. Первый порыв - отказаться от приглашения - вступал в противоречие с доводами рассудка. На презентации будут богатые люди, в помощи которых после разорительного пожара епархия остро нуждалась. Кроме того, владыке сообщили, что на презентации появится и мэр города Анатолий Собчак... Уже два года, после осени девяносто третьего, владыка не мог встретиться с ним. А встреча была необходима, потому что уже два года никак не решался, казалось бы, уже решённый вопрос о возвращении епархии Александро-Невской Лавры.

В этот последний свой день владыка помылся. Переоделся в чистое. Как солдаты или моряки перед последним боем...

С духовным отцом - Митрополитом Мануилом

 

Безусловно, митрополит Иоанн - один из крупнейших церковных писателей двадцатого века. Как отмечал Константин Душенов, митрополит соединил в своих книгах "современную Россию с её многовековой исторической и религиозной традицией". После долгих лет немоты Церкви все услышали, как может говорить пастырь о любви к Богу, Отечеству и Народу.

"Русь соборная" - очерки христианской государственности. "Самодержавие духа" - очерки русского самосознания. "Стояние в вере" - исследование истории церковных расколов. "Голос вечности" - сборник проповедей и поучений. "Одоление смуты" - сборник публицистических статей. Эти работы, составившие объёмистый пятитомник, в основном были написаны митрополитом Иоанном за последние пять лет в Санкт-Петербурге.

2 ноября. 1912-й день митрополита Иоанна в нашем городе. И каждый из этих почти двух тысяч дней был загружен хозяйственной и организационной работой. Не стал исключением и последний день жизни. На три часа дня 2 ноября было назначено епархиальное совещание. В резиденцию митрополита съезжались настоятели Санкт-Петербургских храмов. О том, каким великим внутренним спокойствием и столь же великой внутренней доброжелательностью к людям обладал покойный владыка, знают все, встречавшиеся с ним. И эти свойства души и характера помогали митрополиту Иоанну в его воистину великих свершениях.

За пять лет и три месяца, которые он управлял епархией, возобновлено пять мужских монастырей - Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Коневский Рождество-Богородичный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Большой Тихвинский Успенский и Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне. Незадолго до кончины владыка благословил возобновление Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Стал действующим Введено-Оятский монастырь, учреждены и ещё две женские монашеские общины: Свято-Введенская Корнилиево-Паданская и Свято-Покровская Тервеническая. Число действующих храмов в епархии увеличилось более чем в три раза.

Возобновились богослужения в Казанском, Андреевском, Троице-Измайловском, Петергофско-Петропавловском и Царскосельском Фёдоровском соборах, в старинных церквах святых праведных Симеона и Анны, святого Пантелеймона, Благовещенской, Спасо-Конюшенной, храмах Богоявления Господня и Вознесения Христова... Открылись храмы во многих районных городах, не имевших раньше ни одной действующей церкви, открывались церкви при больницах и тюрьмах. Многие церкви строились заново... В среднем каждый год при митрополите Иоанне открывалось или строилось около двадцати храмов.

С именем владыки Иоанна связано чудесное обретение мощей преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского.

Молился Владыка Иоанн перед тем, как отправиться на презентацию, куда так не хотелось ему ехать.

- Благословите меня... - попросил Владыка у вышедших проводить его к машине домочадцев. И склонил голову. Просьба была столь неожиданной, что все растерялись.

- Господь вам поможет, владыко, - сказала его духовная дочь, - подскажет, что сказать, а про что смолчать...

Видно было, что владыку томят какие-то нехорошие предчувствия... Очень неуютно было, холодно и тревожно. И не только владыке.

- Мы здесь совсем чужие, - сказал, глядя на собравшихся банкиров, приехавший с владыкой протоиерей Павел Красноцветов.

- Если у власти будут такие, как Собчак, - сказал владыка, - России будет совсем плохо. Это люди с двойным дном.

Он произнёс эти слова вслух, но как бы обращаясь к самому себе.

Подобно бедному и назойливому просителю, митрополита томили в каком-то непонятном ожидании в неуютном, продуваемом сквозняками холле "Северной короны". Ждали прибытия Собчака.

Некоторые утверждают сейчас, что подобные Собчаку правители в своей русофобской мелочно-злобной ненависти к России и православию превосходят чекистов, расстреливавших десятками и сотнями русских священников.

Митрополит Иоанн яснее других понимал это...

"... Нынешние реформаторы-экстремисты, унаследовавшие худшие черты террористического "большевистского" самосознания, уже стоившего России невероятных жертв, ведут дело к созданию... чудовищной по своему цинизму системы власти - коррумпированной и бесконтрольной, скрывающей за псевдодемократической риторикой полное презрение к закону".

В холле наступила тишина и стало как будто ещё холоднее. В вестибюле гостиницы появился Собчак. Со своей женой, Людмилой Нарусовой, он шёл навстречу владыке. Супруга его - героиня многочисленных разоблачительных репортажей программы "600 секунд", пристраивалась тогда в депутаты Государственной думы по партийным спискам объединения "Наш дом - Россия".

- Благословите, владыка, - сказала она.

Стоявшие рядом с митрополитом Иоанном вспоминали потом, что когда владыка поднял руку для благословения, возникло такое ощущение, словно он увидел что-то неожиданное. Он смотрел не на Нарусову, не на Собчака, а куда-то сквозь них. Глаза его были широко открыты, и в них застыл ужас. Пальцы его, сжимавшие митрополичий посох, разжались. Владыка, подхваченный сзади келейником Петром, медленно начал оседать, валясь на пол.

Митрополичий посох успела подхватить сопровождавшая его Наталья Александровна, не дала ему упасть. Чета Собчаков, взвизгнув, отскочила от умирающего владыки...

Смерть человеческого тела не является смертью души. Душа продолжает жить, уходя в жизнь вечную. Таким образом, и смерть - это то, к чему человек идёт, забывая порою, куда он идёт на самом деле. И как бы искусно ни притворялся человек, в момент своей смерти он всё равно неизбежно становится тем, кем был на самом деле, потому что невозможно притвориться, вступая в жизнь вечную...


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU