Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Сентябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

  Я читала в одном из писем Пушкина, что Евангелие - книга, которая на много порядков выше всего, что написано на человеческом языке. Когда я впервые открыла его, у меня было именно такое впечатление. Хотя, честно скажу, многое было непонятно. Но самое печальное, сколько я его ни читаю, жизнь моя не меняется. В чём же дело?

С. Ежова, г. Калуга

Евангелие - книга жизни Господа. Она существует для того, чтобы стать книгой нашей жизни. Оно не для того написано, чтобы быть просто понятым, но чтобы приблизиться к нам вплотную и поставить нас на пороге тайны. Оно не для того существует, чтобы быть прочитанным, а чтобы быть принятым нами в себя. Каждое его слово - дух жизни. Лёгкое и свободное, как огонь, оно ищет алчущие и жаждущие души, чтобы воспламениться в них. Исполненное жизни, оно как закваска, которая охватывает всё тесто и заставляет его бродить. Слова обычных человеческих книг постигаются и взвешиваются нашим разумом. Слова Евангелия испытывают нас, и нам надо выдержать это испытание. Мы усваиваем слова обычных книг, слова Евангелия усваивают нас себе.

Слова Евангелия - чудодейственны. Если они не меняют нас, значит, мы не хотим открыть им свою жизнь. Но в каждом слове Господа, в каждой Его притче и примере - громоподобная сила, исцеляющая, очищающая, воскрешающая нас. Условие чтения или слушания Евангелия одно - быть как расслабленный, как сотник - с готовностью немедленно всё исполнить в совершенном послушании. В Евангелии есть места очень таинственные, кажется, абсолютно непостижимые. Мы не знаем, как применить эти слова в нашей жизни. Но есть другие - беспощадно ясные. Если мы будем от всего сердца стараться быть верными тому, что мы понимаем, это приведёт нас к пониманию того, что остаётся таинственно непостижимым. Если мы должны по возможности делать простым то, что нам кажется сложным, это не значит, что нам надо усложнять то, что просто. Когда Христос говорит нам: "Не мсти за себя" или "да будет слово ваше: да, да и нет, нет, а что сверх того, то - от лукавого" (Мф. 5, 37), Он ждёт от нас только послушания. И никакие наши рассуждения здесь не помогут. Нам поможет только, если мы будем стараться хранить в себе - нашей верой и нашей надеждой - слово, которому мы хотим повиноваться. Между ним и нашей волей должен как бы быть заключен договор - Новый Завет жизни.

Кроме того, таинство слова не может быть отделено от всех таинств Церкви. Когда мы целуем Крест и Евангелие после исповеди или когда мы просто берём Евангелие в руки, мы должны сознавать, что в нём обитает Превечное Слово, Которое хочет воплотиться в нас, овладеть нами. Чтобы Его Тело и Кровь соединились с нашей - как это происходит в причастии, Его Дух - с нашим духом, и мы начали жить в другом месте, в другом времени, в другом человеческом общении. Углубить Евангелие таким образом - значит отвергнуться нашей жизни, чтобы принять судьбу, которая только может быть у Самого Христа - по дару Его и Его Евангелия.

Почему различные религиозные традиции представляют одни и те же или сходные символы? Может быть, они исходят из одного общего источника? И смысл всех религий - возвращение разными путями к этому источнику?

А. Грин, г. Омск

Очень знакомая постановка вопроса. Действительно, в символике различных религий много общего. Эти символы основаны на единстве восприятия человеческим духом видимого мира - так что одним и тем же предметам придается одно и то же значение. Возьмите, например, говорят нам, символику чисел. Не случайно, число 7 или число 40 не только в Ветхом Завете или в христианстве играют такую особенную роль. Замечают, что число двенадцати апостолов скрывает смысл числа 12, который существует в учении о знаках зодиака. Некоторые соединяют символику креста в Индии и в христианстве. И точно так же рассуждают о других христианских символах. Белые облачения священнослужителей выражают значение белого цвета, которое можно найти во всех религиях. Сходство очевидно. Таким образом, делают вывод, что христианство представляет собой одну из форм первозданного предания. И в христианстве более всего интересно то, что в нём является общим с другими религиями.

Что можно ответить на это? Христианство вполне признаёт существование естественной символики, связанной с единой религией, то есть таким откровением Бога через видимый мир, который доступен всем людям. Но после грехопадения человека, а также после Вавилонского столпотворения, зеркало истины разбилось на осколки. Таким образом, во всех религиях, кроме Богооткровенной, отражение духовной реальности - не только частичное, но и кривое. Несмотря на некоторое сходство символики христианства с другими религиями, христианство - это совсем другое, отличающееся от всего, что когда-либо знало человечество. Оно - вторжение Бога в историю, радикально новое событие. Если крест имеет для нас исключительное значение, то это в первую очередь не потому, что столь драгоценна его символика. А потому, что на виселице, составленной из двух кусков дерева, был предан смерти Христос. Этот исторический факт - важнее всего. Поскольку эта виселица имела очертания креста, Церковь взяла из естественной символики креста знак четырёх измерений. Это означает, что Крест Христов имеет значение всеобщего искупления. Но эта символика вторична по отношению к историческому факту Боговоплощения. Именно этого значения христианства, как абсолютно нового, совершенно не замечают адепты единой символики и суперэкуменизма. Разве это не удивительно? То, что в христианстве есть осуждение всей истории человеческого греха и заблуждения - для них самое существенное. То, от чего Христос спасает мир Своим Крестом, они утверждают и надеются восстановить.

Что такое эзотеризм? Я слышал, что это разделение людей на духовных и душевных, посвящённых и непосвящённых. Но, кажется, апостол Павел тоже говорит о подобном разделении. И преподобный Силуан Афонский пишет: "Одно дело веровать в Бога, а другое - знать Его".

О. Маслов, г. Тверь

Внутри всякой религии, говорят сторонники этого учения, есть такие таинственные стороны, которые не могут быть переданы сразу новоначальным. Возьмите, например, объяснение Песни Песней в Ветхом Завете. Или пути духовного созерцания в христианстве. С этим невозможно не согласиться. Но речь у нас не идёт о другом учении, а только об углублённом видении той же самой реальности. Знание для апостола Павла есть продолжение веры. Оно проистекает из веры. Ничто так не противоположно христианству, как различение между христианами первого и второго уровня. Потому что крещение - то, что является посвящением. И крещёный знает всё, что он должен знать. Ему не предстоит принять второе посвящение, в котором откроется тайное значение таинств и догматов.

Эзотеризм утверждает, что существует второй, иной, смысл. За пределами разнообразия религий есть сокрытая религия - общая для всех. И знание её и есть посвящение. Именно это мы находим у гностиков, лучше сказать, лже-гностиков первых веков христианства. Гностицизм, вы знаете, от слова "гнозис" - знание. Здесь знание обычное и знание высшее устремлены к разным предметам. Есть, говорят гностики, и в христианстве тайное учение, отличное от всем известного. Это тайное учение не есть христианство, не то, чему учит катехизис. Это новое учение, догматы которого - символы и символические начертания. Чтобы постигнуть их тайный смысл, надо быть посвящённым. И только эта мудрость даёт спасение. Мы должны увидеть, как обманчиво это учение. Оно интересно, потому что говорит о том, что ищущим таинственный смысл вещей может показаться интересным. Оно привлекает, потому что решительно разоблачает материалистические заблуждения, которые являются одной из главных причин распада современного мира. Но если мы вникнем глубже, то увидим, что оно абсолютно несовместимо с христианством. В нём нет того, что является содержанием нашей веры - утверждения абсолютно не сравнимого ни с чем превосходства Воскресения Христова.

Всё рушится, Россия гибнет. Как можно говорить о вере в лучшее будущее?

Н. Турин, г. Орск

Будущее России зависит от того, сколько будет в ней верующих и от глубины их веры. Только так может произойти собирание всех сил, способных осуществить возрождение Отечества. Какие бы ни ждали нас испытания, любящим Бога - тем, кто готов на жертву по дару Христа, - всё содействует во благо. У христианина лучшее всегда впереди. В мире, который знает уже, что он не найдёт решения своих проблем, ни в науке, ни в экономике, ни в искусстве, ни в политике - христиане знают, что является основанием неложной надежды. Это вера в Воскресшего Христа - Единственного, Кто способен изменить сердца, и значит, всё изменить.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU