Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Сентябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Потсдам дал старт "холодной войне"

Леонид Григорьевич ИВАШОВ

  7 сентября 1945 года в 9 часов 30 минут в центре Берлина - Тиргартене - состоялся парад стран- победительниц. Об этом Параде Победы писали незаслуженно мало. А ведь он состоялся через пять дней после капитуляции Японии и полного окончания Второй мировой войны. У Бранденбургских ворот выстроились сводные полки от СССР, США, Англии и Франции. К специально сооружённой трибуне на открытой машине прибыл Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Он объехал фронт всех войск, его встречали громкими возгласами "Ура" и "Виват". Грянул оркестр, и войска двинулись от Бранденбургских ворот к центру города. Парад закончился исполнением гимнов стран-победительниц, которые и определили послевоенное устройство мира.


Генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук Леонид Григорьевич Ивашов рассуждает в своей статье о геополитических итогах Второй мировой войны, а главное, уже самим заголовком статьи обозначает начало нового противостояния Запада и России.

60 лет назад капитуляцией Японии закончилась Вторая мировая война, но военные, политические и геополитические её итоги подвела конференция лидеров стран антигитлеровской коалиции, проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме (пригород Берлина). Вместе с И.В. Сталиным место за столом переговоров заняли новый президент США Г. Трумэн (после кончины Ф. Рузвельта) и новый премьер-министр Великобритании К. Эттли (после смены консервативного правительства У. Черчилля лейбористским).

С завершением войны против общего врага всё явственнее проявлялись коренные противоречия между государствами с различными общественно-экономическими системами и геополитическими устремлениями. Как это уже случалось в истории, по мере приближения победы интересы победителей всё более расходились.

Центральное место на Потсдамской конференции заняла германская проблема. Решая судьбу Германии, союзники фактически закладывали концептуальные основы нового мироустройства и межгосударственных отношений, а также системы международной безопасности.

Едва ли не самые серьёзные разногласия касались установления польской границы на западе - с Германией. Ещё в Ялте (февраль 1945 г.) союзники пришли к единому мнению, что "Польша должна получить существенные приращения своей территории на севере и на западе", при этом окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции. Однако теперь, в Потсдаме, делегаты от США и Англии попытались уклониться от подтверждения ранее согласованного решения. Упорство западных лидеров подпитывал только что полученный Трумэном подробный отчёт об успешном испытании атомной бомбы.

Чтобы укрепить свою позицию, президент 24 июля кратко сообщил Сталину о создании в США атомной бомбы - оружия "необыкновенно разрушительной силы". Но советский лидер не поддался на этот нажим, сделав вид, что не понял всего значения сообщённой ему информации. После длительных дебатов американская и английская делегации вынуждены были согласиться на установление западной границы Польши в соответствии с предложением советской делегации, то есть по рекам Одер и Западная Нейсе.

На северо-восточных рубежах к Польше отходили Данциг (Гданьск) и часть Восточной Пруссии. Кёнигсберг (в 1946 г. переименованный в Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР, тем самым выполнялась договоренность, достигнутая ещё на Тегеранской конференции в 1943 году.

Однако в составе главных фигур антигитлеровской коалиции сразу же после Победы произошли изменения. В апреле 1945 года скончался президент Ф. Рузвельт. Думаю, что для СССР и лично для И.В. Сталина это была серьёзная потеря. Рузвельт в ходе войны заметно эволюционировал от ненависти к нашей стране к симпатии и восхищению. Советский народ вызывал у него сначала удивление своей стойкостью и мужеством в борьбе с превосходящим противником, а затем восхищение одержанными Красной Армией победами. В Сталине он видел мудрого волевого полководца и человека, безукоризненно выполняющего свои обязательства перед союзниками.

У. Черчилль же, наоборот, в глазах американского президента всё более открывался как пустослов и интриган. Имеются документальные данные и о том, что Черчилль в сговоре с некоторыми своими и американскими генералами готовил сразу же после разгрома Германии удар по советским армиям, вошедшим в европейские страны. Жители туманного Альбиона, за годы войны настрадавшиеся от постоянных бомбардировок и не желавшие новой войны, отказали Черчиллю на парламентских выборах 1945 года в доверии.

Очевидно, что соперничество СССР и западных держав лежало в плоскости геополитических интересов. Сталин ставил целью утверждение в странах Восточной Европы советской модели социализма и включение их в орбиту советского влияния.

По завершении Второй мировой войны американские и британские лидеры считали неизбежным признание сфер влияния СССР на востоке и в центре Европы, но допустить прихода к власти в этом регионе коммунистических режимов они не хотели.

Политическая мысль в Вашингтоне всё больше вращалась вокруг идеи столкновения с СССР. Исполняющий обязанности государственного секретаря США Дж. Грю составил 19 мая 1945 г. меморандум, в котором заявлял, что война с Советским Союзом неизбежна.

В августе 1945 г. с участием командования ВВС США специально для руководителя американского атомного проекта генерала Л. Гровса был подготовлен секретный документ под выразительным названием "Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии". В документе перечислялись 15 крупнейших городов Советского Союза - Москва, Баку, Новосибирск, Горький, Свердловск, Челябинск, Омск, Куйбышев, Казань, Саратов, Молотов (Пермь), Магнитогорск, Грозный, Сталинск (вероятно, имелся в виду Сталино - Донецк), Нижний Тагил. Здесь же указывалось их географическое расположение, приводились сведения о населении, промышленном потенциале, первоочередных целях для бомбардировок.

В приложении приводился расчёт количества атомных бомб, требуемых для уничтожения каждого из этих городов, с учётом имеющегося опыта Хиросимы и Нагасаки. По мнению авторов документа, для поражения Москвы и Ленинграда требовалось по шесть атомных бомб на каждую из столиц. Скорее всего советское руководство тогда об этом документе не знало. К началу 1946 года в США, по существу, получила обоснование концепция превентивной атомной войны, которая бы упреждала превращение СССР в ядерную державу.

Возникает естественный вопрос, готовила ли Москва хоть что-то похожее на симметричный ответ?

По крайней мере, из опубликованных материалов ничего неизвестно о придании нашей атомной стратегии наступательного характера. Сталин был достаточно трезвым, реальным политиком, чтобы понимать: новая мировая война неизбежно будет ядерной. Принять на себя риск новой большой войны с применением оружия массового уничтожения Советский Союз не мог уже потому, что, как известно, до 1949 года он не располагал ни одним ядерным боеприпасом.

В то же время по плану "Дропшот", относящемуся к 1949 году, у США уже были наготове десятки атомных бомб, которые в случае войны обрушились бы на 200 городов СССР, и стратегические бомбардировщики.

В 1949 году под нажимом США был образован блок НАТО явно антисоветской направленности. СССР предложил себя в качестве полноправного члена этого блока и превращения его в основу системы коллективной безопасности в Европе. Предложение было отвергнуто. 14 мая 1955 г. было объявлено о создании организации Варшавского Договора. "Холодная война" получила военно-блоковое оформление.

Сегодня многополярный мир сменился однополярным, распался Советский Союз, Лондон уже не является, как в 40-е годы, равноправным партнёром для Вашингтона. Но по-прежнему Россия воспринимается Западом в качестве такого же геополитического соперника, как и СССР. А США всё чаще репетируют роль "мирового полицейского", хотя Белый дом, госдепартамент и Пентагон не прочь иногда прибегнуть к миролюбивой риторике вроде лозунгов о "продвижении свободы и демократии".

Вот как теперь звучит подобный тезис из уст генсека НАТО Я.Х. Схеффера: "Для нашего альянса главным является защита и продление демократии. Если для поддержания демократии нужно применение военных средств, то мы применим их". Натовский генсек вымолвил это не далее как 23 июня 2005 г. накануне встречи с В. Путиным.

Таким образом, принципы международной системы безопасности, заложенные в ходе Ялтинской и Потсдамской конференций, канули в Лету, а политическая практика нацистской Германии возрождается. Особенно отчётливо это проявляется в дни празднования 60-летия Победы над фашизмом.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU