На Руси в допетровские времена летоисчисление начиналось с 1 сентября. 1 сентября 312 года
император Константин Великий, одержав победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать
свою веру. В память об этом событии Отцы I Вселенского Собора (325 г.) определили начинать Новый год
с 1 сентября, дня, который стал началом свободы христианской. Это уж в 1699 году великий реформатор
Пётр I по западному примеру приказал перенести день новолетия на 1-е число января. А до тех пор 1 сентября
было торжественным праздником для всего русского народа. Православные встречали его пением тропаря "Всея
твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи,
сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны". В этот день Государь являлся перед
народом и простой люд стекался со всех сторон Москвы "видеть царские светлые очи". Бедным и нищим раздавалась
царская милостыня.
Много воды утекло с тех пор. Сегодня только Русская Православная Церковь отмечает 1 сентября (по н.
ст. 14) как начало индикта - церковного новолетия.
Мало кто знает, что 1 сентября также было днём судных сроков: дела, которые не могли решить наместники,
городовые и волостные, разбирал сам царь. Такой суд назывался судом Божиим, так, как по народному убеждению,
что велел Бог, то и постановил Государь, Помазанник Божий.
Сегодня в России три власти: исполнительная, законодательная и судебная, но народ ни в одну из них
не верит. Год назад, 1 сентября, произошла Бесланская трагедия, в которой погибли сотни невинных детей.
Организаторы и вдохновители этого массового убийства до сих пор не найдены. Беспомощность властей очевидна.
Родные и близкие погибших уже и не надеются, что власти посадят виновных на скамью подсудимых.
Каждый день приносит нам сообщения о новых трагедиях, участившихся в современном мiре. Тысячи мирных
людей становятся жертвами терактов. Таран самолётами небоскрёбов в Нью-Йорке, взрывы в московском и
лондонском метро, подрыв поездов в Испании и гостиниц в Египте, захват школы в Беслане… Всё это, казалось
бы, должно заставить задуматься: чем мы гневим Бога? Но этого не происходит.
Власти говорят не о Боге, а о мировом заговоре террористов. Терроризм пытаются сделать основным злом,
с которым нужно бороться объединёнными усилиями мирового сообщества.
Принимаются упреждающие меры по наведению порядка и законности, обсуждаются более эффективные средства
по борьбе с терроризмом: высокоточное оружие, спецвойска, всемирный контроль за человеком. А террористы
действуют всё коварнее и изощрённее. Удары наносятся по уязвимым местам: захват школ и театров, взрывы
смертников в автобусах, рынках и т.д. Глобализация невидимыми и видимыми сетями опутала мир, но мир
от этого не стал прочнее.
Сила, нужная нам для победы над злом, черпается не из материального, а из духовного источника. Священное
Писание вразумляет нас: "Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете
хранить, и исполнять их, то… будете есть свой хлеб досыта, и будете жить на земле вашей безопасно. Призрю
на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами" (Лев. 26, 3, 5,
9).
По существу, терроризм испытывает нашу веру. Можем ли мы возвратиться к Богу, осталась ли в нас христианская
закваска?
Почти пятьдесят лет назад русский писатель и философ Иван Михайлович Андреев, живший в изгнании, написал
статью "Плачьте!". В ней он рассказал о жестоком убийстве в Нью-Йорке матерью двухлетнего сына. Она
забила его насмерть. Там есть такие слова: "Православные русские люди! Не бойтесь ясно
представить себе страшное явление детоубийства, - ведь это знамение с неба!.. Перед лицом вот этого,
замученного на 84-й улице в Нью-Йорке младенчика, - мы все виноваты… Подумай каждый о себе: что делал
ты в тот вечер, когда свершилось это невероятное, но истинное злодеяние? Может быть, твой грех, твой
разврат, твоя злоба стали последней капелькой, переполнившей сосуд зла, наполненный до краёв в душе
этой детоубийцы?.."
Не к нам ли, сегодняшним, обращены эти слова? Разве стали мы лучше за прошедшие полвека? Наоборот.
Существует незримая связь между духовным оскудением человека и терроризмом. Каждый из нас своим религиозным
равнодушием и невежеством, показной толерантностью и политкорректностью, холодностью к делам православной
веры открыл дорогу Бесланской трагедии. Сотни убиенных младенцев Беслана призывают нас к покаянию, изменению
к лучшему, возвращению к Богу. Не сделаем это - превратим нашу земную жизнь в подлинный ад, ибо в этом
причина скорбей, посылаемых Господом на мiр, на Россию: "Если же не послушаете Меня
и не будете исполнять всех заповедей сих… Обращу лице Мое на вас, и падете перед врагами вашими… Если
при всем том не послушаете Меня, то Я всемерно увеличу наказание за грехи ваши" (Лев. 26, 14, 17, 18).
Каждого из нас, верующего или атеиста, ждёт смерть, и для каждого наступит свой судный день. И придётся
держать ответ перед Господом. И каждому воздастся по вере и по делам его.
Поэтому не следует опускать в бессилии и безнадёжности руки. Нельзя смиряться перед торжествующими
злом, которое может и должно побеждаться смирением, добротой, любовью, а где и решительным отказом участвовать
в делах тьмы, активно, жертвенно сопротивляться богомерзким делам. Не бойтесь. Господь сказал: "где
двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20).
Будем помнить, что жизнь не пир, а труд, что в этом мiре мы гости. А значит, будем больше работать
для Бога, каждый по силе своей и таланту.