Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Сентябрь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Судный день

Александр Николаевич Крутов

  На Руси в допетровские времена летоисчисление начиналось с 1 сентября. 1 сентября 312 года император Константин Великий, одержав победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. В память об этом событии Отцы I Вселенского Собора (325 г.) определили начинать Новый год с 1 сентября, дня, который стал началом свободы христианской. Это уж в 1699 году великий реформатор Пётр I по западному примеру приказал перенести день новолетия на 1-е число января. А до тех пор 1 сентября было торжественным праздником для всего русского народа. Православные встречали его пением тропаря "Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны". В этот день Государь являлся перед народом и простой люд стекался со всех сторон Москвы "видеть царские светлые очи". Бедным и нищим раздавалась царская милостыня.

Много воды утекло с тех пор. Сегодня только Русская Православная Церковь отмечает 1 сентября (по н. ст. 14) как начало индикта - церковного новолетия.

Мало кто знает, что 1 сентября также было днём судных сроков: дела, которые не могли решить наместники, городовые и волостные, разбирал сам царь. Такой суд назывался судом Божиим, так, как по народному убеждению, что велел Бог, то и постановил Государь, Помазанник Божий.

Сегодня в России три власти: исполнительная, законодательная и судебная, но народ ни в одну из них не верит. Год назад, 1 сентября, произошла Бесланская трагедия, в которой погибли сотни невинных детей. Организаторы и вдохновители этого массового убийства до сих пор не найдены. Беспомощность властей очевидна. Родные и близкие погибших уже и не надеются, что власти посадят виновных на скамью подсудимых.

Каждый день приносит нам сообщения о новых трагедиях, участившихся в современном мiре. Тысячи мирных людей становятся жертвами терактов. Таран самолётами небоскрёбов в Нью-Йорке, взрывы в московском и лондонском метро, подрыв поездов в Испании и гостиниц в Египте, захват школы в Беслане… Всё это, казалось бы, должно заставить задуматься: чем мы гневим Бога? Но этого не происходит.

Власти говорят не о Боге, а о мировом заговоре террористов. Терроризм пытаются сделать основным злом, с которым нужно бороться объединёнными усилиями мирового сообщества.

Принимаются упреждающие меры по наведению порядка и законности, обсуждаются более эффективные средства по борьбе с терроризмом: высокоточное оружие, спецвойска, всемирный контроль за человеком. А террористы действуют всё коварнее и изощрённее. Удары наносятся по уязвимым местам: захват школ и театров, взрывы смертников в автобусах, рынках и т.д. Глобализация невидимыми и видимыми сетями опутала мир, но мир от этого не стал прочнее.

Сила, нужная нам для победы над злом, черпается не из материального, а из духовного источника. Священное Писание вразумляет нас: "Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить, и исполнять их, то… будете есть свой хлеб досыта, и будете жить на земле вашей безопасно. Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами" (Лев. 26, 3, 5, 9).

По существу, терроризм испытывает нашу веру. Можем ли мы возвратиться к Богу, осталась ли в нас христианская закваска?

Почти пятьдесят лет назад русский писатель и философ Иван Михайлович Андреев, живший в изгнании, написал статью "Плачьте!". В ней он рассказал о жестоком убийстве в Нью-Йорке матерью двухлетнего сына. Она забила его насмерть. Там есть такие слова: "Православные русские люди! Не бойтесь ясно представить себе страшное явление детоубийства, - ведь это знамение с неба!.. Перед лицом вот этого, замученного на 84-й улице в Нью-Йорке младенчика, - мы все виноваты… Подумай каждый о себе: что делал ты в тот вечер, когда свершилось это невероятное, но истинное злодеяние? Может быть, твой грех, твой разврат, твоя злоба стали последней капелькой, переполнившей сосуд зла, наполненный до краёв в душе этой детоубийцы?.."

Не к нам ли, сегодняшним, обращены эти слова? Разве стали мы лучше за прошедшие полвека? Наоборот. Существует незримая связь между духовным оскудением человека и терроризмом. Каждый из нас своим религиозным равнодушием и невежеством, показной толерантностью и политкорректностью, холодностью к делам православной веры открыл дорогу Бесланской трагедии. Сотни убиенных младенцев Беслана призывают нас к покаянию, изменению к лучшему, возвращению к Богу. Не сделаем это - превратим нашу земную жизнь в подлинный ад, ибо в этом причина скорбей, посылаемых Господом на мiр, на Россию: "Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… Обращу лице Мое на вас, и падете перед врагами вашими… Если при всем том не послушаете Меня, то Я всемерно увеличу наказание за грехи ваши" (Лев. 26, 14, 17, 18).

Каждого из нас, верующего или атеиста, ждёт смерть, и для каждого наступит свой судный день. И придётся держать ответ перед Господом. И каждому воздастся по вере и по делам его.

Поэтому не следует опускать в бессилии и безнадёжности руки. Нельзя смиряться перед торжествующими злом, которое может и должно побеждаться смирением, добротой, любовью, а где и решительным отказом участвовать в делах тьмы, активно, жертвенно сопротивляться богомерзким делам. Не бойтесь. Господь сказал: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20).

Будем помнить, что жизнь не пир, а труд, что в этом мiре мы гости. А значит, будем больше работать для Бога, каждый по силе своей и таланту.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU