Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Не вините никого…

Светлана Викторовна АЛПАТОВА

 14 апреля - 75 лет назад не стало поэта Владимира Владимировича Маяковского

1(14) апреля 1930 г. по Москве пронеслась скорбная весть о самоубийстве Владимира Маяковского. Казалось невозможным, что гений эпохи, которому тогда ещё не исполнилось и 37 лет, мог так странно погибнуть.

Трагедия произошла в рабочем кабинете поэта, в его квартире на Лубянском проезде. Символично, что смерть совпала со Светлой Седмицей, праздником жизни вечной.

У многих наших современников под влиянием советского литературоведения сложился стереотип Маяковского-богоборца, глашатая революции, но не такие уж простые у Маяковского были отношения с Богом. На протяжении всей жизни Маяковский искал Бога, он хотел понять, почему в мире попускается зло. И трагедия гениального поэта в том, что он так и не познал Истины.

Маяковский жил в эпоху страшных событий, когда на рубеже XIX-XX вв. часть русской интеллигенции отошла от Бога и таким образом подготовила Россию к революции. Не мог и Маяковский не увлечься новомодными революционными идеями, философскими построениями Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. Однако ни в одном из своих произведений Маяковский прямо не говорит, что Бога нет. Напротив, в первом нашумевшем своём произведении, трагедии "Владимир Маяковский", поставленной в 1913 г., молодой поэт приходит к выводу, что он - обычный человек, что у него попросту не хватает сил собрать все слёзы людские и утешить скорбящие души, - и поэтому люди выгоняют его от себя со словами: "Снеси наши слёзы Богу"

Одной из причин гибели поэта стала прежде всего его личная неустроенность. У него не было своего дома, семьи, он находился полностью под влиянием Бриков и жил с ними одной семьёй. Лиля Юрьевна Брик, эта страшная женщина-искусительница, не упускала от себя "хорошую добычу". Нужен ли был ей сам поэт? Вряд ли.

И когда Маяковский захотел вырваться из этого замкнутого круга и создать собственную семью, Лиля Юрьевна решительно воспрепятствовала этому. Познакомившись в Париже в 1928 г. с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, Маяковский уговаривает её уехать с ним в Москву. Они договариваются немного отложить поездку. Однако в следующий раз стараниями Лили Маяковский так и не смог приехать в Париж - ему отказали в визе.

На рубеже 1929-30-х гг. Маяковский пережил душевный кризис.

1930-й год стал для Маяковского роковым. Поэт, веривший в идеалы революции, видел, как искажались они в процессе строительства нового общества. В то время, когда сатира Маяковского набирала разбег, на высоком уровне был поставлен вопрос: нужна ли такая поэзия новому советскому обществу? Сам Горький склонялся к мысли, что критика "внутренних недостатков общества" может идти во вред государству.

С каждым днём Маяковский ощущал себя всё более одиноким. Непонимание и неприятие его творчества вселяли неуверенность в душу поэта, обострили его кризисное состояние.

Маяковский застрелился, оставив предсмертную записку: "В том, что умираю не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любит... Товарищи, не считайте меня малодушным. Серьёзно - ничего не поделаешь" и стихи:

Как говорят -

"инцидент исчерпан",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчёте

и ни к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Так поэт подвёл итог своей жизни. Он хотел начать жить по-новому, но не сумел. За гением стояли тысячи бесов, которые его и погубили. Перед смертью поэт по-христиански всех простил и ушёл, оставив за собой загадку смерти. Незадолго до гибели Маяковский написал совсем новые, не характерные для его поэзии, как будто прощальные строки:

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звёздной данью.

В такие вот часы встаёшь и говоришь

векам, истории и мирозданию...

Маяковский, ещё недавно осудивший самоубийство Есенина, сам покончил с собой, обрекая себя на вечные муки ада. "Негоже, Серёжа, негоже, Володя", - написала Марина Цветаева и сама пошла этим же путём. Сама обстановка в России 20-40 гг., видимо, настраивала гениев на добровольный уход из жизни. А когда, вдобавок, нет глубокой веры в сердце и молитвы, противостоять скорбям просто невозможно. И Есенин, и Маяковский, и Цветаева - круг отчаявшихся в жизни интеллигентов, которые не познали Бога и поэтому погибли.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU