Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Подземный Ангел

Мирослав Анатольевич ГРИШИН

 "Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною..."

(Лк. 6, 38)

Старые люди говорят, что такого множества калек-попрошаек в Москве не было со времён войны с немецкими фашистами.

А сколько старушек - униженных, жалких, растерянных - стоит в переходах метро в надежде получить от сердобольных и совестливых людей хоть несколько рублей на жизнь?

По телевизору объясняют нашему простодушному народу, что стариков и калек собирают по всей стране организованные преступники, привозят в Москву на "работу" в метро и других хлебных местах собирать милостыню. То есть, подавая им милостыню, мы тем самым поощряем преступников, которые отнимают у несчастных всю дневную выручку.

Я даже думать боюсь о том, как живёт, например, тот молодой парень без рук, которого часто встречаю в метро на "работе" - с пакетом на правой культе, куда пассажиры ему кидают деньги. Как же ему жить без нашего участия? Ведь кто-то должен его кормить, ухаживать за ним...

Для нас, простых людей, которые в жизни, как правило, мало добрых дел совершают, пожалуй, единственный шанс сделать нечто чистое для самого Бога - это подать милостыню. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7).

И мнится мне, что нищие в метро - это подземные ангелы, посланные по Божьему смотрению нам, грешникам, для умягчения огрубевших сердец наших.

Однако мы избегаем, как прокажённых, дурно пахнущих нищих и обездоленных людей - тех, кто претерпел в жизни несчастье или попал в беду. Мы презираем просящих у нас милостыню, не понимаем слова Спасителя: "...милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9, 13). Зарекаемся от сумы и от тюрьмы: уж с нами-то этого точно случиться не может.

"Милостыня - она может и грехи загладить, и избавить от суда, - говорил ещё 1600 лет назад святитель Иоанн Златоуст. - Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и, даже если они обманывают нас, не надо придавать этому обману слишком большого значения, ибо подобного милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи сам милость своему ближнему. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернётся".

Часто проходил мимо рослого светловолосого парня, стоящего с протянутой рукой, тяжело опирающегося на костыли в переходе подземки. И однажды я, многогрешный, движимый чувством сострадания (а может быть, и своим тщеславием), подал ему десять рублей. Молодой человек крепко ухватил меня за рукав и принялся горячо убеждать дать ему хотя бы ещё сто рублей, сильно напирая на свою болезнь и дороговизну лечения. Вырвавшись с некоторым усилием из его цепких рук, бормоча извинения и страшно смущаясь, я побрёл своим путём, размышляя о молодом человеке и его "агрессивном маркетинге".

Однако совесть моя обличила меня: святой праведный Иоанн Кронштадтский отдавал свои сапоги просящим забулдыгам и шёл к жене домой босым. Ну, я-то не святой... Но всё равно смутила меня эта встреча. Вместо покаяния возникло раздражение на этого паренька и ему подобных. Душу он мне задел - помешал жить спокойно.

Несколько раз я видел его в разных переходах метро - он, как мне показалось, всё так же развязно приставал к проходящим мимо него людям.

Самый вид его вызывал у меня внутренний протест, хотя Спаситель сказал яснее ясного: "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф. 5, 42).

В канун Прощёного воскресенья, поздно вечером, мне снова встретился сей молодой человек. В этот раз не стерпел я и подошёл выяснить у парня, на что он собирает. Приступив к нему, с пристрастием, я спросил: "На что копишь, мил-человек?" Тот ответил, что у него гангрена обеих ног - они гниют, срочно нужны деньги на операцию.

Я сказал: "Дам 500 рублей (десятую часть моей зарплаты), если не врёшь!" Нимало не смущаясь, отступив за выступ стены, он поднял до колен обе брючины, и я увидел неестественно раздутую, чёрную плоть его ног.

Я ужаснулся: сердце у меня содрогнулось, в голове помутилось. Сострадательная жалость к Виктору - молодому и симпатичному человеку - как острое оружие прошла мне душу. Ведь я его в сердце уже осудил - неприязненно считал его молодым здоровяком, мелким мошенником, побирушкой. А здесь такая беда!

Виктор приехал с Украины в Москву в надежде собрать денег на операцию и на дорогие лекарства, но врачи говорят, что он уж не жилец - поздно, время упущено - болезнь слишком быстро развивается; спасти его может только чудо.

Я отдал ему обещанные деньги. Узнав, что он верующий, а креста на нём нет, я снял со своей шеи увесистую серебряную цепочку с крестом и ладанкой-иконой Богородицы и подал Виктору.

"Молись, Витя, Господь тебя не оставит", - только и удалось вымолвить мне.

Легко проповедовать людям о терпении скорбей, о смирении и несении своего креста, когда тебя самого беда не касается и, как хочется думать, не коснётся никогда.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

HotLog      liveinternet.ru      ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU