Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Духовник

Наталия Павловна ПЕРМИНОВА

О. Анатолий Комар

 

 Cчастлив тот, кто обрёл для себя мудрого и достойного духовника.

Давно хотелось мне поведать о настоятеле храма св. Пантелеимона о. Анатолии (в миру - Анатолий Терентьевич Комар). А нынче и повод объявился - 20 лет его служения Церкви.

В Ростове-на-Дону о. Анатолия знают, любят и относятся к нему благоговейно. В судьбе многих, в том числе и моей, он сыграл решающую роль. И было это ещё в те времена, когда в храмы ходили с оглядкой.

Отец Анатолий открыт для всех - плачущих старается утешить, скорбящих - ободрить, отчаявшимся - дать надежду. И таким он был всегда. Это и притягивает к нему людей самых разных возрастов, образования и социальной принадлежности.

Анатолий Комар родился в 1960 г. на Украине, в семье простых и добрых людей. Окончил среднюю школу, институт пищевой промышленности. Отслужил на Балтийском флоте. Работал на заводе главным инженером. И только в 22 года совершил шаг, изменивший всю его жизнь, - поступил в московскую семинарию и начал новый путь, неотделимый от Бога.

Иерусалим. Пасха

В своей проповеди, произнесённой в день юбилея о. Анатолия, Владыка Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон отметил, что два десятилетия тому назад переступить порог семинарии - был поступок, сродни подвигу. Это было чревато последствиями не столько для того, кто его совершил, сколько для членов его семьи, которые оставались жить в миру.

В начале пастырского служения священника встретили не очень дружелюбно. "Батюшка, если хочешь служить в нашем селе, служи тихо, - сказала о. Анатолию староста храма, которая работала в школе уборщицей. - Не надо вводить никаких новшеств. А то доложу, куда надо, и тебя тут же здесь не будет..."

Но батюшка не внял её "доброму" совету, а стал ремонтировать храм, собирать прихожан. И приходская жизнь потихоньку наладилась.

Отец Анатолий защитил диссертацию и стал кандидатом богословия.

Мэр г. Ростов-на-Дону М.А. Чернышёв вручает награду

В Ростовской епархии он был одним из первых, кто в общедоступной форме разъяснял каноны христианства в программах ростовского радио и телевидения. Его трудами при ростовском кафедральном соборе и при храме св. вмч. Пантелеимона появилась детская православная школа. Уже который год отец Анатолий проводит "Рождественские встречи" при Ростовской областной филармонии.

Батюшке удалось организовать при Донской публичной библиотеке православный центр "Благовест", который за 10 лет своего существования вырос в православную общину. Центр выпускает и свою газету "Благовест".

Отец Анатолий дважды был паломником в священные для каждого христианина места и удостоился чести сослужить Патриарху во время пасхальной Литургии на Гробе Господнем...

Есть среди многочисленных дел батюшки одно, которое особенно сплотило жителей Ростова-на-Дону. Отец Анатолий по собственному почину и с благословения Владыки вышел с предложением об образовании прихода для пострадавших при Чернобыльской трагедии, "чтобы молиться о тех, кто нуждается в этом больше всего". И с 1996 года существует храм святого великомученика и целителя Пантелеимона. Его посещают не только чернобыльцы и члены их семей, - сюда потянулись люди со всех концов города.

"Отец Анатолий единственный в России чернобылец, который руководит паствой для чернобыльцев, - говорит председатель межрегионального совета и председатель областной ростовской организации "Союз Чернобыль" А.П. Филипенко. - Как никогда раньше, нам необходимо наставничество, способное укрепить волю к жизни и вселить надежду на будущее, потому что нас остаётся всё меньше и меньше. Ведь не секрет, что количество самоубийств среди ликвидаторов немалое... Как заботливый пастырь он собрал вокруг себя всех, кому необходимо особое сочувствие и доброе слово".

Господь послал ему нелёгкое испытание - у него в автомобильной катастрофе погибла жена. Батюшка один воспитывает двоих сыновей. Всё перенёс и сохраняет гражданское и человеческое мужество. Сейчас о. Анатолий проходит курс реабилитационного лечения.

Из многих моих встреч с о. Анатолием постепенно составилась небольшая беседа-наставление. Как-то я спросила о. Анатолия:

- В чём для нас заключается урок чернобыльской трагедии?

- Отвечу словами одного богослова: "Бог посещает человека шёпотом любви. Если этого обращения человек не слышит, Бог обращается к нему голосом совести. И если этого человек не слышит, Бог обращается к нему рупором страданий". Мы получили по грехам своим. И сегодня задача - исцелить израненную и изверившуюся душу народа, вернуть его к живительным духовным истокам.

- А Вас не смущает, что большую часть денег на строительство новых храмов вносят так называемые новые русские? Не лучше было бы, если бы они эти деньги отправляли целенаправленно - детскому дому или в интернат, где проживают старики?

- Сейчас необходимо строить, слишком много мы разрушили. В одном только Ростове было 22 храма на сто тысяч населения! А теперь? Наш храм святого великомученика Пантелеимона построен на различного рода пожертвования. И это прекрасно. Самые разные люди начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. Важно осознать, что все проблемы и невзгоды, переживаемые нами, прежде всего зависят от духовного, нравственного состояния народа и личности. И до тех пор, пока не совершится реальное духовное обновление, ситуация не изменится к лучшему.

- Писатель Нодар Думбадзе в своё время вывел свой закон вечности: "Душа человеческая во сто крат тяжелее его тела... Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести её. И потому мы, люди, пока живы, должны стараться обессмертить душу друг друга: вы - мою, я - другого, другой - третьего... и так до бесконечности... Дабы смерть человека не обрекла нас на одиночество в жизни".

- Истоки этого закона в словах, которые произнёс Господь: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов"... Разрушение храмов, которым мы занимались 70 лет, было опасно для здоровья народа. А истоки сегодняшнего душевного оскудения следует искать в процессе, который привёл к исчезновению гармонии между верой и знанием. Состояние человека троякое: плотское, душевное и духовное. Так вот, духовность - высшая ступень. Для того чтобы добиться этого состояния, необходимо постоянное возрастание человека. Отсутствие же духовного ведёт к постепенной де- градации.

Но меня удивляет не накопившееся в людях зло, оно - закономерный итог этической катастрофы. Меня удивляет другое: в мир приходят новые поколения, в которых чудесным образом даёт о себе знать тайна добра. И многие сейчас задумываются, как укрепить эти ростки в обществе.

Тело человека неизбежно разрушается и умирает. Но дух продолжает свой вечный путь. Отсюда вытекает нравственный вывод: наши действия, слова и даже мысли не безразличны для нашей судьбы и по эту, и по ту стороны смертной черты. Подобный взгляд отнюдь не направлен на потусторонний "крен сознания". Наоборот, он напоминает человеку о чувстве глубокой ответственности. Вспомните: величайшие творения человека - пирамиды и соборы, поэмы и симфонии, философские и социальные идеи - созданы верой в неразрушимость духа. Чему всегда и служило Русское Православие.

Сейчас Церковь имеет возможность более полно совершать своё служение, нежели это было раньше.

- Батюшка, некоторые утверждают, что Церковь ведёт Россию к изолированности...

- Не могу с этим согласиться. Я священник Православной Церкви, веру которой предпочитаю всем другим. Но это никоим образом не сказывается на моём отношении к представителям других религий. И в области миротворчества мне одинаково дороги усилия представителей различных религий, с которыми мы вместе выражаем нашу гражданскую ответственность перед историей и нашим обществом. "Да любите друг друга" - эти слова, сказанные Иисусом Христом своим ученикам, должны стать основой наших взаимоотношений.

- Милосердие, по-моему, это как раз то, что может исцелить духовные недуги.

- Брошенные дети и старики-родители, безжалостная атмосфера детдомов, больниц для престарелых - это беда и бич нашего общества. Помочь ближнему - в этом, по-моему, долг каждого человека. Поэтому очень важно сегодня взрастить в людях сострадание, обратить их друг к другу. Только на пути милосердия можно воспитать и высокую культуру человека, и гармоничный строй его духовного мира...

Вот такой он, наш пастырь милостию Божией, отец Анатолий - человек, гражданин, наставник и проповедник, к которому за советом идут и идут люди...


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU