Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Борис Годунов и Русское Царство

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

Борис Годунов

 26 апреля - 400 лет назад умер Борис Годунов

В 1584 году не стало царя Иоанна Васильевича. Русский народ переживал уход грозного царя как событие, возвестившее Русской Земле Божью Волю, согласно которой Россия перешла исторический рубеж и стала на пороге неизведанного и страшного будущего, будущего, в котором ей было суждено, погибая, спастись и возродиться ради исполнения назначенной ей Богом вселенской миссии. В том же 1584 году Земский Собор утвердил на московском престоле Феодора Иоанновича, младшего сына Иоанна Грозного от брака с Анастасией Романовой.

Новый царь являл собою разительное несходство со своим грозным отцом. Тихий и исполненный добродушия, он был, по словам дьяка Тимофеева, "естеством кроток и мног в милостех ко всем, и непорочен... паче же всего любя благочестие и благолепие церковное". Уже будучи царём, Феодор Иоаннович почти всё своё время проводил за богослужениями и келейной молитвой, вёл образ жизни, близкий к идеалу строгого монашества.

Святой благоверный
царевич Димитрий Угличский

Православный народ усматривал Промысл Божий в том, что любимый им образ Христа ради юродивого носит на себе его государь, и на вершину российской жизни стремилась от народа к царю христианская любовь-жалость. Но в течение всего царствования Феодора Иоанновича рядом с ним, далёким от всякого земного попечения, стоял человек сугубо "земной", искушённый в делах правления и придворных интригах, брат супруги Феодора - царицы Ирины и фактический правитель государства Борис Годунов.

Происходивший из обрусевшего татарского рода, Борис Годунов выдвинулся в опричнине и к концу жизни Иоанна Грозного стал боярином и одним из самых приближённых к царю людей. По смерти царя Иоанна, укрепляя своё положение правителя при слабом Феодоре, он легко одолел сопротивление аристократической партии. Противники Годунова попадали под следствие, сопровождавшееся страшными пытками. За этим следовали ссылки. В местах поселения многие сосланные были убиты.

Так Годунов утверждал свою безраздельную власть. Используя своё влияние правителя на епископат, своего верного сторонника Ростовского епископа Иова он сделал митрополитом. Он был всесилен, полностью контролировал внешние сношения государства и был окружён личным двором, подобным царскому. Официально его величали: "Царский шурин и правитель конюший, боярин и дворовый, воевода и содержатель великих государств царства Казанского и Астраханского".

Подавив малейшие попытки сопротивления аристократии, Годунов утвердился как единовластный и всесильный правитель. Вся политика Государства Российского была сосредоточена в его руках. Укрепляя свою власть, он укреплял оборону государства против грозных и сильных соседей - Польши, Швеции и Турции в лице её форпоста Крымского ханства. Подчиняя внешнюю политику России своим личным интересам, которые были всецело сосредоточены на укреплении его личной власти, он избегал всякой внешнеполитической активности. Но это послужило причиной того, что четырнадцатилетнее царствование Феодора стало для страны временем отдыха не только от опричнины, но и от внешних войн.

При царе Феодоре были закреплены успехи предшествующего царствования, и это было бесспорной заслугой Годунова-администратора. Россия в те годы утвердила своё господство за Уралом, укреплялась южная оборонительная линия, развивалась торговля со странами Запада, особенно англо-российская.

Важнейшей мерой, принятой для укрепления государства, стало прикрепление крестьян к тем землям, на которых они находились к моменту издания Указа, запрещавшего им переход от одного помещика к другому. Изданный в 1597 году Указ положил начало закрепощению крестьянства и имел для России последствия колоссальные.

В 1589 году стараниями Годунова российский первоиерарх стал Патриархом всея Руси. Соответственно, повысился и сан всех иерархов в Русской Церкви. Патриархом же стал верный сторонник Годунова митрополит Иов. Начался продолжающийся доселе период самостоятельности Русской Церкви.

В оценке деятельности Годунова-правителя современники были единодушны: отдавая должное его выдающимся способностям, все они отмечали как главную черту его характера ненасытное честолюбие. Народ не сомневался в том, что за злодейским убийством в 1591 году девятилетнего брата Феодора - царевича Димитрия стоит Годунов.

Следствие о гибели царевича показало, что царевич в припадке падучей убил себя сам. Царица-мать была пострижена в монахини, а её родню, Нагих, после пыточного следствия разослали по отдалённым городам. У пытки был сам Годунов, но Нагие стояли на том, что царевич был злодейски убит. Тогда же на жителей Углича, города, где жил и погиб царевич, Годунов обрушил жестокие кары. Богатый город обезлюдел, был разорён и больше никогда уже не поднялся.

Иностранный наблюдатель, рассказывая о горьких переживаниях царя Феодора, заметил, что царица Ирина "хотела удалиться в монастырь, так как она подозревала, что убийство совершено по внушению её брата, сильно желавшего управлять царством и сидеть на престоле". Стремление Годунова к царской власти было для всех слишком очевидно. Когда родившаяся после гибели Димитрия дочь Феодора и Ирины в младенчестве умерла, это было воспринято как неизбежность - ведь она была слабым, но всё-таки препятствием на пути Годунова к престолу.

И, наконец, настал час. Это было в 1598 году. Скончался царь Феодор. Царица Ирина приняла монашеский постриг, и немедленно Патриарх Иов, главное тогда лицо в государстве, указал на Годунова как на единственного, кто достоин занять царский престол. От всех сословий был созван Земский Собор, один из самых представительных в истории Российского государства. В нём участвовали от всех сословий 457 человек под председательством Патриарха и этот Собор единодушно избрал на царство Годунова. Тем временем в Московский Новодевичий монастырь, где находились палаты царицы, из столицы и окрестных деревень сгоняли толпы народа, чтобы слёзно умолять Годунова о вступлении на престол. Годунов отказывался. Вопли и слёзы возобновлялись с новой силой. Умолял народ, умолял Собор, умолял и Патриарх, угрожая при этом отлучением от Святого Причащения, если Годунов не склонится на мольбы. Наконец, Годунов "смирился" и был с величайшей пышностью коронован в Московском Кремле.

Политически его царствование было продолжением предшествующего, тем более, что Годунов при царе Феодоре был правителем. Важнейшим было иное: царская власть находилась в руках человека, пришедшего к ней "снизу", причём тёмным и безнравственным путём. Как ни старался царь Борис, он не мог утвердить связь своей власти с державой Рюриковичей, это ему не удавалось. В глазах православного народа святыня царской власти была поругана. Ждали Божьей кары.

Всем были известны пути, которыми поднялся Борис на эту высоту. Его правление было наполнено поисками врагов. Среди высшей знати не прекращались аресты и ссылки. Народное недовольство, вызванное закрепощением крестьян, выливалось в открытые бунты. Наконец, Россию постиг страшный голод, унесший сотни тысяч жизней. В голоде русские люди видели ожидаемую Божью кару, и ненависть к Борису росла.

Наконец, Русская Земля стала полниться слухами о чудесно спасшемся царевиче. Когда Борис узнал, что в Польше объявился "Димитрий", он прямо обвинил в этом бояр. Похоже, что эта циничная провокация действительно была сфабрикована на погибель Борису в боярских кругах, но окончательно созрела она под покровительством польской знати, а затем поступила в ведение Ватикана, который использовал её как возможность "привести к Престолу Святого Петра восточных схизматиков". Таким образом, те из московских бояр, которые желали руководить самозванцем, сами оказались марионетками. Но эта тема получила развитие уже после гибели царя Бориса. А гибель приближалась к нему неотвратимо по мере приближения к Москве самозванца с его небольшим войском.

Костромской Ипатьевский монастырь

Войска, посылаемые навстречу самозванцу, сражались с явной неохотой, множилось число перебежчиков в войско "царевича". Всюду на пути следования "царевича" его встречали с восторгом, в Москве его ждали открыто, и 13 (26 апреля - по н. ст.) 1605 г. царь Борис внезапно скончался. Немедленно пошли рассказы, что он отравил себя ядом, дабы избежать встречи со спасённым царевичем. Во всяком случае, над ним свершился Божий Суд.

Что значит для нас память о Борисе Годунове? Династия Годуновых в России не состоялась. Четыре столетия назад скончался царь и за его кончиной последовали страшные годы Смутного времени. Трагедия Смутного времени формировала духовный опыт русских людей, и от неё неотделима судьба Бориса Годунова. Путь Годунова к престолу, а затем его царствование явно свидетельствовали о попущении Божием.

Ради исполнения своей исторической миссии в Новом времени Россия прошла через горнило Смуты, очистившись в нём и возродившись. Перст Божий указал на Романовых, но тогда же и о Годуновых была явлена Божья воля (как это нередко бывает, в неожиданной форме). В XIV в. родоначальник Годуновых татарский мурза Чет, принявший христианство и поступивший на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите, построил Костромской Ипатьевский монастырь. Именно в этой обители принял благословение Божие на царство не помышлявший о престоле Михаил Романов.


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU