4 апреля - 120 лет со дня рождения русского художника Николая Михайловича Чернышева
Почитаю счастьем и благом моей жизни, что отцом моим был Николай Михайлович Чернышев, прекрасный художник, человек благородной и тонкой души, любивший больше всего на свете Родину, искусство и мою мать.
Судьба даровала моему отцу долгую творческую жизнь - 88 лет.
Одна из последних записей в его дневнике: "Жизнь моя затянулась как будто для того, чтобы я испытал все стадии бед и удач, горького несчастья и беспредельного счастья, нищеты и неожиданного богатства на закате, когда начали угасать последние лучи света..."
Автопортрет с супругой |
Родился отец 4 апреля 1885 г. в селе Никольском Тамбовской губернии Борисоглебского уезда. "Безрадостное, болезненное детство, большая мещанская семья без отца (он умер, когда отцу было 5 лет), поддерживаемая братьями матери, её безмерная любовь ко мне и полная самоотверженность ко всей семье" - такими были его детские годы.
Шестнадцати лет по конкурсному экзамену отец поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище его педагогами были В. Серов и К. Коровин.
Навсегда мне запомнились слова, сказанные ему когда-то К. Коровиным: "Главное в жизни - Вера, Надежда и Любовь, а всё прочее - тлен и прах".
Немало помогли формированию его как художника В. Ключевский, В. Гиацинтов, А. Голубцов, впервые открывшие отцу красоту древнерусской живописи. С юных лет и до конца дней он изучал творения великих мастеров Древней Руси.
Даниил Чёрный и Андрей Рублёв |
Отец стоял у истоков советского монументального искусства. В течение 30 лет был профессором по классу монументальной живописи.
В 30-е годы время было очень тяжёлым. Храмы закрывались, иконы жгли (отец с мамой своими глазами видели это на Калужской площади).
Ну кому, казалось, могут быть интересны изображения каких-то святых, когда бушует "мировой пожар в крови" и скоро полетят на "свалку истории" "буржуазные ценности"? И вот в это страшное время отец везёт студентов в Киев, Псков, Ферапонтово и рассказывает о ценностях древнерусской живописи (в это время он преподавал во ВХУТЕИНе).
В Ферапонтове он нашёл свыше ста оттенков минеральных красок, содержащихся в разноцветных камнях на берегу озера. Результатом стала книга "Искусство фрески в древней Руси", которую он посвятил своей жене: "Свой скромный труд посвящаю моему неразлучному спутнику и помощнику во всех моих странствиях, жене моей А.А. Чернышевой, без чьей повседневной помощи я не смог бы его осуществить".
"Творческое лицо моё определилось не сразу. Мучительно искал я свою тему. Наблюдения и зарисовки беспризорных, униженных и обездоленных в приюте слепых. И лишь в 1923-1924 гг. начали вырисовываться контуры моих образов. С жаром принялся я за зарисовки подростков в детдомах, на детских площадках, в пионерских лагерях, в трудовой школе"... Со временем появляются его замечательные картины "Обнять весь мир", "Пух летит", "Раненый голубь", "Заплетает косу", "Отроковица". Серия рисунков "Слепые".
Отец часто повторял нам, детям: "Талант - это труд". Он передал любовь к искусству и своим трём дочерям и внукам, которые стали профессиональными художниками.
Когда отцу исполнилось 75 лет, возникла у него идея написать цикл работ: "Мастера московской школы". Он рискнул создать образы Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, Дионисия, Алипия Печерского.
Для фигуры Дионисия позировал В. Фаворский, а руки для Алипия отец рисовал с С. Конёнкова. Сколько пришлось собрать материалов, сделать эскизов!
В образах древних художников, в их внешнем, но ещё больше в их внутреннем облике есть черты, которые свойственны самому художнику: восторженное отношение к искусству, природе, бескорыстная преданность своему делу.
"Задача моей жизни, - писал в дневнике отец, - найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое, из чего получилась бы стилизация, то есть нечто отмершее, неорганическое. Но создать живое, гармоническое искусство наших дней, в которое верили бы все, отбросив шоры и деление на секты..." В этих словах наиболее полно выразилось творческое кредо отца.