Предлагаем читателям Слово святителя Иоанна Златоуста на Новый год, произнесённое 1 января 387 г. в Антиохии и направленное против языческого празднования новомесячий (Сатурналий).
Если ты хочешь украшать - украшай не мастерскую твою, но душу; не площадь, но ум, дабы и ангелы дивились и архангелы одобряли твоё дело, и Владыка ангелов наградил тебя Своими дарами. А это хвастливое щегольство, какое бывает в нынешний день, производит смех или зависть. В тех, которые мыслят несколько выше, оно производит смех, а в тех, которые больны тем же, оно производит зависть и великую ненависть.
Но, как я выше сказал, оное соревнование не стоит большого порицания. Более всего огорчают меня игры, которые происходят сегодня в гостиницах, преисполненные распутства и нечестия; потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года им удастся провести в удовольствии и веселии, то и во весь год будет совершенно то же; распутства: потому что на самом рассвете и женщины и мужчины наполняют стаканы и чаши вином и напиваются без всякой меры..
Неужели ты не слыхал, что говорит апостол: "Дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас?" (Гал. 4,10, 11). Крайне безумно по одному счастливому дню заключать, что-то же будет и в продолжение года; не только это безумно; дьявол учит нас так рассуждать, что в делах жизни нашей надобно полагаться не на собственную деятельность и проворство, а на дневные обращения. Счастлив для тебя будет год во всём не тогда, когда ты напьёшься пьян в первый день, но когда и в первый, и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу.
Если ты сделал добро, то и день для тебя хорош; а если согрешил, то несчастлив и мучителен.
Дьявол знает сие, и чтобы успешнее остановить наши подвиги в добродетели и потушить доброе расположение души нашей, учит нас счастье и несчастье приписывать дням. Ибо кто верит, что есть дни счастливые и несчастливые, тот, верно, в несчастливый день не будет заниматься добрым делом, думая, что весь его труд останется тщетен и что всё будет бесполезно, по необходимому свойству самого дня; равно - и в счастливый день ничем не займётся, думая, что его нерадение нимало не повредит ему, по доброте самого дня.
Таким образом, человек - в том и другом случае - лишается своего спасения и будет провождать жизнь недеятельную и порочную. Злой дух ухищряется противу нас таким образом не для того только, чтобы нас повергнуть в нерадение, но чтобы также оклеветать пред нами Самого Бога в делах Его, а потому - вовлечь души наши и в нечестие и, вместе, в нерадение.
Мы должны спасаться от сего и ясно знать, что нет зла, кроме греха, и нет счастья, кроме добродетели и непрестанного угождения Богу. Радость не от пьянства, но от духовной молитвы; не от вина, но от назидательного слова.
Ничто так не ведёт к радости и спокойствию, как сии наставления мудрости: презирай настоящее, стремись к будущему, не почитай ничего человеческого постоянным - ни богатства, ни власти, ни чести, ни услуг. Если будешь так мудрствовать, то не будет терзать тебя зависть, когда увидишь богатство; и когда впадёшь в бедность, не потеряешь духа. И, таким образом, всегда можно тебе будет праздновать.
Ибо христианину должно праздновать не в известные месяцы, не в первый день месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь провождать в приличном ему праздновании. Какое же празднование ему прилично, послушаем, что говорит апостол Павел: "Темже да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в бесквасиих чистоты и истины" (1 Кор. 5,8).
Итак, если у тебя чиста совесть, то у тебя всегда праздник; ты питаешься доброю надеждою и утешаешься упованием будущих благ. Если же ты неспокоен в духе и виновен во многих преступлениях, то, несмотря на тысячи праздников и торжеств, тебе ничем не лучше, как и тем, которые плачут. Что мне пользы в светлом дне, когда душа моя помрачена смущением совести?
Итак, если ты хочешь получить пользу от нового года, то поступай так: по окончании года возблагодари своего Владыку за то, что Он ввёл тебя в сие кругообращение лет; сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни и скажи сам себе: дни бегут и уходят; оканчиваются годы; большую часть пути нашего уже мы совершили; а что сделали мы доброго? Суд при дверях, остальная жизнь наша клонится к старости.
(печатается в сокращении)