Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Январь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 Уважаемый о. Александр! Многих поразили страшные события 1 сентября в Беслане. Меня мучит страх за судьбы наших детей. У меня их трое. Чем встретит их жизнь - злобой, ложью, ужасом, смертью? Есть пословица "Лес рубят - щепки летят", только щепки - наши детки. Они гибнут от рук террористов, в авиакатастрофах, из-за халатности врачей... Дети - заложники безответственности нынешних властей. Наши правители - как в сказке про теремок - живут себе и горя мало, такое складывается впечатление от всего происходящего. А мы хороним и оплакиваем наших деток. Кто они? Мученики, подобные 14 тысячам младенцев, убитых в Вифлееме по приказу царя Ирода? Какие могут быть надежды, если мои дети ежедневно могут быть убитыми и мы ничего не можем изменить?

P.P. Назарчук, г. Нижневартовск

Вся наша жизнь - путь следования за Христом. А первый путь Богомладенца Христа ведёт в Египет, к древнему врагу, воплощению зла и всех заблуждений. В вечер Рождества Христос становится изгнанником.

Те правители, о которых Вы говорите, идут путём царя Ирода. Ирод замышляет убийство Богомладенца сразу, как только узнаёт о Нём. И после того, как волхвы ушли домой другим путём, он не отказался от преступного замысла. Он уверен, что убив всех младенцев в Вифлееме, поразит в их числе и родившегося Царя иудейского.

Нас не может не печалить, что он так легко находит исполнителей неслыханного кровавого преступления. Однако вся история мира свидетельствует, что в них никогда не бывает недостатка. Историки говорят, что Ироду в то время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Чтобы не упустить Христа, он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже, в то время как Богомладенцу, по всей видимости, не было и года. Являя безумие зла, он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях.

Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами - предтеча антихриста.

Святая Церковь прославляет мученичество невинных младенцев, проливающих кровь за Богомладенца Христа, Который впоследствии прольёт Свою кровь за них. С этих младенцев начинается воинство несокрушимой армии Христовых мучеников.

А что с родителями, дети которых страдают? Так исполняется пророчество Писания: "Глас в Раме слышен: плач и рыдание, и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет". Это пророчество уже исполнилось однажды во времена Иеремии. Мы слышим в Писании его слово о Иерусалиме, ведомом в плен, покидающем землю, где остаётся гробница Рахили. Лия него Рахиль - образ земли обетованной, она плачет о детях, которые должны быть там, но их там нет. Точно так же в Вифлееме надежда на будущее исчезает со смертью детей. В Рождество Христово это пророчество раскрылось с новой силой.

И в наши дни оно вновь раскрывается там, где безутешное горе об убиенных детях. "Плач и рыдание, и вопль многий" - как будто пророк не находит слов, чтобы выразить смятение и ужас, переживаемые им от случившегося. Был когда-то великий плач в Египте по убиенным перворождённым. И вот снова самые юные создания предаются смерти. Те, к кому мы естественно испытываем особенную любовь. Так велико горе, что мы не хотим утешиться.

Но нет такого горя в этом мире, чтобы не было для него утешения Божия. Рахиль не хочет утешиться, потому что их нет, потому что они уже не на земле живых, уже не в материнских объятиях. Если бы действительно их не было, можно было бы понять горе, в котором нет надежды.

Но мы знаем, что они не погибли, но впереди нас идут к Богу. Горький плач в Раме - только преддверие величайшей радости, ибо есть воздаяние и надежда на будущее. Чем больше скорбь, тем большая будет радость. После Своей крестной смерти, Воскресения и Вознесения, Христос посылает Духа Святого, Который наставляет нас на всякую истину и утешает истиною. Он созидает Церковь Свою, ведомую Духом Святым, и в ней - убиенные младенцы - её святые мученики и слава её. И кровь их - семя Церкви.

Кажется, не может быть на земле большего испытания, чем видеть убийство детей. Но есть то, что неизмеримо страшнее - когда мы допускаем духовное и нравственное убийство наших детей. "Не бойтесь убивающих тело, - говорит Господь, - а душе не могущих повредить". Потому что есть две смерти. Есть смерть вторая, о которой говорит Откровение. Она связана с отвержением Господа, проявляющимся, может быть, больше всего в убиении наших собственных детей прежде их рождения и в их растлении. И потому есть два плача. О, если бы плач Рахили стал сегодня плачем покаяния всего человечества о убиенных душой или телом детях! Тогда бы мы все узнали, что с нами Бог. Он выводит из смерти Младенца Христа, чтобы мы все увидели, что надежда на Божий Промысл - ответ на безнадёжность человеческой ситуации, в которой мы оказались.

 

О. Александр! Многие (хочется верить - по недомыслию) считают, что всё благополучно: церкви открыты, религиозной литературы сколько угодно. В Москве, говорят, в церковные праздники храмы переполнены. Не знаю. Приезжим больше бросаются в глаза казино, рестораны, бары и всякий срам. А попробуйте отъехать от столицы километров 200-300, увидите другое. В храмах почти никого, потому что скоро, наверное, людей совсем не останется. Я много бываю в Смоленской области, живу - в Калужской. Картина одна - "мерзость запустения" при полном равнодушии властей к своей земле, своим людям. Невыгодно им содержать пенсионеров - отменили льготы. Невыгодно бесплатное образование, медицинское обслуживание - всё на коммерческую основу. "Бесплатного" лечения по полису не допросишься. Сколько людей умирает...

Но если стремятся уже к полному нашему уничтожению, то не пора ли вести себя - "на войне как на войне"? Я знаю, Вы скажете: на всё воля Божия. Но неужели Бог равнодушен к такому бесчинству зла?

З. Н., Калужская обл., г. Медынь

"Мне отмщение и Аз воздам", - говорит Господь. Как быстро может совершаться Божие отмщение! Из всех грехов невинно пролитая кровь скорее всего переполняет долготерпение Божие. Пример этому - смерть Ирода, которая наступила очень скоро после убиения невинных младенцев. Такой злобы и неистовства был исполнен Ирод, что являлся непрестанным мучением для себя и страхом для окружающих.

Господь показывает нам, что представляют собой гонители Его и Его последователей. Все, кто преследуют Христа и Его Церковь, оказываются извергами. Они - вне рода человеческого. Они будут извержены из числа людей - если не покаются.

Разве не то же самое произошло во время самых жестоких в истории гонений у нас в России? Почему так быстро рассыпалось то, что, казалось, будет стоять века? Какая участь постигла гонителей Церкви - Ленина, Троцкого, Сталина, Хрущёва? Что осталось от них сегодня? И та же участь скоро, очень скоро постигнет нынешних растлителей народа и хулителей Христовых. Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний. Всё совершается по Промыслу Божию. Бог послал Иосифа Обручника в Египет, и там он пребывал, среди мрака и нечестия, пока Тот, Кто привёл его туда, не вывел его оттуда.

Во всех событиях мы должны научиться ясно различать смысл происходящего и видеть Бога, идущего впереди нас. Для этого требуется одно-единственное - делать то, что Бог говорит нам, исполнять святую волю Его, данную в Его заповедях. И тогда всюду с нами будет Бог. Нет такого места на земле, где не было бы Его благодатного присутствия. Ангелы Божий являются Иосифу Обручнику в Египте, Иезекиилю - в Вавилоне, Иоанну Богослову - на Патмосе, новым мученикам и исповедникам нашим - за колючей проволокой концлагерей. Ангел извещает Иосифа Обручника о смерти Ирода: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву ибо умерли искавшие души Младенца". Они умерли, а Христос живёт. Святые исповедники порой оказываются чудесно избавленными от руки гонителей и являются свидетелями их смерти. Так Царь Святой Церкви утишает бурю, и не раз она обретала тишину среди гонений. Но самое главное - даже при видимом торжестве врагов Христовых мы можем победоносно сказать: "Они умерли, а Христос и те, кто Его, живут".

Мы видим, как одни враги сменяют других, чтобы сражаться со Христом и Его Церковью. Едва исчезает один, как на его месте появляется другой. Диаволу надо, чтобы вражда против Господа и Церкви Его в мире не ослабевала.

И по поводу "на войне как на войне". Посмотрите, как осмотрительно совершает с самого начала Свой путь Спаситель, научая этому Свою Церковь. Святой Иосиф Обручник, "услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти". Бог никогда не хочет подвергать Своих чад бессмысленной опасности, но всё делает только ради их испытания в верности и ради вечной их славы. Придёт час, когда они, благодаря Бога, пойдут за своим Господом на крест.

И Господь берёт на Себя с самого начала всё наше унижение, чтобы дать нам Свою славу. Пусть никакие оскорбления не будут для нас непереносимы, если мы сподобляемся получить их ради Христа.

 

Что значит "крещение огнём", о котором говорит св. Иоанн Предтеча?

А. Е., г. Москва

Слушающие проповедь Иоанна Предтечи приглашаются жить между двумя крещениями. Прежде всего это крещение в воде во оставление грехов, которое Предтеча совершает в пустыне. Но это первое крещение не будет последним. После Иоанна придёт Христос, Сильнейший его, несравненно более великий. Он будет крестить Духом Святым и огнём. Попаляющим, испепеляющим всё, что не приносит плодов, достойных покаяния, огнём. Однако этот огонь прежде всего не умерщвляет, но животворит. Ибо это - Сам Дух Святой. Он очищает от вредных примесей, сообщает Свою пламенность, расплавляет как сталь в огне, говорят святые отцы, чтобы отлить новую форму и прочно соединить с Собой.

Христос в свою очередь принял два крещения. Первое было также в воде от Предтечи, но - бесконечно более действенное, чем у других. Над Христом открылись небеса, и был глас Отца Небесного, крестящего Его, погружающего в Свою любовь: "Ты еси Сын Мой возлюбленный", и помазующего Духом Святым, Который отныне всегда будет пребывать на Нём.

Это первое крещение для Христа также не будет последним. Оно только открывает путь к Его Пасхе. И Он будет идти, пока не достигнет второго, всё решающего крещения, - крещения Своею Кровью, в водах смерти. Этого крещения Он будет так сильно желать, что душа Его будет томиться, пока оно не совершится (Лк. 12, 50). Начавшись в водах Иордана, крещение Господне завершится в Пасхе Его Крестных Страданий и Славы, в тайне искупления и преображения человека, - чтобы стать источником нашего крещения.

Мы тоже приняли таинство крещения.

Прежде всего крещения в воде, но бесконечно более глубокой, чем та, в которой крестил Предтеча. Потому что она содержит в себе всю полноту двойного крещения Господня: крещения в Иордане, явившего Его возлюбленным Сыном Божиим, и крещения, принятого в муках смерти и в радости Воскресения.

И для нас это также не будет последним крещением. Ибо для ученика Христова существует второе крещение - крещение Духом Святым и огнём, к которому он всегда стремится. Это крещение завершится встречей со Христом, познанием Христа, навеки приобщающим его Кресту Христову и Воскресению, уподобляющим его тленное естество славе преображения Господня.

Таким образом, мы тоже живём между двумя крещениями. Мы всё уже приняли в первом, но только в начатках. Вся жизнь нашей веры существует для того, чтобы проявилась скрытая сила принятого нами Божественного огня. Он начинается с малой искры, но, неприметно тлея, разгорается, если мы только не гасим его отступничеством от наших крещенских обетов. И зажигает всё, к чему ни прикасается. Этот огонь - Сам Дух Святой - воспламеняет нас небесной любовью, истребляя в нас всё, что мешает этой любви. Этот огонь делает нас послушными воле Божией и соединяет нас с Богом, Который, согласно Писанию, есть "огнь поядающий".

Этот огонь - огонь Христов. Господь пришёл, чтобы принести его на землю, и как Он желает, чтобы огонь этот скорей возгорелся (Лк. 12, 49). И это крещение - тоже крещение Господне. Господь принял его в Своей Пасхе и теперь одного только ищет - чтобы она совершилась в жизни каждого из нас.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU