Уважаемый о. Александр! Многих поразили страшные события 1 сентября в Беслане. Меня мучит страх за судьбы наших детей. У меня их трое. Чем встретит их жизнь - злобой, ложью, ужасом, смертью? Есть пословица "Лес рубят - щепки летят", только щепки - наши детки. Они гибнут от рук террористов, в авиакатастрофах, из-за халатности врачей... Дети - заложники безответственности нынешних властей. Наши правители - как в сказке про теремок - живут себе и горя мало, такое складывается впечатление от всего происходящего. А мы хороним и оплакиваем наших деток. Кто они? Мученики, подобные 14 тысячам младенцев, убитых в Вифлееме по приказу царя Ирода? Какие могут быть надежды, если мои дети ежедневно могут быть убитыми и мы ничего не можем изменить?
P.P. Назарчук, г. Нижневартовск
Вся наша жизнь - путь следования за Христом. А первый путь Богомладенца Христа ведёт в Египет, к древнему врагу, воплощению зла и всех заблуждений. В вечер Рождества Христос становится изгнанником.
Те правители, о которых Вы говорите, идут путём царя Ирода. Ирод замышляет убийство Богомладенца сразу, как только узнаёт о Нём. И после того, как волхвы ушли домой другим путём, он не отказался от преступного замысла. Он уверен, что убив всех младенцев в Вифлееме, поразит в их числе и родившегося Царя иудейского.
Нас не может не печалить, что он так легко находит исполнителей неслыханного кровавого преступления. Однако вся история мира свидетельствует, что в них никогда не бывает недостатка. Историки говорят, что Ироду в то время было около семидесяти лет, так что Младенец, только что родившийся, не мог представлять для него как для царя какой-либо опасности. Чтобы не упустить Христа, он убивает всех младенцев в возрасте двух лет и ниже, в то время как Богомладенцу, по всей видимости, не было и года. Являя безумие зла, он убивает младенцев не только в Вифлееме, но и в его окрестностях.
Это злодеяние было совершено чисто по внушению человеконенавистника диавола, распаляющего его гордостью и жестокостью. Перед нами - предтеча антихриста.
Святая Церковь прославляет мученичество невинных младенцев, проливающих кровь за Богомладенца Христа, Который впоследствии прольёт Свою кровь за них. С этих младенцев начинается воинство несокрушимой армии Христовых мучеников.
А что с родителями, дети которых страдают? Так исполняется пророчество Писания: "Глас в Раме слышен: плач и рыдание, и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет". Это пророчество уже исполнилось однажды во времена Иеремии. Мы слышим в Писании его слово о Иерусалиме, ведомом в плен, покидающем землю, где остаётся гробница Рахили. Лия него Рахиль - образ земли обетованной, она плачет о детях, которые должны быть там, но их там нет. Точно так же в Вифлееме надежда на будущее исчезает со смертью детей. В Рождество Христово это пророчество раскрылось с новой силой.
И в наши дни оно вновь раскрывается там, где безутешное горе об убиенных детях. "Плач и рыдание, и вопль многий" - как будто пророк не находит слов, чтобы выразить смятение и ужас, переживаемые им от случившегося. Был когда-то великий плач в Египте по убиенным перворождённым. И вот снова самые юные создания предаются смерти. Те, к кому мы естественно испытываем особенную любовь. Так велико горе, что мы не хотим утешиться.
Но нет такого горя в этом мире, чтобы не было для него утешения Божия. Рахиль не хочет утешиться, потому что их нет, потому что они уже не на земле живых, уже не в материнских объятиях. Если бы действительно их не было, можно было бы понять горе, в котором нет надежды.
Но мы знаем, что они не погибли, но впереди нас идут к Богу. Горький плач в Раме - только преддверие величайшей радости, ибо есть воздаяние и надежда на будущее. Чем больше скорбь, тем большая будет радость. После Своей крестной смерти, Воскресения и Вознесения, Христос посылает Духа Святого, Который наставляет нас на всякую истину и утешает истиною. Он созидает Церковь Свою, ведомую Духом Святым, и в ней - убиенные младенцы - её святые мученики и слава её. И кровь их - семя Церкви.
Кажется, не может быть на земле большего испытания, чем видеть убийство детей. Но есть то, что неизмеримо страшнее - когда мы допускаем духовное и нравственное убийство наших детей. "Не бойтесь убивающих тело, - говорит Господь, - а душе не могущих повредить". Потому что есть две смерти. Есть смерть вторая, о которой говорит Откровение. Она связана с отвержением Господа, проявляющимся, может быть, больше всего в убиении наших собственных детей прежде их рождения и в их растлении. И потому есть два плача. О, если бы плач Рахили стал сегодня плачем покаяния всего человечества о убиенных душой или телом детях! Тогда бы мы все узнали, что с нами Бог. Он выводит из смерти Младенца Христа, чтобы мы все увидели, что надежда на Божий Промысл - ответ на безнадёжность человеческой ситуации, в которой мы оказались.
О. Александр! Многие (хочется верить - по недомыслию) считают, что всё благополучно: церкви открыты, религиозной литературы сколько угодно. В Москве, говорят, в церковные праздники храмы переполнены. Не знаю. Приезжим больше бросаются в глаза казино, рестораны, бары и всякий срам. А попробуйте отъехать от столицы километров 200-300, увидите другое. В храмах почти никого, потому что скоро, наверное, людей совсем не останется. Я много бываю в Смоленской области, живу - в Калужской. Картина одна - "мерзость запустения" при полном равнодушии властей к своей земле, своим людям. Невыгодно им содержать пенсионеров - отменили льготы. Невыгодно бесплатное образование, медицинское обслуживание - всё на коммерческую основу. "Бесплатного" лечения по полису не допросишься. Сколько людей умирает...
Но если стремятся уже к полному нашему уничтожению, то не пора ли вести себя - "на войне как на войне"? Я знаю, Вы скажете: на всё воля Божия. Но неужели Бог равнодушен к такому бесчинству зла?
З. Н., Калужская обл., г. Медынь
"Мне отмщение и Аз воздам", - говорит Господь. Как быстро может совершаться Божие отмщение! Из всех грехов невинно пролитая кровь скорее всего переполняет долготерпение Божие. Пример этому - смерть Ирода, которая наступила очень скоро после убиения невинных младенцев. Такой злобы и неистовства был исполнен Ирод, что являлся непрестанным мучением для себя и страхом для окружающих.
Господь показывает нам, что представляют собой гонители Его и Его последователей. Все, кто преследуют Христа и Его Церковь, оказываются извергами. Они - вне рода человеческого. Они будут извержены из числа людей - если не покаются.
Разве не то же самое произошло во время самых жестоких в истории гонений у нас в России? Почему так быстро рассыпалось то, что, казалось, будет стоять века? Какая участь постигла гонителей Церкви - Ленина, Троцкого, Сталина, Хрущёва? Что осталось от них сегодня? И та же участь скоро, очень скоро постигнет нынешних растлителей народа и хулителей Христовых. Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний. Всё совершается по Промыслу Божию. Бог послал Иосифа Обручника в Египет, и там он пребывал, среди мрака и нечестия, пока Тот, Кто привёл его туда, не вывел его оттуда.
Во всех событиях мы должны научиться ясно различать смысл происходящего и видеть Бога, идущего впереди нас. Для этого требуется одно-единственное - делать то, что Бог говорит нам, исполнять святую волю Его, данную в Его заповедях. И тогда всюду с нами будет Бог. Нет такого места на земле, где не было бы Его благодатного присутствия. Ангелы Божий являются Иосифу Обручнику в Египте, Иезекиилю - в Вавилоне, Иоанну Богослову - на Патмосе, новым мученикам и исповедникам нашим - за колючей проволокой концлагерей. Ангел извещает Иосифа Обручника о смерти Ирода: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву ибо умерли искавшие души Младенца". Они умерли, а Христос живёт. Святые исповедники порой оказываются чудесно избавленными от руки гонителей и являются свидетелями их смерти. Так Царь Святой Церкви утишает бурю, и не раз она обретала тишину среди гонений. Но самое главное - даже при видимом торжестве врагов Христовых мы можем победоносно сказать: "Они умерли, а Христос и те, кто Его, живут".
Мы видим, как одни враги сменяют других, чтобы сражаться со Христом и Его Церковью. Едва исчезает один, как на его месте появляется другой. Диаволу надо, чтобы вражда против Господа и Церкви Его в мире не ослабевала.
И по поводу "на войне как на войне". Посмотрите, как осмотрительно совершает с самого начала Свой путь Спаситель, научая этому Свою Церковь. Святой Иосиф Обручник, "услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти". Бог никогда не хочет подвергать Своих чад бессмысленной опасности, но всё делает только ради их испытания в верности и ради вечной их славы. Придёт час, когда они, благодаря Бога, пойдут за своим Господом на крест.
И Господь берёт на Себя с самого начала всё наше унижение, чтобы дать нам Свою славу. Пусть никакие оскорбления не будут для нас непереносимы, если мы сподобляемся получить их ради Христа.
Что значит "крещение огнём", о котором говорит св. Иоанн Предтеча?
А. Е., г. Москва
Слушающие проповедь Иоанна Предтечи приглашаются жить между двумя крещениями. Прежде всего это крещение в воде во оставление грехов, которое Предтеча совершает в пустыне. Но это первое крещение не будет последним. После Иоанна придёт Христос, Сильнейший его, несравненно более великий. Он будет крестить Духом Святым и огнём. Попаляющим, испепеляющим всё, что не приносит плодов, достойных покаяния, огнём. Однако этот огонь прежде всего не умерщвляет, но животворит. Ибо это - Сам Дух Святой. Он очищает от вредных примесей, сообщает Свою пламенность, расплавляет как сталь в огне, говорят святые отцы, чтобы отлить новую форму и прочно соединить с Собой.
Христос в свою очередь принял два крещения. Первое было также в воде от Предтечи, но - бесконечно более действенное, чем у других. Над Христом открылись небеса, и был глас Отца Небесного, крестящего Его, погружающего в Свою любовь: "Ты еси Сын Мой возлюбленный", и помазующего Духом Святым, Который отныне всегда будет пребывать на Нём.
Это первое крещение для Христа также не будет последним. Оно только открывает путь к Его Пасхе. И Он будет идти, пока не достигнет второго, всё решающего крещения, - крещения Своею Кровью, в водах смерти. Этого крещения Он будет так сильно желать, что душа Его будет томиться, пока оно не совершится (Лк. 12, 50). Начавшись в водах Иордана, крещение Господне завершится в Пасхе Его Крестных Страданий и Славы, в тайне искупления и преображения человека, - чтобы стать источником нашего крещения.
Мы тоже приняли таинство крещения.
Прежде всего крещения в воде, но бесконечно более глубокой, чем та, в которой крестил Предтеча. Потому что она содержит в себе всю полноту двойного крещения Господня: крещения в Иордане, явившего Его возлюбленным Сыном Божиим, и крещения, принятого в муках смерти и в радости Воскресения.
И для нас это также не будет последним крещением. Ибо для ученика Христова существует второе крещение - крещение Духом Святым и огнём, к которому он всегда стремится. Это крещение завершится встречей со Христом, познанием Христа, навеки приобщающим его Кресту Христову и Воскресению, уподобляющим его тленное естество славе преображения Господня.
Таким образом, мы тоже живём между двумя крещениями. Мы всё уже приняли в первом, но только в начатках. Вся жизнь нашей веры существует для того, чтобы проявилась скрытая сила принятого нами Божественного огня. Он начинается с малой искры, но, неприметно тлея, разгорается, если мы только не гасим его отступничеством от наших крещенских обетов. И зажигает всё, к чему ни прикасается. Этот огонь - Сам Дух Святой - воспламеняет нас небесной любовью, истребляя в нас всё, что мешает этой любви. Этот огонь делает нас послушными воле Божией и соединяет нас с Богом, Который, согласно Писанию, есть "огнь поядающий".
Этот огонь - огонь Христов. Господь пришёл, чтобы принести его на землю, и как Он желает, чтобы огонь этот скорей возгорелся (Лк. 12, 49). И это крещение - тоже крещение Господне. Господь принял его в Своей Пасхе и теперь одного только ищет - чтобы она совершилась в жизни каждого из нас.