Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Январь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

"Все мы виноваты…"

слово отца ИЕРОНИМА

 За считанные годы Свято-Троицкая обитель г. Алатыря стала крупнейшим монастырём Поволжья. Оно и неудивительно, как раньше говорили: "каков поп, таков и приход". Трудами наместника обители архимандрита Иеронима возрождается не только монастырь - и строениями, и числом братии - возрождается и сам тихо умиравший доселе городок Алатырь, в который словно вдохнули вторую жизнь - церковную. И в самом деле - в город и окрестные сёла переехали из других регионов России десятки семей - духовных чад отца Иеронима. Народ всё образованный и энергичный. Кто-то из них принялся поднимать уровень местных школ, кто-то стал восстанавливать храмы. Кто-то стал монахом, а кто-то принял священнический сан и приход. С этих самых пор так уж повелось, что почти половина всех священников в округе - из того самого, "иеронимовского призыва".

А ещё батюшка взял на себя подвиг духовного окормления и утешения приезжих паломников. Он принимает людей с утра и до позднего вечера, порой без перерыва. И даже самые близкие люди удивляются, откуда он берёт силы, и констатируют: без Божией помощи такое было бы невозможно. Братия рассказывает, что однажды батюшка, уставший от беспрерывного людского потока, задумал вновь уйти в затвор - вернуться на Святую гору Афон. Но по дороге в Грецию у него исчезли документы. И батюшка воспринял это как знак свыше и остался в обители.

Короткое слово отца ИЕРОНИМА для читателей "Русского Дома" полно и горечи из-за нестроений в церковной жизни, и самокритики. Что ж, это говорит только о требовательности батюшки прежде всего к самому себе, о его скромности.

- Несмотря на внешнее возрождение наших обителей, скорбно становится, глядя на нынешнюю церковную жизнь, - сказал отец Иероним. - В жизни нашего монастыря, как в капле воды, отражается ситуация во всей России. Я сам - наместник обители строящейся и вроде даже преуспевающей. Но чувствую, что в духовной жизни братии пошли сбои. Если внутреннее мешает, то внешнее, как его ни приукрашай, не даст никаких положительных результатов. Чрезмерная заботливость о внешнем дурно влияет не только на душу монаха, но и на всю Церковь. Из церковной истории мы знаем, что наши церкви и монастыри возрождались столетиями, веками накапливали и духовный опыт, и материальные ценности (архитектура, убранство и т. д.). Сейчас задача Церкви ещё более конкретная: помочь людям духовно возродиться. Однако у меня такое впечатление, что народом-то как раз сейчас никто не занимается.

Много, конечно, в последнее время развелось старцев. Но как послушаешь, что они говорят людям, какие советы дают - страшно становится! Сам-то я никакой не старец, а просто монах с большим опытом. В духовной жизни я ничего ещё не достиг. И достигну ли - один Бог знает. Когда 20 лет назад я беседовал с митрополитом Серафимом, то спросил его - как спастись и духовно возродиться? Он мне ответил: "Отец Иероним, сохранишь в сердце своём милосердие, веру, любовь - спасёшься".

К чему же я пришёл сейчас в своей духовной жизни? Страдаю от народа, упустил братию, сам себя упустил. Нельзя постоянно находиться в таком людском водовороте и не оскудевать. Понимаю, что для духовного роста мало принимать народ и даже мало стоять у Престола Божия. Нужно правильно подходить к вопросу очистки своей собственной совести и работы своей души. Именно отсюда могут черпаться силы. В последние годы я стал завидовать святым отцам древности - их одиночеству и неспешной молитве. Но ничего не могу поделать: народ жалко. Ведь едут со всех сторон! Вот и не останавливаю этот водоворот.

Ещё меня глубоко волнует то, что происходит сегодня в стране. Нерешённые проблемы наркомафии, бандитизма, терроризма, организованной преступности и коррупции - ведут к хаосу. Против этих отморозков сейчас необходим самый жестокий террор. Вся карающая сила государственной машины должна обрушиться на их головы. А что же мы видим? С молчаливого согласия Кремля и прочих структур власти бандитам и уголовникам даётся зелёный свет.

Однако русский дух не так просто убить, ты сам понимаешь. Пока он ещё спит. И проснётся ли - зависит не только от власти. Ведь в том, что происходит сейчас с народом, виноваты в том числе и мы, церковнослужители. Своим равнодушием, своей пассивностью. В чём же эта пассивность заключается? Эта пассивность заключается в том, что наши пастыри, увы, забыли своё предназначение, забыли о народе. Стали простыми требоисполнителями. Отслужили - и бегом из храма! А надо бы народ пробуждать и поднимать, идти в люди, как шёл святой праведный Иоанн Кронштадтский. За внешним служением нельзя забывать внутреннее. Это касается и монашествующих, и архиереев. Все мы виноваты в малом и великом, все мы должны бороться за свою душу, Церковь и Россию и помогать друг другу.

 

г. Алатырь

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU