К этому празднику мы готовились сорок дней. Он приближался к нам, как Рождественская звезда, постепенно нарастающим праздничным ликованием в богослужении. Нам две тысячи лет назад воссиял Свет Разума. Временное и Вечное, Бог и Человек соединились для спасения человека. Так возлюбил Бог мир. Ни в одной другой религии нет такого любящего Бога. Он пришёл к нам в смиренном образе беспомощного Младенца, чтобы принять на Себя все грехи мира, освободить всё человечество от рабства духовного. Он возвратил нам свободу воли. И теперь уже от каждого из нас зависит, что выбрать: волю Божию или волю вражию, потому что битва за нашу душу идёт до самой смерти и наш выбор влияет на судьбы наших детей. А о детях в праздник Рождества Христова подумать - самое время. И не только потому, что надо нарядить для них ёлку и купить подарки.
Этот праздник даже самые яростные безбожники, за каждым из которых стояли легионы бесов, не смогли уничтожить после революции. А уж как старались! До смешного доходило. За наряженную на Рождество ёлку в тюрьму сажали. Потом, по милости Божией, самые непримиримые мракобесы исчезли, аки дым, и к власти стали приходить люди, помнившие радостную праздничность рождественской ёлки, подарков, и они решили, что надо народу что-то разрешить, какой-то свет в окошке оставить. Мало ему праздников, когда только красными флагами машут. Ребёнку всё это вообще непонятно. Даже страшно. И растёт он, получается, как-то совершенно безрадостно. Что же в таком случае из него вырастет?
И начались у нас зимние Рождественские каникулы с ёлками и подарками. И чистые души детей, даже не знавших о Рождестве, чувствовали, что эта ликующая радость в их сердцах совсем не из-за блестящих шаров на ёлках и не из-за того, что наступило 1 января. А стоит за этим какая-то Великая Тайна, которая когда-нибудь обязательно раскроется. Мы выросли, прочитали Евангелие и всё поняли. И многие из нас пришли в Церковь.
Следует отметить, что сохранить свободу воли и трезво сделать свободный выбор нам помогло то, что все мы учились в нормальных школах, где всем нам давали хорошее образование. Мы читали нормальные человеческие книги, слушали Моцарта и Гайдна (это тогда было престижно), нас всех подряд, а не только самых способных, как сейчас, учили петь человеческие песни. Это очень важно, уверяю вас. Ныне наши дети разучились читать, совсем не умеют петь. Грохот, дым, чад, ад - вот что их окружает в школе. Какая уж тут свобода воли?
Конечно, это была особая милость Божия к нашему поколению. От нас же Бог ждёт соработничества в битве за души наших детей. Ведь ныне злые силы как-то особенно сосредоточились и пошли в атаку.
Прежде всего, конечно, силы зла на детские души напали и с флангов, и с тыла, прямо-таки обрушились на них, как лавина, и поволокли, и потопили самых слабых. Это было очень умно сделано, надо признать. Мы и глазом моргнуть не успели. А ведь Христос для того и явился в мир в виде беспомощного Младенца, чтобы мы главным в своей жизни почитали воспитание своих детей. Зачем вообще все наши труды, вся наша жизнь, если после нас на нашей земле будут жить полуидиоты? Только по милости Божией это не так, но силы зла упорно работают в этом направлении.
Самых умных из наших детей мы не можем оторвать от компьютера, а если и оторвём, то они без него ходят как неприкаянные, у них без него ломка, как у наркоманов. У детей из неблагополучных семей (а таких у нас сейчас большинство) в ушах - наушники с адским грохотом и скрежетом, потому что все во дворе и в школе это слушают, и они уже к этому привыкли, как к наркотику, который вскоре кто-нибудь ненавязчиво предложит. И оглушённый грохотом и скрежетом примет его как нечто уже духовно близкое. И всё. Нет человека, потому что нет у наркомана свободы воли, свободы мысли. Он уже не образ и подобие Божие. Всё это мы знаем. Но нельзя же, в самом деле, с этим смириться! Надо же как-то противостоять этому. Были ведь у нас хорошие школы. И кто придумал сделать нищими учителей, самых нужных людей в обществе?
Воспитание детей вообще дело чрезвычайно непростое и тонкое. Оно требует самопожертвования и самоотверженности, геройского подвига, как в битве с врагом на поле брани. Такого подвига Бог ждёт от родителей прежде всего. А чтобы быть готовым к подвигу, надо нам самим научиться жить праведно, значит, прежде всего надо воспитать себя. Ребёнок должен видеть в своих родителях, в их отношениях друг к другу пример христианской жизни. Иначе все наши правильные слова, а тем более крики, угрозы, наказания приведут только к тому, что дитя замкнётся в себе, мудро решит с неразумными родителями не спорить, а в душе будет мечтать о том времени, когда вырастет и уйдёт "на страну далече", и из дома, и из храма, куда его водят насильно, от случая к случаю.
Праведно жить мы, недавно пришедшие в Церковь, ещё не можем. Потому и результаты наших попыток воспитывать своих детей весьма плачевны. Мы "сеем при дороге" или на "камень" и не знаем, как удобрить почву душ наших детей. Как можно знать о том, чего сам не имеешь?
Теория в духовной жизни вещь второстепенная. Жить надо, трудиться над своей душой. Один московский батюшка сказал, что "в православной семье должна быть атмосфера рая, чтобы ребёнок сравнивал жизнь в миру и жизнь дома, как рай и ад". Тогда ему из дома никуда уходить на захочется. И атмосфера храма будет для него родной, ведь и дома у него похожая атмосфера маленькой домашней церкви. И стояние на службе будет ему не в тягость, а в радость, и он сделает свой свободный выбор веры на всю жизнь.
Помню, когда я в начале семидесятых, по милости Божией, стала ходить в храм и знакомиться с семьями православных батюшек, меня более всего поразила именно райская умиротворённость и тишина их домов. Там под благодатным покровом царила постоянная Рождественская и Пасхальная радость. Там вырастали мальчики, ставшие ныне священниками, девочки - будущие матери многочисленных детей, создавшие в своих семьях такую же радостную атмосферу домашней церкви.
В Православии очень важна преемственность. Семьям, в которых она утеряна, где дедушки и бабушки не ходили в храм, а родители стали ходить только в зрелом возрасте, трудно воспитывать детей. Трудно удержать их от агрессивно влекущего стремления в круговорот наступающих со всех сторон разрушительных для души соблазнов. И всё-таки есть одно чудодейственное средство, которое поможет даже в самой крайней ситуации. Удивительные чудеса творит молитва матери. И если уж Бог привёл нас, недостойных, в Свой храм, значит, мы должны стать надёжными пастырями своего малого стада, неленостно вымаливать своих детей, ведь более действенного способа воспитания их просто не существует. И вот тогда наш род не оскудеет благодатию Божией. И через несколько лет в праздник Рождества Христова мы будем стоять в храме вместе со своими детьми и внуками и петь: "Христос рождается, славите!" и "С нами Бог, разумейте, языцы!"