В январе этого года сошлось две разноплановых даты, между которыми, однако, есть глубинная связь: 75 лет назад безбожной властью были запрещены в Москве колокольные звоны и 10 лет назад осуществлена закладка разрушенного большевиками Храма Христа Спасителя - православного символа российской державы. Вновь звучат колокола возрождённого храма.
На вопросы "Русского Дома" отвечает главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов
- Игорь Васильевич, когда Вы первый раз забрались на колокольню?
- В четвёртом классе школы я вдруг проявил совершенно никому не понятный интерес к колоколам: ездил в Новодевичий монастырь, слушал колокольный звон. Потом мы часто ездили с моим покойным родителем в Елоховский собор, в Троице-Сергиеву лавру. Я слушал колокола, а дома пытался изображать звон на всевозможных металлических предметах. А впервые на колокольню мне довелось подняться в московском Даниловом монастыре. Сначала я работал там в качестве добровольца на малоквалифицированных работах, а потом, когда в обитель поступили колокола, подвизался на колокольне. Это было в 1984 году.
- А кем Вы были в то время по специальности?
- Я работал в государственном предприятии по производству авиационной техники. Эти знания мне очень пригодились в колокольном деле.
- Как может быть связана авиация с колоколами?
- Расчёт углов, соединений, сочленений, троса, блоки... Вот сегодня вы видели звонарские помосты на колокольнях Храма Христа Спасителя. Помосты я нарисовал буквально за один вечер, потому что нужно было срочно их сварить. На этой площадке располагаются семь звонарей, которые должны работать, не мешая друг другу. Кстати, старый храм звучал гораздо тише и хуже, чем этот, воссозданный. Для этого тоже пригодилось знание технологии. Сейчас колокола висят на пружинах, чтобы вся вибрация от них не переходила в балку. А чтобы звонарю было легче, язык колокола повесили на подшипнике.
- Правильно ли я понимаю, что раньше, в советский период, звонарями становились стихийно? То есть человек попадал к какому-нибудь мастеру при храме и начинал учиться звонарному делу?
- В советский период гибли и звонари, и инструменты. Надо отметить, что в Москве не осталось ни одного полностью сохранившегося подбора колоколов. Как можно обучить, например, пианиста, если из пианино вырваны половина клавиш? Точно так же невозможно воспитать и звонаря. Потому этот стихийный процесс попадания в звонари очень долго продолжался. Отнюдь не каждый старый звонарь - носитель традиций.
- А где можно выучиться этим традициям? Как сейчас стать настоящим звонарём?
- При нашем Храме Христа Спасителя существует школа звонарей, которую возглавляет ваш покорный слуга. Для обучения здесь наличествует настоящий подбор колоколов, который выстроен ближе к ля-минорному звучанию.
- Колокола выстраиваются по гаммам, по нотам?
- Да, есть различные гаммы. Когда колокола для Храма Христа Спасителя отливали на ЗИЛе, то конкурс выиграли как раз те, которые строили ля-минор и до-мажор. Колокола, которые этот конкурс проиграли, звонари Троице-Сергиевой лавры назвали "пьяными колоколами". То есть они вообще никак не строили между собой, хрипели.
- От чего же зависит качество звучания?
- Колокол представляет собой круглый колпак, который вверху втрое тоньше, чем внизу. Нужно в правильно построенную форму залить акустический металл или колокольную бронзу. Такое сочетание формы и содержания и определяет звучание. А если говорить о духовной стороне этого дела, то на звук колокола влияет и священник, который молится за его отливку, и заказчик, который откуда-то достаёт деньги, к сожалению, не всегда праведным путём. Более того, практика показывает, что если колокол был освящён для одной колокольни, а попал на другую, то он там звучит плохо. Мы, звонари, считаем, что колокол роднится со своим местом раз и навсегда. Как муж с женой при венчании.
- Должен ли звонарь знать нотную грамоту?
- Не обязательно. Как иконописцу не обязательно учиться в школе живописи. Иконописец, как и звонарь, должен знать традицию, по которой творится икона или колокольный звон. Конечно, каждый колокол имеет свою ноту, высоту звучания. Но колокольный звон основан на ритме большого колокола, в который абсолютно точно должны укладываться все остальные колокола, исполняя свою партию. Представьте себе, что по звуку большого колокола я могу узнать, кто в него звонит и в каком настроении. Поэтому звонари Храма Христа Спасителя перед началом звона собираются у иконы и молятся, чтобы звон воспринимался не просто как дёргание за верёвки, а как общее действие всех звонарей. Вот это гораздо важнее, чем нотная грамота. Мы можем разбираться в диезах-бемолях, в гаммах, терциях и секундах, но если у звонарей не будет мира и покоя в душе, то и звон у нас выйдет такой же ершистый.
- В иконописи должны жёстко соблюдаться каноны. А насколько свободен в своём творчестве звонарь?
- В колокольном звоне канона как такового нет. В разные века был разный звон. До нас дошли некоторые свидетельства, как звонили в XIX веке, нотные записи. Два года назад скончался родившийся в 1907 году звонарь Новодевичьего монастыря Владимир Иванович Мошков, который был живым носителем традиций. Он донёс до нас звон XIX - начала XX века.
- Чем отличается православная традиция колокольного звона от западноевропейской?
- В западной Церкви есть орган, в который и ушла вся музыкальность. Поэтому колокольный звон там имеет значение прикладное. Как звонок в дверь. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Западной Европе были тоже очень большие колокола - до 25 тонн. Но особой музыкальности там нет. А на Руси вся инструментальная музыкальность была сосредоточена в колоколах.
- В России колокольный звон имеет, если можно так выразиться, государственное звучание. Когда это началось?
- С 1453 года. Мы можем абсолютно точно назвать эту дату, с которой Русь отходит от католической традиции и создаёт свой звон. Сначала это созрело в умах, затем в кошельках, потом выразилось в камне и бронзе. В 1453 году турки берут Константинополь. И первое деяние, которое они там совершают, - запрещают колокольный звон. Потому что колокольный звон беспокоит тёмных духов, витающих в воздухе, то есть изгоняет чертей. В это же время на Руси воцаряется Иван III, который строит колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. С этого момента Россия о себе заявляет, что она принимает на себя миссию Византии и является Третьим Римом. И хотя на Руси были колокола и до этого, именно с 1453 года колокольный звон обрел государственное значение.
- Итак, колокольный звон разгоняет злую силу?
- В произведении Мусоргского "Ночь на Лысой горе" вся нечисть испаряется с первым ударом колокола. Это внешний голос Церкви, который хочет достучаться до каждой души. Ведь почему богоборческая власть, какая у нас была, со всех храмов сбрасывала колокола? Потому что для неё колокольный звон имел наибольшую опасность. В этом - глубокий духовный смысл.
- Колокол выполняет не только чисто церковные функции?
- Да, существуют разные звоны - и заполошные, и метельные, и набатные, и вечевые. Кстати, с вечевым колоколом связана одна из самых интересных загадок. Ведь если, например, какие-то земли присоединяли к Московскому государству, то оттуда увозили вечевой колокол. На колокольне Ивана Великого висит и новгородский, и ростовский, и рязанский колокола. А вот последний вечевой колокол сохранился именно в Москве - московский набат в переливке Моторина 1714 года. Он хранится в Оружейной палате. Таким образом, вводя запреты и разрушая вольные традиции других земель, Москва сохраняла эти же самые традиции у себя.