Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Январь 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Небесная связь времён

Зураб Михайлович ЧАВЧАВАДЗЕ

Св. равноапостольная Нина

 27 января - 1670 лет со дня праведной кончины св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

15 января - 210 лет назад родился Александр Сергеевич Грибоедов

Вначале 80-х годов минувшего столетия, в преддверии разрушительных для советского государства событий, уже явственно ощущалось обострение межнациональных отношений внутри страны. Русофобия в национальных республиках принимала крайние формы выражения. Не составляла исключение и Грузия.

Меня, дорожащего и гордящегося принадлежностью к обоим этносам, умонастроения такого рода огорчали не на шутку. Было больно и досадно за трагическую разобщённость двух православных народов.

Эти грустные мысли стали предметом обсуждения с моим новообретённым в те годы другом, только что закончившим сценарный факультет знаменитого ВГИКа, но готовившим себя совсем для другой стези, а именно - для монашеского служения.

- Да, - говорил он, - ссорить народы - великий грех, особенно народы духовно единосущные. А ты, как представитель своего рода, должен противопоставить отчуждению двух народов великий пример Нины Грибоедовой и написать о нём.

И вот (в кои веки!) я выполняю это поручение. Однако начну я с житийной истории святой равноапостольной Нины, небесной покровительницы грузинской супруги великого русского поэта, в память о грядущем 1670-летии блаженной кончины просветительницы Иверской земли.

Святая равноапостольная Нина родилась в Каппадокии в семье знатных и благочестивых родителей Завулона и Сусанны. По материнской линии она приходилась племянницей Иерусалимскому патриарху, а по отцовской - родственницей св. великомученику и Победоносцу Георгию. В двенадцатилетнем возрасте св. Нина поселилась в Иерусалиме и была отдана на воспитание богомудрой старице Нианфоре, наставлявшей её в христианской вере и поведавшей ей историю о хитоне Христовом, который был увезён воином, получившим его по жребию, из Иерусалима в языческую Иверию (древнее название Грузии).

Мцхета - древняя столица Грузии

Зная о том, что Иверская страна изначально была уготована для евангельского благовестия Самой Пречистой Деве и именовалась поэтому Её уделом, юная Нина молилась Божией Матери, дабы удостоиться посещения Иверии и обрести там великую христианскую святыню. В сонном видении Богородица вручила ей крест, сплетённый из виноградной лозы, и благословила на подвиг просвещения жителей Иверской земли светом Христовой истины, пообещав ей Своё покровительство.

С этого момента начинается поразительная череда небесных знамений и чудес, в результате которых юная беззащитная дева, противостоя одичавшему в язычестве грубому народу, преображает его и открывает ему путь спасительного устроения жизни по заповедям Христовым.

В 319 году она пришла в Грузию и, поселившись в окрестностях столичного града Мцхета, увидела толпы людей, направлявшихся к высокой горе для совершения жертвоприношения языческим идолам Армазу, Гаци и Гаиму. Случилось это в день праздника Преображения. По молитве св. Нины разразилась буря, повергшая истуканов в реку.

Вскоре после этого знамения св. Нине удалось помочь своей пламенной молитвой жене царского садовника Анастасии, бывшей бездетной, стать не только матерью, но и первой в Иверском краю верующей христианкой. Потом она исцелила умиравшего младенца, прикоснувшись к нему своим крестом из виноградной лозы, и откликнулась на мольбу царицы Наны избавить её от тяжкого недуга. Получив исцеление, царица незамедлительно пожелала креститься и стала не только ревностно исполнять христианские заповеди, но и настойчиво склонять к тому же своего супруга - царя Мириана. Произошло это только после того, как, ослепнув от удара молнии, он взмолился небесам:

- Боже Нины! Рассей мрак пред моими очами и я прославлю имя Твое!

Грузинские предания относят это событие к 6 мая 319 года, называя дату чудесного прозрения царя Мириана днём насаждения и утверждения Церкви Христовой на Иверской земле. И действительно, едва прозрев физически и духовно, царь обратился к византийскому Императору Константину Великому с просьбой направить в его страну духовенство для массового крещения грузин. Так начался процесс христианизации Грузии и заодно с ним - второй этап подвижнического служения св. Нины, а именно - проповедь основ христианской веры в ближних и дальних уголках страны.

Святая благовестница знала, что в западных и южных землях Иверии уже до неё звучала проповедь о Христе Спасителе, поэтому она отправилась сначала на север и утверждала там правую веру среди диких горцев. А последним местом её апостольских подвигов стала восточная провинция Иверии - Кахетия. Здесь к её шалашу, устроенному на склоне горы, приходила слушать спасительные истины царица Кахетии Соджа (София), за которой следовали тысячи и тысячи жителей ближних и дальних селений.

Завершив своё апостольское служение обращением в христианство всей Кахетии, св. Нина удалилась в пустынь неподалёку от селения Бодбэ. Здесь во время молитвенного бдения она удостоилась небесного откровения о приближении собственной кончины.

Преставление её, случившееся 14 (27) января 335 года, ознаменовалось множеством чудесных явлений и исцелений. Похоронили святую равноапостольную Нину в её Бодбийской пустыньке. На могиле великой благовестницы царь Мириан заложил монастырь во имя её родственника - святого великомученика и победоносца Георгия. В этом монастыре и поныне почивают её нетленные и цельбоносные мощи.

В нескольких десятках километров от благословенного Бодбэ, на северном краю Алазанской долины, расположено селение Цинандали, одно из родовых имений князей Чавчавадзе. Здесь в 1812 году у князя Александра Гарсевановича, крестника Екатерины II, родилась дочь.

Когда-то князь подумывал, что в случае рождения дочери он даст ей имя высокочтимой им Императрицы, своей крёстной матери. Но слишком почитаемым и любимым всегда было в Грузии имя святой равноапостольной Нины, и родившуюся дочь нарекли Ниной. Екатериной предстояло стать следующей, которая появилась на свет четырьмя годами позже.

По свидетельству современников, изложенному историком С. Чилая, "они заметно отличались друг от друга: Нина была натурой поэтичной, чувствительной, мягкой. Екатерина же - гордой и холодно-рассудительной...". Столь же различными оказались и их судьбы: Екатерина стала правительницей Мингрелии, а Нина - глубоко несчастной женщиной, мыкающей неутешное горе по мученически убиенному супругу.

История сохранила письмо А.С. Грибоедова к Ф.В. Булгарину с описанием его первой встречи с княжной Ниной: "Это было 16 июля 1828 года. В этот день я сидел за столом против Нины Чавчавадзевой... всё на неё глядел... я взял её за руку... мы вышли в комнату, я не помню, что начал ей бормотать, и всё живее и живее; она заплакала, засмеялась, я поцеловал её, потом к матушке её, к бабушке... нас благословили, я отправил курьера к её отцу в Эривань с письмом от нас обоих".

Венчались они в Тифлисе 22 августа (4 сентября) 1828 года, в день чудотворной иконы Грузинской Божией Матери. О поразительной по силе и глубине чистой, пламенной и романтической любви молодых супругов складывались легенды... По неисповедимым путям Господним, автор этих строк, дальний потомок княжны Нины, обвенчался со своей русской невестой в тот же день чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, только ровно 150 лет спустя, не зная тогда о таком совпадении!

Грот с могилами
Александра Сергеевича Грибоедова и
Нины Александровны Чавчавадзе.
Лоза возле грота посажена
самой Ниной Чавчавадзе
после смерти мужа

Для большей части грузинского общества того времени породнение двух дворянских родов - грузинского и русского - символизировало долгожданное объединение самих государств и поэтому приветствовалось. Но были и такие, кому эта "символика" была не по душе.

- Мы принесли России, - говорили они, - немалую духовную подмогу: чудотворные иконы Иверской и Грузинской Божией Матери; гвоздь от Креста Господня, вделанный в венец епископской митры и доставленный в Москву царём Арчилом; великую святыню - хитон Христов, хранящийся ныне в Успенском соборе Кремля; наконец, начало начал нашей Церкви - крест св. Нины, который более полувека пребывал в Нижегородской губернии, пока Александр I лично не пожелал вернуть святыню в Грузию. И что же мы получили взамен?

- Взамен, - отвечали им, - мы угодили Богу, поделившись с единоверными братьями теми духовными дарами, которых Он нас сподобил. А в земном плане мы обрели гарантию оставаться православными, хранить и развивать свои традиции, язык, культуру. Не забывайте, что святая Нина за полтора тысячелетия предвидела наш союз с северным соседом, когда, молясь о просвещении Иверской земли, одновременно просила Бога о том, "чтобы и север, и юг возрадовались вместе о Господе и чтобы все народы стали поклоняться Ему, Единому Предвечному Богу".

А на южных рубежах Грузии было действительно неспокойно. В июле 1826 года персы без объявления войны вторглись в кавказские пределы. По завершении персидской кампании русский император направил в Тегеран своего личного посланника А.С. Грибоедова с целью вынудить Персию заключить мирный договор с Россией.

Молодая супруга вызвалась сопровождать Грибоедова в его опасной миссии и, несмотря на все его отговоры, добралась с ним до Тавриза. Но, узнав там о яростных антирусских настроениях в столице Персии, Грибоедов категорически воспротивился её отъезду в Тегеран. По возвращении из Тавриза в Тифлис Нина получила трагическое известие о гибели любимого мужа, случившейся спустя всего пять месяцев после их свадьбы. От страшного потрясения она потеряла ребёнка, которого так трепетно ждала.

А.С. Грибоедова похоронили, по его завещанию, в монастыре св. Давида на тбилисской горе Мтацминда (Святая Гора). Нина сама спроектировала могильный памятник, изобразив убитую горем женщину в траурных одеждах, молитвенно припавшую к подножию креста - великого символа спасительного утешения и надежды... Надежды на встречу с тем, кому оставалась верна все тридцать лет, которые ей предстояло ещё прожить в горьком одиночестве и доброделании. По семейным преданиям, она самоотверженно ухаживала за больными во время случившейся в Тифлисе страшной эпидемии холеры и, заразившись, скончалась в 1857 году, упокоясь в одной могиле со своим незабвенным супругом, под надгробной плитой с высеченной от её имени надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя"...

Да не разлучит Господь русско-грузинское "достояние Своё" и сохранит его в добрососедстве, взаимопомощи и совместном противлении розни мира сего!

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU